Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Социальный контроль и девиация




 

1. Социальное поведение.

2. Социальный контроль.

3. Социальные отклонения.

 

1. Все, что делают люди, складывается из отдельных поступков. Поступок – единица человеческого поведения. Но поступок может быть случайным, совер­шенно непреднамеренным. Поэтому на основании одного поступка нельзя де­лать выводы о человеке, о его позиции. Серия однотипных поступков, совер­шаемых в однотипных ситуациях, определяется как деятельность. Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. В ее основе лежат потребности человека. Они осознаются в качестве интересов. Интересы оцениваются человеком и превращаются в мотивы. На основе достаточно сильного мотива формируется цель. Весь этот процесс связан с субъектом деятельности – Деятелем. Но уже на этапе оценки интересов важно, как именно Деятель представляет себе ситуацию деятельности, т.е. ее конкретные условия, и свои возможности как-то повлиять на эту ситуацию. Значит, важно, кто действует и как действующее лицо представляет себе ситуацию, условия своей деятельности. На этой основе у Деятеля складывается определенное отношение к ситуации, благодаря которому вырабатывается конкретный план деятельности. Побуждение к деятельности всегда связано с неудовлетворенностью (от голода до жажды любви или стремления к самореализации). Единицей деятельности, как объединенной общей целью серии поступков, будет уже не поступок, а действие. Для него характерно взвешивание вариантов, шансов на достижение вполне определенной цели. В отличие от поступка, действие не бывает случайным. Если по поступку нельзя судить о человеке, то по действию – можно.

Если действие ориентировано на других людей, учитывает их присутствие, возможные реакции и пр., то это – социальное действие.

Как любое действие, социальное действие всегда мотивировано. Мотив включает в себя в этом случае: 1) индивидуальную цель и 2) ориентацию на другого, ожидание, учитывающее возможную ответную реакцию окружающих.

Социальное действие может быть целерациональным, т.е. последовательно продуманным, осмысленным.

Оно может быть ценностно-рациональным. В этом случае Деятель может и не отдавать себе отчет в целях своих действий. Он подчинен определенным требованиям, принятым в данном обществе или группе. Важно сохранить и упрочить связь с группой, с обществом. Это и есть высшая цель ценностно-рационального действия.

Ю. Хабермас определил целерациональные действия как инструментальные. Здесь само действие является инструментом, средством достижения какой-то цели. Все, так или иначе связанное с этим действием, включая и других людей, становится инструментом достижения данной цели. Действие же ценностно-рациональное является коммуникативным действием. Субъект не всегда осознает его цель. Для субъекта целью такого действия непосредственно выступает поддержание и укрепление, развитие отношений с другими людьми. Эти отношения представляют собой самостоятельную ценность для действующего лица. Они – цель его действий.

Но иногда участие сознания в процессе социального действия минимально. Субъект может действовать под влиянием сильного эмоционального напряжения. Тогда речь идет об аффективном действии. Оно тоже является социальным действием, т.к. направлено на других людей, ставит задачу как-то повлиять на них. Однако здесь нельзя говорить о продуманности действия, его планировании. Иногда, напротив, субъект действует тоже не осознанно, хотя и без каких-либо заметных эмоций. Так часто бывает, когда человек совершает привычные действия. Тогда можно говорить о традиционном действии.

З. Фрейд и его последователи создают целостную картину социального действия.

Человек – существо биологическое. Его деятельность всегда направлена на удовлетворение определенных потребностей, того, в чем человек испытывает нужду. В основе этих потребностей лежит биология вида. Требования организма находят выражение в инстинктах, влечениях и прочих неосознаваемых побуждениях. На этом строятся аффекты, выражающие конфликт между бессознательным и сознательным в действиях людей. В процессе социализации человек обучается сознательным социальным действиям. При этом часть таких действий становится привычкой. Привычные действия приобретают характер традиции и перестают осознаваться. Так складывается то, что называется подсознательным.

