Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №10




Социальные роли.

 

Социальная роль – определённый тип поведения, который в зависимости от особенности культуры общества соответствует социальному статусу.

Особенности ролевого поведения являются с одной стороны следствием социализации, с другой – основанном на привычке, представлении о должном поведении в каждой конкретной ситуации.

Социальная роль и статус – связанные друг с другом феномены (явления), которые с одной стороны предполагают идеальную взаимозависимость, однако с другой стороны эта зависимость реально осуществляется в более или менее допустимых отклонениях от идеала.

Каждая социальная роль является ожидаемым типом поведения, который в данном обществе принят для соответствующего социального статуса.

Статусные наборы предполагают разнообразную картину осуществления ролевого поведения, потому что в действительности поведение – это результат, выводимый из множественности ролевых зависимостей от множества социальных статусов, к тому же должна учитываться конкретная социальная ситуация.

 

Если социальные статусы фиксируют особенности объективного положения личности в обществе, то социальные роли оказываются реальными психологически зависимыми от осознания статусной зависимости, поведения, следовательно, социальная роль – это социальный статус в действии.

Соответствие роли статусу является условным, т.к.

1. Каждая личность является обладательницей многих различных социальных статусов, следовательно, и фактическое ролевое поведение будет всегда усреднённым.

2. В каждой конкретной ситуации на первый план выход какая-то определённая статусная позиция личности, следовательно, и ролевое поведение будет определяться в той же конкретной ситуации.

В социальной действительности поведение чаще всего оказывается следствием многих противоречащих друг другу представлений о должном, т.е. в конкретной жизни возможны противоречивые представления о собственных статусах и собственно их ролевой реализации.

Ролевой конфликт определяется постоянным наличием многих важных для человека социальных целей и, следовательно, в каждом случае выявление того статуса, и соответствующего ему поведения, который обусловлен с одной стороны объективными обстоятельствами ситуации, а с другой их субъективным осознанием.

Каждый ролевой конфликт обусловлен и обстоятельствами (объективными (человек – природное существо)) и обстоятельствами общезначимыми (социокультурные ценности) на основе которых выяснятся статусная и ролевая структура личности.

Субъективные факторы, представления, на основе которых сама личность осознаёт складывающуюся ситуацию и делает свой выбор.

Согласно Фрейду, внутренний конфликт личности обусловлен двумя противоположными и одновременно взаимодействующими в личности основаниями:

- Биологическое бессознательное «оно»

- Социальное и культурное «сверх-я»

Социализация (это процесс формирования личности в обществе). Объяснения содержания этого процесса в современной социологии существуют различные.

В субъективистской социологии существует ряд теорий, объясняющих процесс социализации.

В символическом интеракционизме (взаимодействии) каждое явление культуры является условным, символичным, искусственным, тем не менее, оно приобретает общий для всех смысл, т.к. значение символа объясняется в процессе воспитания как обязательное условие данного общества.

Согласно Чарльзу Кули социализация личности полностью определяется контактом личности с окружающей его социальной средой («зеркальное я» – это необходимое условие, которое определяет и возможность получения информации человеком о себе и специфику этой информации).

Согласно Дж. Миду процесс социализации проходит 3 этапа:

1. Определяется исполнением роли другого.

2. Определяется исполнением «роли других» (многих).

3. Определяется исполнением «роли обобщенного другого».

Эти три этапа – условности для личности, ребёнка.

На каждом этапе под «ролью другого» понимается, во-первых, совокупность предписаний, делающих необходимым именно данный тип ролевого поведения. Во-вторых, подразумевается полная взаимозаменяемость «я» и всех других участников взаимодействий. В-третьих, понимание системы социальных установок как одновременно ЙЙЙЙЙ, а с другой стороны обязательной.

Концепция Мида является развитием символического интеракционизма, т.к. обращает внимание на социализацию как на процесс, а во-вторых, потому что объясняет возможность разных интерпретаций системы социальных ценностей (но всегда в пределах допустимого).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.