Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод опроса в социокультурном проектировании

Цель – найти точки сопряжения различных восприятий проблемной ситуации всеми субъектами проектирования и выработать концепцию ситуации, включающую в себя понимание проблем и способов их разрешения.

Техника опроса – ситуационно – биографическое интервью полустандартизованного типа.

Варианты опроса: опрос населения и опрос экспертов.

Опрос населения.

Структура опросника.

Блок А. Цель – выявить значимые для респондента проблемы, установить степень их актуальности, приоритетности, взаимосвязанности, разрешимости. Задачи: 1. Выявить субъективную оценку факта наличия, характера интерпретации и степени актуальности проблем. 2. Выявить представления о времени, механизме и возможностях разрешения конкретных проблем.

Блок Б. Типология респондентов. Цель – выявить особенности респондентов, позволяющих отнести их к определенным «интерпретационным» типам, для которых характерен свой способ интерпретации ситуации. Задачи. 1. Выявить основание (психологическое, статусное, когнитивное) и эмпирические индикаторы определенных интерпретационных типов личности. 2. Выявить принципы (политические, этические и другие) восприятия ситуации различными интерпретационными типами.

Блок В. Описание контекста проблемных жизненных ситуаций. Цель – выявить факторы, обусловливающие становление и разрешение проблем. Задачи: 1. Выявить и сгруппировать ситуационные факторы различного уровня: социетального, социокультурного, локального. 2. Иерархизировать факторы по степени возможностей влияния на них. 3. Выделить контекстульно-образующие факторы для территорий, групп, субъектов проектирования. 4. Выявить структуру распространения проблем по территориям. 5. Определить «синдромы» проблем, соответствующие различным территориальным образованиям и группам с последующей иерархизацией «синдромов» по степени напряженности.

Возможности использования материалов опроса.

1. Выявление устойчивых сочетаний («синдромов») проблем для определения и типологии жизненных ситуаций. Это ключевая информация для реализации прогнозного социального проектирования.

2. Определение степени напряженности проблемной жизненной ситуации с проверкой ряда гипотез, связей, ситуационной напряженности с отдельными проблемами.

3. Определение структуры проблемных жизненных ситуаций применительно к различным группам, территориям, зонам и т.д.

4. Выявление устойчивых признаков, характеристик групп респондентов, для которых характерен определенный тип проблемной ситуации (типология «проблемных» групп).

5. Выделение факторов, которые могут быть подвергнуты корректирующим управленческим воздействиям в целях ослабления «меры проблемности» жизненных ситуаций у отдельных категорий граждан.

6. Определение распространенности различных типов проблемных жизненных ситуаций по городским зонам, связи типичных ситуаций с характеристиками данных зон.

7. Создание карт распространения проблемных жизненных ситуаций.

8. Моделирование развития ситуации при наличии разного рода управляющих воздействий или, напротив, при отсутствии таковых.

9. Фиксация динамики проблем: выявление не только генезиса проблем, но и их «сцепления»: как и при каких условиях одна проблема тянет за собой другую. В результате возникает возможность прогнозировать структуру проблемных ситуаций.

10. Проверка гипотез эмпирико-практического характера (появившихся в процессе изучения собранного эмпирического материала), подтверждение которых, хотя и может показаться заведомо очевидными, требует, однако, доказательств.

Опрос экспертов.

Виды экспертов: 1. Ответственные должностные лица. 2. Инвесторы. 3. Специалисты–практики. 4. Должностные лица–функционеры.

Задачи опроса экспертов. 1. Выяснение точек зрения на проблемы и способы их разрешения. 2. Определение мотивов отношения к проблемам и способам их отношения. 3. Выяснение трактовки прав и обязанностей различных субъектов проектирования. 4. Выяснение степени их готовности на выявление решения проблем. 5. Выяснение характера и степени личной заинтересованности в выявлении и решении проблем, а также меры их информированности и компетентности.

Характер информации от экспертов: 1. Информация собственно экспертного характера о положении дел и проблемах, способная служить диагностическим и проектным целям. 2. Информация функционального характера, позволяющая судить о реальных условиях и структуре деятельности опрашиваемого лица; выяснение возможностей различных должностных лиц. 3. Информация личностного характера: мотивы и характер отношения к проблеме.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информативно–целевой анализ текстов | Инструкция к выявлению информативно-целевой структуры текста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.