Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 11. Социальные технологии в управлении

 

Социальное прогнозирование, как и социальное проектирование, планирование и програм­мирование, относятся к одному из важных разделов социо­логии управления. Социальное управление всегда было од­ной из важнейших жизненных функций общества. Именно эта функция позволяла обществу выживать в различных при­родных, социальных и культурно-исторических условиях. В социологии это направление сравнительно недавно стало са­мостоятельной отраслью знания. Процесс управления социальной сферой общества органически связывается со всем комплексом воздействия на условия жизни, труда, быта, культуры людей, относящихся к различным социальным группам, национальным общностям, приобретает сегодня первостепенное значение, кладется в основу осуществления сильной социальной политики.

Социальное прогнозирование — это форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управ­лении планируемым процессом явления. В свою очередь, со­циальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, процессов и отношений. Социальное проектирование является систематическим описа­нием социального эксперимента, одной из форм опережаю­щего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике. Результатом социального проектирования выступают науч­но обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения со­циального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социаль­ного развития.

Социальное прогнозирование основывается на социальном предвидении.

В научной литературе предвидение обычно понимается в двух смыслах: а) как предсказание тех или иных явлений и событий; б) как предпочтительное знание о событиях и явле­ниях, которые существуют, но не зафиксированы опытом. Предвидение — это абстрактная ка­тегория, охватывающая все мыслимые виды информации о будущем. Она имеет различные формы конкретизации: про­стое предвосхищение или предчувствие, присущее всякому живому организму; сложное предвосхищение или предуга­дывание, что присуще только человеку, выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о бу­дущем на основе личного опыта; конкретное научное пред­видение — как логический вывод из закономерностей разви­тия определенного явления; наконец, высшая форма соци­ального научного предвидения — определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, касаются всего человечества или его крупных час­тей. В основе каждой формы конкретизации лежит та или иная разновидность предсказания — безусловного (непосред­ственного) или условного, сопровождаемого рядом оговорок гносеологического и методологического характера.

Столь же абстрактная категория «управление», охватыва­ющая все виды использования информации (не только о бу­дущем, но также о прошлом и настоящем) с целью опреде­ленного регулирования объекта, имеет собственные формы конкретизации: целеполагание, планирование, программиро­вание, проектирование, текущие организационные управлен­ческие решения. В основе каждой формы конкретизации лежит та или иная разновидность решения — целевого, плано­вого, программного, проектного, организационного и т. д.

Между понимаемыми таким образом предвидением и уп­равлением существует обратная связь различной степени ин­тенсивности — от практически близкой или равной нулю до чрезвычайно интенсивной, вызывающей как бы «поглоще­ние» предсказания решением с эффектом самоосуществле­ния или, напротив, саморазрушения прогноза.

Социальное предвидение — это форма опережающего от­ражения действительности, вероятностное утверждение о бу­дущем.

В ходе социального предвидения осуществляется анализ (описание) как того, что уже имеется в реальной действительности, так и того, что скрыто в общественных явлениях или событиях. При этом подвергается анализу то, что дезор­ганизует развитие событий, деформирует их или же, напро­тив, повышает активность тех общественных сил, которые имеют устойчивую тенденцию к росту.

В отличие от предвидения, социальное прогнозирование — это вероятностное утвержде­ние о будущем с относительно высокой степенью достовер­ности. Зарождение социального прогнозирования как науки обычно относят к 20—30-м годам XX века. Именно тогда стала назревать многозначность и поливариантность общественно-исторического развития, появились новые альтернативы бу­дущего. Осознание новой социальной реальности постепен­но закладывало предпосылки для оформления прогностики как научного знания.

Прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка воз­можных путей развития, последствий тех или иных решений. Поэтому прогноз занимает важное место в социальном управлении. Ведь всякое, даже элементарное управленчес­кое решение, предполагает определенное предвидение, так как данным решением проектируется действие в будущем. Только на основе научно обоснованных прогнозов можно действовать и управлять с перспективой. Науке вообще свой­ственна прогностическая функция. Именно наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз на ос­нове таких показателей, как:

—знание качества и сущности реальности;

—знание законов функционирования этой реальности;

—знание законов развития реальности.

Когда же речь идет о социальных явлениях, то прогнози­рование здесь особенно важно, так как показывает необходи­мость определенных изменений и возможность осуществле­ния этих изменений.