Т. Парсонс разработал общую систему человеческого действия, которая включает в себя: 1) систему личности; 2) социальную систему; 3) систему культуры. Человек действует в определенной социальной среде, в объективной обстановке. Он руководствуется воспитанными в нем представлениями, т.е. определенной социальной культурой. И при этом ему постоянно приходится совершать выбор: как именно действовать. В этом проявляются особенности личности, включая даже особенности индивидуального организма.

Иначе говоря, человеческие действия происходят потому, что человек стремится удовлетворить свои потребности, ориентируясь на самого себя и на требования социальной среды. Таким образом, личность и культура создают те рамки, в которых разворачиваются действия.

Типичная для субъекта совокупность действий, тип деятельности определяются как поведение.

Поведение – внешнее проявление деятельности, в котором проявляется позиция субъекта. В нем реализуются внутренние побуждения человека, его выбор.

Выделяют четыре уровня поведения. Первый уровень – типичные реакции на конкретные ситуации, поведенческие акты. Второй уровень – привычные действия, образующие элементы поведения. Третий уровень – целенаправленная типичная последовательность действий в определенной сфере жизнедеятельности человека (например, гендерное поведение). Четвертый уровень – типичные действия, направленные на реализацию жизненных целей, смысла жизни.

Т. Парсонс подчеркивал, что система социального действия строится по принципу кибернетики. Сначала формируется прямая связь, отражающая последовательность и иерархию значений действий. Система социального поведения выстраивается снизу вверх: от первого уровня к четвертому. Но, по мере того, как она складывается, начинает действовать обратная связь. Высшие уровни начинают регулировать низшие: смысл жизни подчиняет себе типовые деятельности, привычные действия и даже отдельные поведенческие акты. Система как бы переворачивается.

Но поведение всегда ограничено определенными рамками, создаваемыми обществом. Эти рамки поддерживаются с помощью социального контроля.

 

2. Задача социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений.

Система социального контроля упорядочивает и формализует требования, предъявляемые индивиду обществом или группой, придает им категоричность.

Социальный контроль опирается на социальные нормы, т.е. требования, ожидания, образцы желаемого поведения, которые закрепляются в праве, морали, философско-этических и идеологических представлениях, в художественном творчестве. Социальная норма – это статистический стандарт социального поведения. В ней соединяется и переплетается два начала. Социальная норма всегда направлена на какой-то идеал. И в то же время, она всегда отражает то, что есть в действительности, что воспринимается как нормальное, правильное. А "правильное" – это то, что соответствует господствующим представлениям о том, что и как надо делать, как надо поступать. Здесь идеал и действительность не всегда совпадают. Поэтому социальный контроль нельзя рассматривать как формальное принуждение субъекта к исполнению социальной нормы. Сама норма является фактом социальной жизни. Она изменяется вместе с изменением общества. Но при этом происходит запаздывание изменения норм: надо бы вести себя так-то и так-то, да нельзя, поскольку это не соответствует общепринятым правилам. А вести себя по правилам тоже нельзя, т. к. правильное поведение мешает достижению целей. Начинается приспособление норм к ситуации, к объективному положению дел.

В качестве стимула, предопределяющего характер индивидуальных действий, выступает действие группы как реакция на действия индивида. Индивидуальное действие одобряется и поддерживается группой, или, наоборот, осуждается и пресекается. Тем самым, помимо воли и желания индивида, его действия становятся социальными, соотнесенными с действиями и мнениями других людей.

Конечно, очень важно, как субъект (индивид и группа) оценивает себя и ситуацию. Это зависит от критериев социальных оценок. На уровне индивида эти критерии создают индивидуальную шкалу оценок. На уровне социальной группы – общественную шкалу оценок.

Итак, первый компонент системы социального контроля – индивидуальное действие.

Реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей социальной шкалы оценок, являющейся результатом обобщения системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, общества в целом. Эта социальная шкала оценок – второй компонент системы социального контроля.

На основе общественно принятых оценок складывается третий элемент системы социального контроля: категоризация индивидуальных действий. Группа, общество с одной стороны, и сам индивид с другой стороны, оценивают индивидуальное действие как социально желаемое, одобряемое, или, наоборот, социально неприемлемое, неодобряемое. Конкретное действие подводится под правило, категорию (плохо / хорошо).

