Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф. Тённис. Город как «общественная» социальность

Идея формальной рациональности как основы нового типа отношений, проявивших себя особенно ярко в городах, является одной из центральных в социологии Ф.Тённиса. Он предложил различать два типа социальности: «общинность» («Gemeinschaft”) и “общественность” (“Gesellschaft»).

“Gemeinschaft” как идеальный тип традиционного сельского общества характеризуется следующими чертами: 1) доминирующей формой отношений является непосредственный контакт; 2) механизмами регуляции взаимодействия являются личный пример и традиция; 3) основой социального положения является приобретённый по родству статус; 4) субъектом социального действия является «самость», действующая на основе личных убеждений, формирующихся в процессе первичной социализации; 5) основой взаимодействия являются: кровное родство, соседство, дружба.

“Gesellschaf” как идеальный тип нового, городского общества характеризуется следующими чертами: 1) доминирующей формой отношений являются специализированные безличные отношения, основанные на расчете; 2) механизмами регуляции взаимодействия являются формальная нормативность и деловая этика; 3) основой социального положения является достигаемый статус, индивидуально-личные достижения; 4) субъектом социального действия является «лицо», действующее на основе формального механического единства с другими; 5) основой взаимодействия являются формальные организации и контракт.

Долгое время эту схему воспринимали как описание реальных отношений в реальном пространстве и на её основе противопоставляли сельский и городской образ жизни, не обращая внимание на существенное методологическое замечание самого Тённиса: «Всё развитие имеет тенденцию приближения к “Gesellschaft”, в котором, с другой стороны, сохраняется сила «Gemeinschaft”, хотя не проявляется ярко, остаётся реальностью общественной жизни». Городское сообщество и городской образ жизни в действительности являются более сложными и многоплановыми феноменами, нежели институционализированное пространство. Это стало проясняться, когда началось серьёзное эмпирическое изучение городской жизни во всём её многообразии, что в немалой степени связано с именем Р. Парка, который развил идеи Тённиса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
М. Вебер. Социокультурные предпосылки появления города | Город как коммуникативная среда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.