Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция к выявлению логико-фактологической цепочки текста




для расчета коэффициента его информативности (избыточности)

 

1. Прежде чем приступить к выделению логико-фактологической цепочки, текст следует прочитать полностью от начала до конца, как минимум, дважды, вдумавшись в его содержание и назначение.

2. Затем нужно отыскать в тексте или сформулировать, основываясь на понимании прочитанного, основное коммуникативное намерение, для реализации которого был создан данный текст. Иными словами, повторить операции, указанные в пунктах 1 и 2 инструкции, приводившейся выше.

3. При повторном чтении (оно может быть и трех, и четырехкратным) нужно мысленно выделять и помечать черточкой или выписывать на лист бумаги опорные полнозначные слова текста, составляющие его основные смысловые узлы, вместе с примыкающими к ним служебными словами (так называемые синтаксемы) Делать это надо последовательно — предложение за предложением.

4. Названные слова должны быть связаны как с основным авторским замыслом, так и между собой в единую смысловую цепочку, где каждое последующее полнозначное слово находится в логической смысловой связи с предшествующим. Таким образом, выделяя опорные слова каждого последующего предложения, необходимо мысленно проверять наличие логической смысловой связи с опорными словами предшествующего предложения, а также с целью сообщения в целом, т.е. взвешивать значимость выделяемого опорного слова для реализации цели сообщения (такие опорные слова, очевидно, обнаружатся не в каждом предложении).

5. Технические приемы:

а) неполнозначное слово объединяется с полнозначным в единый смысловой узел;

б) в интересах согласования в отдельных случаях допускается перестановка слов в списке, не нарушающая смысловой структуры текста (например, определение к существительному с предлогом лучше поставить после этого существительное);

в) первое опорное слово, принадлежащее очередному предложению, пишется с заглавной буквы;

г) последнее опорное слово каждого предложения сопровождается знаком препинания, стоящим в конце данного предложения;

д) выписанные синтаксемы, т.е. опорные смысловые узлы, выраженные отдельными словами или сочетаниями полнозначных слов с примыкающими к ним служебными, нумеруются;

е) для подсчета коэффициента информативности или для определения избыточности текста, подсчитывается общее число синтаксем в тексте и вычисляется их отношение к числу синтаксем, вошедших в логико-фактологическую цепочку. Чем ближе полученный в итоге коэффициент информативности (избыточности) текста к единице, тем менее он избыточен по отношению к авторскому замыслу.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

I. Авторский замысел, или цель сообщения (предикация 1-го порядка).

II. Элементы общего содержания:

А. Основные элементы (предикация 2-го порядка):

А-1 эл. Основная идея (тезис).

А-2 эл. Разъяснение основной идеи (тезиса).

А-3 эл. Описание ситуации и выражение отношения к ней:

А-3.1 эл. Описание ситуации:

А-3.1-1 эл. Ситуативно-событийный план,

А-3.1-2 эл. Ситуативно-субъективный план,

А-3.1-3 эл. Ситуативно-образный план.

А-3.2. эл. Выражение отношения.

 

Б. Второстепенные элементы (предикация 3-го,4-го и т.д. порядка).

Б-1. Элементы предикации 3-го порядка:

Б-1.1 эл. Иллюстрации к основным идеям.

Б-1.2 эл. Иллюстрации к разъяснению основных идей.

Б-1.3 эл. Иллюстрации к описанию ситуации отношение к ней:

Б-1.3-1 эл. Иллюстративно-событийный план,

Б-1.3-2 эл. Иллюстративно-субъективный план,

Б-1.3-3 эл. Иллюстративно-образный план.

Б-2. Элементы предикации 4-го порядка:

Б-2.1 эл. Общий фон к цели сообщения.

Б-2.2 эл. Общий фон к основному тезису.

Б-2.3 эл. Общий фон к описанию ситуации и отношению к ней:

Б-2.3-1 эл. Фоново-событийный план,

Б-2.3-2 эл. Фоново-субъективный план,

Б-2.3-3 эл. Фоново-образный план.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.