Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство и лидерство в группе

В группе всегда можно выделить систему управления. В неформальной группе управленческие функции берет на себя лидер, в формальной – руководитель.

Руководитель – это человек, который несет ответственность за результаты деятельности группы. Руководитель назначается официально, имеет закрепленные права и обязанности. В частности, руководитель может применять систему наказаний (увольнение, лишение премии и т.д.) и поощрений (повышение по должности, материальное вознаграждение) для усиления эффективности деятельности группы. Руководитель представляет группу во внешних организациях и решает вопросы, связанные с официальными отношениями. Кроме того, руководитель несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.

Взаимоотношения подчиненных с руководителем и результаты деятельности зависят от стиля управления. Выделяют следующие управленческие стили.

Авторитарный стиль. Здесь присутствует единоличное принятие решений руководителем, жесткий контроль за деятельностью подчиненных. Часто используются наказания. Подчиненный оценивается только с позиций его эффективности как работника, эмоционально-психологические характеристики, не имеющие отношения к процессу деятельности, не берутся во внимание. Данный стиль управления оправдан в экстремальных ситуациях (война, катастрофа, авария).

Демократический стиль. При этом стиле управления решения принимаются на основе обсуждения, учитываются мнения и интересы сотрудников. Данный стиль управления эффективен, однако он предъявляет особые требования ко всем членам коллектива – от руководителя до рядовых исполнителей, к их интеллектуальным, моральным, коммуникативным способностям.

Либеральный стиль. При этом стиле управления руководитель практически не вмешивается в процесс деятельности группы, выполняя лишь функцию посредника между группой и вышестоящим руководством. В некоторых случаях минимальный контроль приводит к низким результатам работы и неудовлетворенностью взаимоотношениями в коллективе. С другой стороны, данный стиль управления является оправданным в научных и творческих коллективах.

В системе неформальных отношений определяющее влияние на деятельность и взаимоотношения оказывает лидер. Лидер – человек, за которым группа признает право принимать ответственные решения в важных для группы ситуациях.

Лидер в группе выдвигается стихийно, ограничен внутригрупповыми отношениями, в большей степени относится к структуре социально-психологических отношений.

В социологии лидер определяется как человек обладающий властью или авторитетом. Вебер выделял три типа лидеров, соответствующих различным формам авторитета. Харизматические лидеры правят на основании необыкновенных способностей, приписываемых им их последователями. Традиционное лидерство основано на обычаях и традиционно руководящей роли определенной семьи или класса. Легальное лидерство, основанное на определенных знаниях и опыте, осуществляется в соответствии с формальными правилами.

В настоящее время существует несколько теорий лидерства, которые пытаются объяснить его феномен. Теория черт лидера считают предпосылкой его формирования наличие определенных способностей и черт характера. В частности, считается, что человек, способный быть лидером, отличается высоким уровнем саморегуляции и самоорганизации. Люди зависимые, с более низким уровнем самоконтроля, будут подчиняться такой личности.

Согласно ситуативной теории, лидером может стать любой человек, если попадает в соответствующую ситуацию.

Информационная теория подчеркивает, что лидер – это человек, обладающий большим количеством информации по сравнению с другими членами группы.

Типы лидеров.

Деловой лидер – человек, который обладает организаторскими способностями, умеет наладить нужные связи, обеспечить успех деятельности.

Эмоциональный лидер – это человек, который определенным образом влияет на межличностные взаимоотношения в группе. Здесь можно выделить два подтипа: лидер, активизирующий эмоциональный тон в группе (поднимает настроение, вселяет оптимизм) и лидер-стабилизатор, который нейтрализует негативные тенденции в группе (выслушивает жалобы, мирит противников).

Информационный лидер – это эрудит, человек, компетентный в определенных вопросах.

Универсальный лидер сочетает все перечисленные типы лидеров. В данном случае, это скорее социальная категория, чем реально существующий человек.

Итак, на протяжении всей жизни человек является членом различных групп. При этом, воздействие малой группы (семья, друзья) является первичным и непосредственным, большие группы, являясь носителями социальных ценностей и традиций, действуют опосредованно, трансформируясь системами оценок малых групп. Малые группы, представляя собой своеобразную модель социальных отношений, привлекают внимание социологов, которые исследуют структуру и динамику малых групп, феномены группового давления, формирования ценностей и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малые группы | Социология как наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.