Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Социологический подход к управлению. Социальное управление




Уп­равление — это особое проявление сознания, воли и устрем­лений людей, выражающееся в создании соответствующего социального института — системно организованной совокуп­ности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности. Управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совмес­тной и целенаправленной деятельности людей.

Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее божественной власти. Затем стали возникать и осознаваться другие проявления со­циального управления. Если раньше человек подчинялся лишь своим инстинктам, то со временем он все больше ис­пытывал влияние своеобразной управляющей силы, стано­вился социально организованным, а значит, возникала воз­можность подчинить общим правилам поведения (управлять) все большее количество людей. Эта возможность станови­лась реальностью благодаря формированию все более и бо­лее сложных социальных механизмов управления.

Люди трудятся совместно, поэтому их деятельность но­сит общественный характер и ею необходимо управлять. Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно круп­ных масштабах, нуждается в управлении. Характер социаль­ного управления постоянно усложнялся. Механизм управле­ния первобытной общины, состоящий из старейшины, вож­дя, совета и некоторых других институтов (божественных законов, обычаев, традиций, ритуалов) намного проще ме­ханизма управления современного общества. Структура и функции современного государства несравнимы по сложно­сти с механизмами управления первобытных племен.

Таким образом, можно сказать, что социальная эволю­ция, сопровождающаяся усложнением социальных органи­заций и увеличением их размеров, связана с усложнением социального управления. История развития общества — это процесс усложнения структуры организации и деятельности людей. Форма, в которой осуществляется подобное движе­ние, представляет собой выделение новых видов деятельно­сти и их обособление в результате развития разделения об­щественного труда, сопровождаемого ростом его производи­тельной силы. Вся история общества была подчинена целям выживания отдельного человека и социальной общности.

Власть и управление

Итак, управление возникло там, где люди захотели действовать сообща. Исторически оно за­родилось в процессе формирования человека как социально­го существа. Чтобы противостоять силам природы, перво­бытные люди вынуждены были объединяться в группы, что делало неизбежной согласованность поведения для достижения поставленных целей. Первой из форм организации со­вместного труда была родовая община. Именно через нее человечество вышло из дикого состояния и достигло циви­лизации. В родовой общине регулирование началось с упо­рядочения семейно-брачных отношений с целью недопуще­ния кровнородственных связей, подрывавших биологию по­следующих поколений. При этом управление трудовой дея­тельностью и семейно-брачными отношениями не разделя­лось, а осуществлялось общими институтами управления. Род выступал единой производственной и социальной орга­низацией.

Затем появляется частная собственность, возникают клас­сы. Оформляется противоречие между общественным производством и частной формой присвоения, что потребовало иного типа социального управления. Интересы большинства подчинялись интересам меньшинства. Обеспечить подобное подчинение управление, опирающееся на нормы нравствен­ности, было уже не способно. Требовался непререкаемый ав­торитет, сила, способная воздействовать на поведение всех элементов социальной структуры. В общественную жизнь вошла власть как социальное явление.

Недаром институт власти часто отождествляют с самим управлением, хотя, строго говоря, власть есть лишь предпо­сылка управления. К власти допускались те члены общества, кто был лучшим производителем, добытчиком, защитником или умело организовывал исполнение этих функций. Кон­куренция способствовала развитию общества. Стремление к власти приводило к расширенному воспроизводству, т.е. не только к росту численности членов общества, но и совер­шенствованию технологий и структуры взаимоотношений, иначе организации. На более высоком уровне происходили формирование, конкуренция и смена разнообразных жизнен­ных укладов, имеющих разные технологии и организационное устроение. Однако суть системы управления в обществе не менялась. Вместе с осознанием полезности управления наступило время его практического использования. Свиде­телями тому стали египетские пирамиды, дворцы фараонов, висячие сады Семирамиды и другие чудеса света. С помо­щью управления одерживались военные победы, велось двор­цовое и городское хозяйство.

