Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные и реальные общности

Условные общности в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи. Любое множество, выделение которого осуществляется на основе обладания всеми определенной чертой, составляет социальную категорию. Таким образом, социальная категория — это “совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку (например, пол, возраст, профессия, вероисповедание и т.д.).

Множество людей, имеющих одну и ту же специальность, будет называться профессиональной категорией.

Множество людей одного и того же возраста (например: 60-75 лет) будет возрастной категорией. Множество людей одного пола — категорией пола. Поэтому следует говорить не о “группе блондинок”, а о “категории блондинок”, не о “возрастной группе молодежи от 18 до 25 лет”, а о “возрастной категории молодежи от 18 до 25 лет” и т.д. Такие социальные категории будут являться чисто условными.

Люди, которые принадлежат к одной и той же категории (например, возрастной, имущественной, профессиональной и т.п.), всегда обладают одной или несколькими общими чертами, наличие которых может привести к возникновению внутренней связи в данной социальной категории и даже к созданию своих собственных общих институтов. Возникновение любой внутренней связи в социальной категории свидетельствует о преобразовании ее в социальную общность (например, клуб толстяков).

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массовые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие “социальная группа”, “группа”.

Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.

Толпа — это относительно кратковременное скопление (объединение) большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более сложной.

Толпа — это не простая агрегация индивидов, а нечто большее, так как пространственное объединение приводит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. К взаимообмену, естественно, неявному, ведет простое осознание присутствия вокруг других людей, основанное на лицевой мимике, жестах, позах и т.д.

Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и импульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.

Публика — это “формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию” [250. С.283]. Другое, более краткое, определение приводит Г.М.Андреева — “кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем” [9. С.173]. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей.

Аудитория (от лат. auditorium — место для слушания) — “совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом” [250. С.26]. Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д. [см.: 318. С.65].

Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д..

) Социальные движения подразделяются:

По масштабам предполагаемых изменений: на реформистские социальные движения относительно ограниченные по своим целям и не ориентированные на преобразование основных институциональных структур, Т.е. направленные на преобразования внутри общества (например, движение за права животных, движение против абортов) радикальные социальные движения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затронуть основы социальной организации, в конечном результате они приводят к преобразованию самого общества (например, за национальное освобождение в колониальных странах). Крайней формой выступают революционные движения, направленные на тотальное изменение общества (например, коммунистическое движение);

по качеству предполагаемых изменений: на прогрессивные обращены в будущее, стремятся сформировать общество, которое раньше не существовало, внедрить новый образ жизни, создать новые институты, ввести новые законы (например, движение за освобождение женщин); “консервативные” или “ретро-активные” — обращены в прошлое, выступают за возрождение старых традиций, стремятся восстановить образ жизни, институты, законы и верования, которые раньше уже существовали, но по каким-то причинам или были забыты, или отброшены в ходе истории (например, монархические движения, выступающие за восстановление монархического строя, экологическое движение, разного рода религиозные движения);

по отношению к целям предполагаемых изменений: на первые — направлены на изменение социальных структур. Они могут принимать две формы: во-первых, это социополитические движения (“национальные социальные движения”), выступающие за изменения в политике и экономике, за сдвиги в стратификационных и классовых структурах, во-вторых, это “социокультурные движения”, выступающие за изменения убеждений, ценностей, норм, символики (например, хиппи, панки); вторые — на изменение личности, также могут принимать две формы: во-первых, это разного рода религиозные и мистические движения, борющиеся за спасение своих членов, общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения, движение “Белые одежды”); во-вторых, движения, призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту;

по “вектору” изменений: на положительный “вектор” имеет большинство социальных движений, в которые люди объединяются для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое; отрицательный “вектор” имеют движения, выступающие против современности (например, движения, возрождающие этнические или национальные особенности). Особо следует отметить альтернативные движения, Т.е. симметричные пары социальных движений, свойственные современным обществам (например, правые и левые, сионисты и антисемиты);

по времени возникновения на “старые социальные движения”, характерные для раннего периода современной эпохи, в основном на первое место выдвигавшие экономические интересы и требования (например, рабочее движение, фермерское движение);“новые социальные движения”, которые начали возникать в последние десятилетия (например, движение за мир, феминистское движение, экологическое движение). Новым движениям характерны следующие черты: их внимание сосредоточено на новых темах и интересах, находящих свое выражение в обеспокоенности по поводу качества жизни, их волнуют культурные проблемы, права личности; их членами являются представители разных классов и слоев, в основном преобладают люди, относящиеся к среднему классу, образованные и имеющие высокий уровень сознательности; они чаще всего децентрализованы и не имеют жесткой иерархической организации;

Общественность — это передовая часть общества, выражающая его мнение [см.: 180. С.438]. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении [см.: 18. С.187]. Он выделяет следующие отличительные признаки общественности: во- первых, наличие какой-то проблемы; во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в которую вступают индивиды; в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы. Общественность, как правило, состоит из заинтересованных определенным образом решить данную проблему групп и “незаинтересованного корпуса схожих со зрителями индивидов” [18. С.190].

Социальный круг — это некоторое количество лиц (состав может меняться), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личные контакты с целью обмена информацией между собой, при этом не обладающих ни четким отличительным признаком, ни определенной внутренней организацией, не ставящих каких-либо общих целей и не предпринимающих совместных усилий.

Профессиональные круги (круги коллег) — это социальные общности, члены которых или работают на одном предприятии, или учатся (учились) в одном учебном заведении, или принадлежат к одному спортивному обществу (клубу) и т.п. В данном случае контакты могут быть уже личными и приводить к частым и близким взаимодействиям. Подобные круги могут возникать в рамках группы, их объединяет заинтересованность или возможность удовлетворить какие-либо стремления или потребности. Структура кругов коллег более компактна, и в них осуществляется определенный контроль над положением и поведением его участников. Это является результатом близких личных контактов и личной заинтересованности его участников друг в друге. Вход и выход из круга свободен, но иногда круг может дать понять кому-нибудь, что его присутствие нежелательно. Круги не имеют устойчивой организации, состав участников текуч. Несмотря на это, в отличие от контактных кругов, профессиональные круги являются более прочными образованиями и при определенных условиях часто перерастают в устойчивые социальные группы.

Групповые общности. Самостоятельное понятие группы наряду с понятиями личности (индивида) и общества мы встречаем уже у Аристотеля. Т.Гоббс первый определил группу как “известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом” [41. С.244]. Все группы людей он разделил на упорядоченные и неупорядоченные. В свою очередь упорядоченные разделил на абсолютные, независимые (это только государство) и подвластные, зависимые. Подвластные подразделил на политические и частные, а частные на законные и противозаконные.

При изучении проблем социальных групп ученые разделяют большие группы (общности) и малые группы.

Большая группа — это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредственно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие десятки тысяч членов: большие классовые, религиозные, этнические и другие группы, включающие огромные массы членов, разбросанные на обширной территории.

В связи с этим внутренняя сплоченность, организованность, структурированность, как и наличие институционализированных форм деятельности и групповое сознание, больших групп различны.

В зависимости от критерия, лежащего в основе градации, классификацию существующих больших групп (общностей) можно представить следующим образом:

1. Общности, выделяемые на основе особой культурно-исторической самобытности (племя, народность, нации).

2. Общности, выделяемые на основе их отношения к собственности и общественного разделения труда (различные социальные классы и социальные слои).

3. Общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион).

4. Многочисленные целевые общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности (партия, религиозные объединения и т.д.).

Выделяются и другие типы общностей. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальные общности | Социальные организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.