Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР




Гармонический психофизический инфантилизм пред­ставляет собой некоторое запаздывание темпа физиче­ского и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Де­ти по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5—2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, поры­вистые движения. На первый план выступает неутоми­мость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредо­точенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном ин­теллекте отмечаются недостаточно выраженные интере­сы к занятиям по письму, чтению, счету.

Детям свойственны слабая способность к умственно­му напряжению, повышенная подражательность, внуша­емость. Однако к 6—7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведение в зави­симости от необходимости выполнить ту или иную ра­боту.

Дети с инфантильными чертами поведения несамо­стоятельны и некритичны к своему поведению. На уро­ках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при пе­реключении внимания на игру или на что-то, доставля­ющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.

Дисгармонический психический инфантилизм может быть связан с эндокринными заболеваниями. Так, при недостаточной выработке гормона надпочечников и гор­монов половых желез в возрасте 12—13 лет может быть задержка полового созревания как у мальчиков, так и у девочек. При этом формируются своеобразные осо­бенности психики подростка, характерные для так на­зываемого гипогенитального инфантилизма. Чаще черты незрелости проявляются у мальчиков. Подростки медлительны, быстро устают, работоспособность очень неровная — выше в первой половине дня. Обнаруживается снижение памяти. Внимание быстро рассеивается, по­тому ученик делает много ошибок. Интересы у подростков с гипогенитальной формой инфантилизма своеобразны: так, мальчики больше увлекаются спокойными занятиями. Двигательные навыки и умения развиты недостаточно, они неуклюжи, медлительны и неповоротливы. Эти дети с хорошим интеллектом, отличаются большой эрудицией, однако они не всегда могут использо­вать свои знания на занятиях, так как бывают очень рассеянны и невнимательны. Склонны к бесплодным рассуждениям на любые темы. Очень обидчивы, болез­ненно переживают свои неудачи в учебе и трудности в общении со сверстниками. Лучше себя чувствуют в об­ществе взрослых, где слывут эрудитами. Признаки гипо-генитального инфантилизма во внешнем облике подро­стка— невысокий рост, полнота, «лунообразное» лицо, писклявый голос.

К эндокринным формам инфантилизма относится также гипофизарный нанизм (карликовость). У таких детей наблюдается сочетание признаков незрелой дет­ской психики с чертами старообразности, педантизма, склонности к рассуждениям и поучительству. Школьная неуспеваемость нередко является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внима­ния и логической памяти. Ребенок не может на длитель­ное время сосредоточиться, отвлекается, что часто при­водит к ошибкам в заданиях. Медленно усваивает но­вый материал, но, усвоив его, хорошо оперирует прави­лами, таблицей умножения, в достаточном темпе читает, обладает неплохой механической памятью. Дети, стра­дающие гипофизарным нанизмом, проявляют некоторую несамостоятельность, требуют опеки старших. Иногда у таких детей возникают нежелательные реакции: стой­кое понижение настроения, нарушение сна, ограничение общения со сверстниками, снижение успеваемости, от­каз посещать школу. Если такое состояние не проходит через небольшой промежуток времени, необходимо об­ратиться к психоневрологу.

Невропатический вариант осложненного инфантилиз­ма характеризуется наличием слабых черт психики.

Обычно эти дети очень робкие, боязливые, несамостоя­тельные, чрезмерно привязанные к матери, трудно адап­тируемые в детско-воспитательных учреждениях. Такие, дети с рождения засыпают с большим трудом, имея беспокойный сон. Робкие, застенчивые по характеру, они трудно привыкают к детскому коллективу. На занятиях очень пассивны, не отвечают на вопросы при посторонних. В своих интеллектуальных способностях подчас опережают своих сверстников, однако проявлять свои знания не умеют — в ответах чувствуется неуверенность, что ухудшает представление педагога об их ис­тинных знаниях. У таких детей нередко отмечается страх устного ответа. Их работоспособность быстро истощаема. Инфантильность также проявляется в пол­ной практической неприспособленности. Моторика отме­чается угловатостью и медлительностью.