Человек непредсказуем и склонен к тайне. Меж­ду тем, чтобы управлять людьми, необходимо быть уверен­ным в предсказуемости их поступков. Любая деятельность — это управляемая реальность. Наряду с основным процессом собственно деятельности в ней всегда присутствует парал­лельный — информационный по отношению к нему — про­цесс, в котором существуют цели, ценности, планы, карты ситуации, перечень ресурсов — все то, благодаря чему субъект проектирует и организует свою деятельность. Управление связывает информационные слои деятельности всех участ­ников совместного труда в единую систему. Системообразу­ющим ядром этой системы является цель (образ результата, на достижение которого направлен совместный труд) или функция (нормативная модель деятельности). Достижение цели или выполнение функции обеспечивается путем влия­ния на исполнителей. Сама возможность такого влияния определяется как власть в отношении рассматриваемой дея­тельности.

Накопленный человечеством опыт убеждает, что объек­тивная необходимость управления всякий раз воспроизводит­ся на более высоком уровне обобществления собственности и власти. По мере того, как развивались и усложнялись об­щественные отношения, по мере становления и развития хо­зяйственной, производственной деятельности усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само уп­равление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии пример­но такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека — от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и современ­ной электроники с искусственным интеллектом.

 

Управленческие революции в истории человечества

В своем развитии практика управления претерпела немалые из­менения. Подчас управление менялось настолько радикаль­но, что можно говорить об управленческих революциях, ког­да осуществляется переход от одного качественного состоя­ния управления к другому (А.И.Кравченко). Все управлен­ческие революции представляют собой примеры выделения новых видов деятельности и их обособления.

Первую из них обычно связывают с шумерской и египет­ской цивилизациями, когда каста жрецов превратилась в ка­сту религиозных функционеров-управленцев. В результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерчес­кой, управление оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в со­циальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция носила по преимуще­ству административно-светский характер. В результате второй управленческой революции по­является светский тип управления, оформляется формаль­ная система организации и регулирования человеческих взаи­моотношений, зарождаются основы лидерского стиля управ­ления и поведенческой мотивации.

Третья управленческая революция носила производствен­но-строительный характер и связана с именем вавилонского царя Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.). Эту револю­цию отличает применение методов управления в производ­стве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля ка­чества продукции.

Четвертая управленческая революция по времени совпа­ла с промышленной революцией XVIII—XIX веков, явившись как бы ее следствием. Управление отделяется от собствен­ности и превращается в самостоятельный вид деятельности. Появляется слой профессиональных управляющих, не свя­занных непосредственно с собственностью на средства про­изводства.

Наконец, пятая управленческая революция, которая при­ходится на XX век, — превращение управленцев сначала в профессиональную страту, а затем в социальный класс. Ад­министрирование и менеджмент выделяются в самостоятель­ный вид деятельности, а управляющие становятся важней­шими участниками хозяйственно-экономических процессов. Управление превращается в специфическую отрасль социаль­ной практики, знаний и умений, которые необходимо накап­ливать, приумножать и передавать нуждающимся в них ра­ботникам.

В середине XX века интерес к управлению достиг апогея. Идея менеджерской революции охватила сферу не только на­учного, но и повседневного мышления.

Особенности управления на современном этапе

На ру­беже веков и тысячелетий человечество вступило в качествен­но новый период своего развития. При решении любых про­блем все больше приходится считаться с «внешними преде­лами» планеты и «внутренними пределами» самого человека (А. Печчеи). Наступила эпоха информатизации и глобализа­ции, время стремительных перемен, когда все процессы развиваются быстро и вместе с тем противоречиво. Глобальная трансформация мироустройства, системный характер проис­ходящих на планете изменений заставляют задуматься над общими закономерностями истории, глубинной логикой сме­ны эпох Прошлое и будущее не существуют сами по себе как полностью автономные пространства; они оказываются слиты в едином потоке времени, стянуты берегами истории, будучи объединены только субъектом исторического действия — человеком.

