Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи социокультурного проектирования




Проектировочный аспект

 

ЛЕКЦИЯ 16

 

3.2.1. Структурно–функциональная парадигма

 

Проектирование как создание и реконструкция социальных объектов: коллективов, сообществ, организаций и т.п. Принципы структурно-объектного проектирования: 1) выделение градообразующего фактора как ядра социальной системы, 2) плановый характер и основа проектирования, 3) принцип инфраструктурного обеспечения, 4) Принцип кадрового обеспечения. Недостатки структурно-объектного проектирования: 1) усреднённость нормативов и показателей, 2) элиминация населения из процесса проектирования, 3) отношение к населению как к одному из элементов социальной системы (профессионально-демографический), 4) административное (территориальное и отраслевое) основание проектирования.

Методы: структурно-функционального конструирования городской среды: нормативно-статистический, дизайн-проект, вживание в среду, аналогия, ассоциация.

 

3.2.2. Социокультурная парадигма проектирования города

 

Лекция 17

 

3.2.2.1. Методология социокультурного проектирования

Традиционная структурно-функциональная парадигма (объектно-структурный подход) проектирования городов была нацелена на создание социальных систем (поселенческих комплексов, коллективов) по заданным принципам и параметрам. Основой проектирования выступал нормативный прогноз, представлявший собой научный расчет наиболее оптимального и рационального состояния социальных систем, создававшихся для достижения определённых целей. В современном обществе, особенно российском, ситуация изменилась. Возросшая динамика социальных изменений, во-первых, серьёзно поколебала веру в возможность и необходимость рациональных расчетов, а, во-вторых, трансформировала представления о будущем: оно стало пониматься как социокультурный проект желаемого состояния, вырабатываемый в процессе коммуникации. Пришло понимание, что «город – это, прежде всего, особым образом организованное, обитаемое, жизненное пространство-время. Оно создаётся деятельностью людей, ментальность, культура, биографии, жизненные стратегии и повседневные запросы которых и составляют социальную основу сотворения рукотворных городских ландшафтов» (Т.М. Дридзе). То есть, городская среда обладает гораздо большим числом измерений и сфер проектирования, и основным субъектом его должно быть само население города и его отдельных районов. Объектом же проектирования должно быть взаимодействие, процесс коммуникации, в ходе которого и возникает среда обитания, важнейшей качественной характеристикой которой и является коммуникативность как осмысленность и гуманность.

Целью социокультурного проектирования городской среды должно быть повышение уровня комфортности личности, попросту говоря, людям должна нравиться их среда обитания, чтобы не было неустроенности во всех жизненных смыслах, чтобы меньше негативных переживаний было связано с местом жизни, чтобы среда помогала восстанавливать личностный ресурс.

Социокультурное проектирование как теория ставит следующие задачи.

1) Создание модели многомерной среды обитания как комплексного жизненного пространства, обладающего биоэкологическим, экономическим, социоструктурным (общностно-групповым) и социокультурным (нормативным, ценностно-смысловым) измерениями. 2) Достижение социальной адресности проектов. Они должны быть привязаны к конкретному населению и конкретным территориям, а не иметь в виду среднестатистического человека. При этом проектирование должно опираться не на заранее установленные (хотя бы и разработанные в НИИ) нормативы, а исходить из следующей информации: 1. специфики конкретной ситуации, представленной в форме перечня актуальных жизненных проблем, видимых с различных социальных позиций (статусных групп, экономических и политических интересов, научных расчетов); 2. специфики конкретной ситуации, представленной в форме вероятностной модели наметившихся тенденций развития объекта проектирования. 3) Установления и достижения приоритета локального и самоорганизующегося начала над глобальным, ведомственным и директивным. Практическое достижение этого приоритета возможно при условии создания юридически правомочных территориальных корпораций, включающих различных субъектов социального проектирования (учёных, практиков, должностных лиц, инвесторов, обывателей), владеющих не только правами, но и ресурсами целевого назначения и обеспечивающих изыскательскую (социально-диагностическую) и конструктивно-коммуникативную стадии разработки и реализации проектов, с одной стороны, а также проведение комплексной научно-гуманитарной экспертизы последствий – с другой.

«Памятка проектировщика». Размышления над судьбами проектов привели к мысли о том, что основная причина неудач и негативных последствий заключается в их абстрактности, в отсутствии необходимой и достаточной связи с конкретной ситуацией и конкретными исполнителями. Постепенно вырисовался круг вопросов, которыми надо задаться в самом начале, чтобы проект был более продуманным и реалистичным. Это следующие простые вопросы: 1) Зачем нужен проект, какую проблему планируется решить с его помощью? 2) Кто и почему поднимает вопрос о необходимости данного проекта, именно здесь, сейчас и в таком варианте? 3) Чьи интересы и судьбы затронет проект? 4) Кто инвестор, заказчик, исполнитель и каковы их ресурсы? 5) Кто, за что и как отвечает? 6) Какие негативные последствия возможны, какова и как будет осуществляться компенсация?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.