На фоне указанных черт психики могут возникнуть так называемые школьные неврозы. Ребенок с большим нежеланием посещает школу. Любое соматическое за­болевание встречает с радостью, так как появляется возможность остаться дома. Это не лень, а боязнь отры­ва от привычной обстановки, матери. Трудность адапта­ции к школе приводит к снижению усвояемости учеб­ного материала, ухудшаются память и внимание. Ребе­нок становится вялым и рассеянным.

Психогенно-обусловленный инфантилизм может быть связан с неправильными условиями воспитания, обычно в семьях, где один ребенок, которого опекают несколько взрослых. Это часто препятствует развитию у ребенка самостоятельности, воли, умения, а затем и же­лания преодолеть малейшие трудности.

При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет самостоятельно выполнять и проверять зада­ния.

Адаптация в коллективе этой категории детей за­труднена из-за таких черт характера, как эгоизм, проти­вопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка не­вротического состояния.

Особо следует выделить детей с так называемой мик­росоциальной запущенностью. Эти дети имеют недоста­точный уровень развития навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы из-за длительного нахождения в условиях дефицита информации не толь­ко интеллектуальной, но и очень часто эмоциональной. Неблагоприятные условия воспитания (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности в т. д.) обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяет­ся социальной ситуацией развития, под которой понима­ется отношение между ребенком и окружающей его со­циальной действительностью. В неблагополучных семь­ях ребенок испытывает дефицит общения. Эта пробле­ма со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовывать свою дея­тельность: испытывают трудности в планировании и вы­членении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внима­ния, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызы­вают задания, когда необходимо их выполнять по сло­весной инструкции. С одной стороны, испытывают повы­шенную утомляемость, а с другой — очень раздражи­тельны, склонны к аффективным вспышкам и конфлик­там.

У детей с задержкой развития церебрально-органи­ческого генеза замедление смены возрастных фаз пси­хического развития (запаздывание формирования двига­тельных функций, речи, этапов игровой деятельности) часто имеет место уже в дошкольном возрасте. К школь­ному возрасту обычно выявляется общая ЗПР, включа­ющая как несформированность эмоционально-волевой сферы по типу так называемого органического инфанти­лизма, так и незрелость познавательной деятельности. При органическом инфантилизме отсутствует живость и яркость эмоций. Характерны недостаточная дифференцированность, слабая заинтересованность в оценке, низ­кий уровень притязаний. Выраженная внушаемость не­редко отражает органический дефект критики. Игру ха­рактеризует бедность воображения и творчества, преоб­ладание двигательной расторможенности.

Замедление формирования познавательной деятель­ности при ЗПР церебрально-органического генеза в зна­чительной мере связано с нейродинамическими рас­стройствами. Сюда в первую очередь относятся церебра-стенические явления — повышенная утомляемость, игра­ющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности, при быстром нарастании усталости.

При стойких формах ЗПР церебрально-органическо генеза, помимо расстройств познавательной деятель­ности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, про­странственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Различные комбинации недостаточности отдельных корковых и подкорковых функций — причина трудностей формирования тех или иных школьных навыков. Нейропсихологические исследования выявили в графических пробах, в том числе в письме, на фоне повышенной истощаемости, возникновение тремора; фиксация внима­ния на технической стороне действия часто приводила к увеличению ошибок в письме — слитному написанию отдельных слов, недописыванию элементов букв, нару­шению усвоенных ранее грамматических правил. Недо­статочность речевой моторики, трудности дифференциа­ции фонем, негрубые нарушения зрительно-моторной ко­ординации — все вместе нередко препятствует автомати­зации и упрочению навыков чтения и письма.

Формы задержки психического развития церебраль­но-органического генеза имеют определенную общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризу­ются не только меньшей тяжестью поражения нервной системы, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. Более позднее время поражения приводит практически к обязательному наличию повреждения си­стем с относительно коротким периодом развития. По­этому в клинико-психологическую структуру ЗПР всегда будут включены нейродинамические и, разной степени выраженности, энцефалопатические расстройства. Более позднее время поражения обусловливает и различную степень уязвимости отдельных функций к вредоносному воздействию. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается выбор­ность нарушений, особенно в отношении высших корко­вых функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.