Кардинальные перемены в мировоззрении, обществен­ной психологии и менталитете представляются не менее важ­ными, чем изменения в материальной, событийной жизни общества, поскольку именно первые являются основным фактором социальных революций, порождающим грандиоз­ные трансформации экономического и политического стату­са мира. Развитие информационных технологий и коммуни­кационных возможностей, всего мощного арсенала цивили­зации существенно ослабило в XX столетии роль географи­ческих пространств и ограничений, налагаемых ими. Сформировалась иная, чем прежде, перспектива глобального раз­вития, претерпела определенные метаморфозы конфигура­ция цивилизационных противоречий. Новое качество мира — его глобализация — проявилось также в том, что сегодня почти вся планета оказалась охваченной единым типом хозяйственной практики. Возникли также новые, транснацио­нальные субъекты действия, слабо связанные с нациями-го­сударствами, на территориях которых они разворачивают свою деятельность. Соответственно изменились принципы пост­роения международных систем управления, стоящие перед ними задачи.

Глобальное управление при этом отнюдь не предполага­ет унификацию социальной и экономической жизни плане­ты. Феномен управления порождает управленческий образ мышления. Однако, как полагают многие исследователи, в ходе своей эволюции теория и практика управления подо­шли к рубежу, когда необходимо интегрировать разрознен­ные модели предмета исследования. Следует выстроить уп­равленческую метатеорию на основе целостной концепции, объединяющей методы и идеи социологии, экономики, пси­хологии, культурологии, философии, менеджмента. Главной проблемой, которая как бы стоит на пути превращения управления в науку, является сам человек. Его поведение непредсказуемо, поскольку определяется множеством фак­торов и обстоятельств — ценностями, потребностями, миро­воззрением, установками, уровнем волевых усилий, т.е. тем, что невозможно предвидеть и учесть.

Современное социальное управление еще далеко не отве­чает требованиям времени. Назрела потребность в его обнов­лении, в коренных изменениях, которые позволят влиять на главную причину всеобщего кризиса управления — усугуб­ляющееся противоречие между субъектом и объектом управ­ления. Важнейшим условием решения этих проблем являет­ся возрастание роли культурного и социально-психологичес­кого факторов. В управленческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концеп­ции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что осо­бое управленческое действие начинается с познания сути про­исходящих процессов, выдвижения новых идей, что харак­теризует прежде всего содержание управления, уровень уп­равленческого мышления. Без умения выдвинуть инноваци­онные цели и задачи, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления. Не ме­нее значимую роль играют и управленческие идеи.

Сегодня для управленцев становится приоритетным изу­чение поведения человека в социальной организации, в об­ществе, осмысление законов раскрытия творческого потен­циала каждого работника, культура и психология человечес­кого общения. Словом, знание и понимание человека, форм его поведения в социальной организации — важнейший эле­мент управленческой культуры и суть управленческой рево­люции, которую переживает мир. А управленческий интел­лект становится важнейшим ресурсом человечества и частью общей культуры как общества, так и отдельной личности.

В современных системах управления организуются и взаи­модействуют личности, которые выступают носителями зна­ния и интеллекта. К тому же они постоянно совершенству­ют свои интеллектуальные возможности, поэтому игнори­ровать интеллект как качество личности неправомерно ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики организации управленческой деятельности; ведь осуществляется орга­низация не только средств, умения, навыков, способов взаи­модействия и организационных структур, но и личностей.

Носителями новой управленческой и организационной культуры являются как общество в целом, так и его отдель­ные социальные группы, прежде всего образованные слои, наконец, отдельные личности. И сегодня особенно перспек­тивной является идея формирования современной полити­ческой и управленческой элиты, которая способна влиять на общественную жизнь как бы с упреждением, опираясь на профессиональные знания, творческое воображение, нетра­диционное восприятие и инновацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.