Прогностическая функция социологии является отраже­нием потребности общества в создании условий сознатель­ной выработки и осуществления научно обоснованной перс­пективы развития каждого социального подразделения об­щества. Социальное прогнозирование должно учитывать об­ратное воздействие прогноза на сознание людей и их дея­тельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта особенность прогнозирования тре­бует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтер­натив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом уп­равляющих воздействий, а также их качественные измене­ния.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

• поисковый (призван описать возможное состояние, ис­ходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий);

• нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Со­циальное прогнозирование имеет свои особенности. Во-пер­вых, формулировка цели носит здесь сравнительно общий и абстрактный характер, допуская значительную степень веро­ятности. Во-вторых, социальное прогнозирование не облада­ет директивным характером. Прогноз лишь дает информа­цию для принятия решения или разработки плана, указывая на возможность того или иного пути будущего развития. В-третьих, социальное прогнозирование имеет свои методы — сложная экстраполяция, моделирование, эксперимент и т.п.

Обычно выделяются следующие виды прогноза: поиско­вый, нормативный, целевой, экстраполяционный.

Со­циальное прогнозирование строится на использовании самых разнообразных методов исследования объективных законо­мерностей общественного развития, на моделировании ва­риантов их последующей эволюции с целью формирования, обоснования и оптимизации перспективных решений.

Прогнозирование — это важная составная часть социального проектирования.

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — трактуется, во-первых, как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта; во-вто­рых, как специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное опреде­ление вариантов прогнозируемого и планового развития но­вых процессов и явлений.

Социальное проектирование — это проектирование соци­альных объектов, социальных качеств, социальных процес­сов и отношений; научно обоснованное конструирование си­стемы параметров будущего объекта или качественного но­вого состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления. При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, независимо от того, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод), архитектурным (микро­район) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные па­раметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социально­го проектирования:

—социально-экономической эффективности;

—экологической оптимальности;

—социальной интегрированности;

—социально-организационной управляемости;

—общественной активности.

Социальное проектирование — это всегда взгляд в буду­щее, как правило, ближайшее.

Проектирование различных объектов — это проектирование определенных социальных отношений. Предметом социального проектирования является не будущее как тако­вое, а современные типы социальных отношений. В этом плане социология занимается изучением не будущего, даже вероятностного, а изучением системы отношений людей по отношению к будущему.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Подобный проект предназначен для отражения будущего же­лаемого состояния системы, возникающего вследствие оп­ределенных действий людей при наличии определенных ре­сурсов.

Социальный проект, по существу, представляет собой проект регулирования социальных отношений, так как толь­ко в результате социального взаимодействия реализуются ин­тересы человека и образуется социальное бытие, т.е. реали­зуется задача, поставленная перед организацией. Существует два вида регулирования соци­альных отношений. Первый включает некие «нефиксирован­ные законы», выработанные в результате длительного опы­та и превратившиеся в нормы поведения, нравственные законы, обычаи и правила. Эта система социального регулиро­вания, как правило, складывается и наиболее эффективно дей­ствует при непосредственном контакте, в межличностном об­щении в небольших социальных группах. Вот почему так сильны традиции, обычаи, нормы поведения в сельской ме­стности, в небольших деревнях и в небольших городах. Второй вид проявляется в крупных городах и на крупных предприятиях где превалируют безличностные отношения и вступают в силу «фиксированные законы», т.е. инструкции, положения, предписания, приказы и распоряжения руковод­ства и, наконец, юридические законы. В конечном итоге они выступают как некоторые документы, которые регулируют социальные отношения на данном предприятии или в трудовом коллективе. По характеру этих документов сразу становится ясно, чьи интересы они защищают, на какую со­циальную группу работают, какой тип социальных отноше­ний определяют и формируют, способны ли они решить по­ставленную перед коллективом задачу, и какая именно зада­ча сейчас стоит перед коллективом. Так, документы адми­нистративно-хозяйственной системы четко отражают инте­ресы администрации, формируют тип отношений подчине­ния. Такие документы и такой тип отношений не способны решить производственные задачи, но зато прекрасно реша­ют проблемы той социальной группы, которая занимает ко­мандные посты.

В ходе социального проектирования обычно используются следую­щие методы:

• метод матрицы идей, когда на основе нескольких неза­висимых переменных составляются несколько вариантов решений; просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализа­ции проекта в заданных условиях;

• метод вживания в роль, позволяющий получить более точное представление о том, что необходимо сделать в процессе проектирования;

• метод аналогии — опираясь на имеющиеся достижения в сфере социального развития, берут самое лучшее и со­здают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных за­дач и целей;

• метод ассоциации, т.е. решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь к цели;

• метод мозгового штурма — т.е. мобилизация всего име­ющегося интеллектуального потенциала.

Этапы социального проектирования многообразны — от формулирования проблемы до моделирования и создания про­екта системы. В процессе социального проектирования соби­рается необходимая информация, составляется задание на проектирование, принимается решение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Столкновение интересов внутри государства | Проблема ограниченной вменяемости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.