Совокупность этих категорий / оценок создает четвертый компонент системы социального контроля – общественное самосознание.

От состояния общественного самосознания, общественной самооценки, принятых критериев оценки ситуаций, зависят характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных социальных санкций, стимулирующих соответствующее социальное поведение. Это – пятый компонент системы социального контроля.

Эти пять компонентов вместе составляют систему внешнего социального контроля.

Но реакция индивида на социальные действия / санкции общества или группы зависит от индивидуальной шкалы оценок, которая может и не совсем совпадать с социальной шкалой оценок. Поэтому индивидуальная шкала оценок тоже является очень важным, шестым компонентом системы социального контроля.

На основе этой индивидуальной шкалы оценок действует седьмой компонент системы социального контроля: самокатегоризация, принятие роли индивидом, самоидентификация. Индивид думает и действует, руководствуясь самооценкой: раз я студент, то должен вести себя так-то и так-то.

Совокупность этих индивидуальных оценок и самооценок, индивидуальных представлений о себе и своем месте в обществе, создает восьмой компонент системы социального контроля. Это – индивидуальное самосознание. От него непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на действия группы или общества в целом, затрагивающие интересы индивида.

Таким образом, дополненная компонентами внутреннего контроля, самоконтроля, система социального контроля приобретает вид процесса взаимодействия общества и личности по любому поводу, если этот повод, так или иначе, затрагивает интересы общества, группы.

Исходной и конечной точкой этого процесса является индивидуальное действие, поведение человека. Цель социального контроля – придать этому поведению "нормальный", т.е. социально приемлемый, вид.

Это достигается на основе соотнесения конкретных действий с социальной нормой.

Форма социальной нормы может вполне соответствовать целям общества или группы, достигаемому результату. Норма – функциональна.

Форма социальной нормы соблюдается, однако она отрывается от реального положения, становится самоцелью, и, в конце концов, начинает тормозить процесс достижения целей, мешать получать желаемый результат. Норма становится дисфункциональной.

Реальный результат достигается посредством обхода, игнорирования или прямого нарушения социальных норм. Норма становится "ненормальной" и заменяется новой нормой.

Иначе говоря, социальные нормы, лежащие в основе системы социального контроля, представляют собой и структуру, упорядочивающую социальные действия и оценки, и, в то же время, процесс развития отражающих эти нормы представлений, которые на определенном этапе поражают своей неординарностью, новизной, неожиданностью, даже вызывают шок, а потом, с течением времени, начинают мало-помалу поражать и шокировать своей архаичностью, устарелостью. Любая норма когда-то утверждалась вопреки старым нормам, как их отрицание. И любая норма со временем уступает место новой норме, переставая восприниматься в качестве нормы, императива социального поведения.

Социальная норма – явление относительное.

 

3. С понятием социальной нормы и ее относительности, исторической обусловленности, связано такое явление, как отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, не соответствующее принятым в данном обществе правилам.

Оно может быть индивидуальным. В этом случае девиантное поведение не всегда объясняется социальными причинами. Оно может быть следствием психических или психологических патологий.

Отклоняющееся поведение может быть исторически возникшим социальным явлением, выражающимся в достаточно распространенных, массовых формах деятельности, не соответствующим общепринятым нормам. Так бывает в периоды динамичных социальных изменений, когда изменение объективной социальной реальности, состояния общества, требует отказа от устаревших норм поведения, но отсутствие других общепринятых норм заставляет людей формально ориентироваться на то, что есть, фактически нарушая едва ли не все сложившиеся требования и запреты.

Такое состояние общества, когда старые нормы уже не соответствуют новым отношениям, а новые нормы еще не сложились и не утвердились в обществе, называется аномией.

То есть, как социальное явление, девиантное поведение возникает в периоды социальной дезорганизации, выражающейся в том, что людям не понятно, по каким правилам надо жить, хотя и ясно, что жить без правил – нельзя.

Отклоняющееся поведение – способ поиска новых типов, образцов, норм социального поведения. Оно выражает противоречие между целями и средствами их достижения. Если этого противоречия нет, то нет и отклоняющегося поведения.

Отклонение – не внутренне присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки. Наиболее подробно разработал эту тему американский социолог Говард Беккер.

Иначе говоря, отклоняющимся будет считаться такое поведение, которое общество или группа, руководствуясь принятыми нормами, будет считать отклоняющимся.

Получается, что, чем больше ясных и определенных норм, чем более они детализированы, конкретны, тем больше вероятность социальных отклонений. И наоборот, чем меньше норм, чем они менее конкретны, тем труднее их нарушить (нечего нарушать), тем менее вероятно социальное отклонение.

Р. Мертон разработал концепцию пяти типов отклоняющегося поведения.

Конформизм предполагает подчинение обществу или группе, включая и согласие с "ярлыком". Человек смиряется с новыми обстоятельствами, принимая предлагаемые ему обществом цели, средства, соответствующие роли. "Раз вы считаете меня таким, я таким и буду!". Такой тип поведения характерен для подростковой среды, когда, чтобы сохранить отношения, человек соглашается с навязываемой ему ролью дурачка, клоуна и т.п. Конформизм является типом отклоняющегося поведения тогда, когда конформист соглашается играть роль девианта, становится "козлом отпущения".

Инновации предполагают желание достичь цели любыми способами. Человек ищет новые возможности, способы, методы достижения цели. При этом важно подчеркнуть, что инновации – не обязательно положительное явление. Инновационное поведение характерно для криминальной среды, особенно в сфере современной экономической преступности. В любом случае инновация является типом отклоняющегося поведения потому, что применяемые для достижения цели средства оказываются неожиданными и даже не желаемыми для общества.

Ритуализм представляет собой форму обхода существующих социальных норм, когда внешне, формально нормы соблюдаются, а в действительности - нарушаются. Так студент может приходить домой не позже десяти часов вечера, умудрившись до этого времени нарушить все требования и запреты родителей.

Ретритизм представляет собой такой тип поведения, когда субъект "уходит" от проблем: чтобы избежать необходимости выбора какой-то конструктивной модели поведения, необходимости что-то делать, субъект начинает придумывать объяснения, почему он не может и не должен ничего делать, часто действительно уходя в виртуальную реальность наркотиков, алкоголя, компьютерных игр, дамских романов или сериалов, учебы или спорта и т.д.

Социальное поведение, по своему содержанию соответствующее любому из этих четырех типов отклоняющегося поведения, может и не быть отклоняющимся. Учиться или заниматься спортом люди могут и не для того, чтобы "уйти" от проблем реальной жизни.

Здесь дело не в содержании, а в значении действий.

Другое дело – пятый тип отклоняющегося поведения. Мятеж – это всегда активный протест против существующих норм, правил, стандартов социального поведения. Он всегда преследует цель уничтожения "старого мира".

Эти основные типы отклоняющегося поведения не возникают на пустом месте по воле субъекта. Общество, используя систему социального контроля, обучает людей определенным типам социального поведения. В зависимости от индивидуальных особенностей, включая, конечно, и особенности социальной микросреды, малых групп, общество подталкивает человека к выбору определенного типа социального поведения. При определенных обстоятельствах, социальные условия толкают индивида или группу к выбору того или иного типа отклоняющегося поведения.

Конечно, отклонение может быть достаточно безобидным по своим последствиям для человека и для общества. Когда человек не расстается с плеером, можно говорить о форме асоциального поведения, о конкретной форме ретритизма. Более опасны различные формы антисоциального поведения, включая делинквенцию (противоправное поведение, преступность).

Критерием является польза для общества. На этом основании Э. Фромм говорил о деструктивном и конструктивном поведении.

И нормативное, и отклоняющееся поведение может быть как конструктивным, так и деструктивным. Что полезно, то хорошо. Дело – в критериях оценки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.