Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип экономической эффективности




В) Социальная работа в микро социальной среде.

Б) Социальная работа с группой.

А) Индивидуальной социальной работы.

Вопросы для проверки знаний

Этапы разработки технология социальной работы

1. теоретический – формулирование целевой установки (цели технологического воздействия), определение предмета технологизации, выделение структурных элементов (разделение на составляющие элементы) и выявление причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект соц.политики или клиент соц.службы.

2. методический – выбор источников, путей и способов получения информации, ее анализ, формулировка конкретных выводов и рекомендаций.

3. процедурный этап – организация практической деятельности.

Основные составляющие:

Первоначальное, общее целеполагание

Поиск новых источников информации, ее сбор, анализ и обработка

Выбор возможных вариантов действий

Уточнение цели и выбора возможных вариантов действий и инструментария

Принятие решения

Организационно-процедурная работа по его реализации

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

Технологию социальной работы характеризуют

- динамичность (гибкость, изменчивость) – постоянная смена содержания и форм работы спец-та с клиентом, эвристический характер деятельности.

- непрерывность – необходимость постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на него влияние.

- цикличность – стереотипное, устойчивое повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом.

- дискретность (прерывистость) – неравномерность воздействия на клиентов.

 

  1. Что такое технология?
  2. Что такое социальные технологии?
  3. Что такое технология социальной работы?
  4. В каких аспектах можно рассматривать технологию социальной работы?
  5. По каким признакам может быть дана классификация социальных технологий?
  6. По каким признакам может быть дана классификация технологии социальной работы?
  7. Назовите необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере.

8. Перечислите этапы разработки технологии социальной работы?

  1. Какие признаки характеризуют технологию социальной работы

 

Тема 2

Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей

(Лекции - 4 часа, практические занятия – 4 часа)

1. Методы и навыки в социальной работе: определение, сущность.

2. Методы:

а) индивидуальной социальной работы;

б) социальной работы с группой;

в) социальная работа в микросоциуме.

3. Социально-педагогические методы в социальной работе.

4. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы.

5. Специфика социальной работы с различными группами населения.

Литература:

1. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой.- М.: Юрист, 1997.- С.172-173.

2. Теория социальной работы: Учебник / Под ред.проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – С.237-246.

3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – С.85-97.

4. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001.- С.112-123, 160-170, 197-203.

5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2000.- С.72-135.

6. Фирсов М.В, Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – С.402-426.

 

1 вопрос

Методы и навыки в социальной работе: определение, сущность.

Методы социальной работы – это совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью которых осуществляется социальная работа.?

Метод (гр. methodos) – 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ и образ действий.

Метод – путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний (в нашем случае – социальная работа) способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах смежных социальных наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании и преобразовании мира.

В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов.

Цель способ познания, исследования общественной жизни прием, способ и образ действий.

Из определения метода – две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы).

2) Методы как прием, способ и образ действий (методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия. Совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.

Метод

 

 

способ познания, исследования общественной жизни прием, способ и образ действий

 

Организа Соц.-эконо Педаго Психоло

ционно- мические гические гические

распоряди

тельные

 

2 вопрос

МЕТОДЫ:

Метод индивидуальной социальной работы или социальной работы с индивидуальными случаями, осуществляется в ситуации "один на один", когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы.

Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п. Взаимодействие в индивидуальной работе происходит через систему последовательных действий. Прежде всего, между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт.

Социальная групповая работа – направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Социальная работа с группой – метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контакт для достижения индивидуальных и групповых целей.

Представляет собой профилактическую помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы.

 

3 вопрос

Социально-педагогические методы в социальной работе.

Социальная педагогика – особый раздел педагогических знаний, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности.

Процесс социального воспитания не исчерпывается только детским возрастом, он происходит, с соответственными изменениями, на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами – как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т.д.).

Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы. Все социально-педагогические методы можно сгруппировать, исходя из разных принципов.

Классифицируя эти методы, используемые в социальной работе, мы исходили из следующих принципов:

§ принцип конкретно-исторического подхода, т.е. выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей;

§ принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;

§ принцип коллективного творчества, т.е. заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;

§ принцип преемственности, т.е. координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил;

§ принцип комплексности, т.е. обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы.

Беседа: Она имеет как индивидуальный, так и групповую формы. Основное назначение бесед – расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий событий, поступков людей, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, к своим обязанностям.

В перестроечные годы, хорошо зарекомендовал себя митинг, который позволяет быстро реагировать на события, создавать у участников психологическую обстановку на их восприятие и мотивацию к деятельности.

Если митинг несет в себе определенный момент стихийности, то собрание индивидов, в то же время отличается подготовленностью, организованностью.

Современные социальные работники используют как традиционные, так и новые методы работы; последние, как правило,обусловлены изменившимися реалиями жизни. В настоящее время они отражают, во-первых, установившиеся гражданско-правовые отношения между учреждениями социального обслуживания, социальным работником и клиентом; во-вторых, демократическую сущность социальной работы, которая основана на партнерстве, сотрудничестве; в-третьих, потребность в нетрадиционных формах организации деятельности (учреждениях ночного пребывания, благотворительных аукционах и др.) Приоритет имеют самопомощь, самовоспитание, помогающие клиенту стать хозяином собственной судьбы, стимулирующие процессы саморегулирования.

 

4 вопрос

Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы

Статья 7 Конституции РФ определила, что Российская Федерация есть "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающая достойную жизнь и свободное развитие человека" т.е. в Российском государстве как в любом цивилизованном социалистическом государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных, духовных потребностей и нужд человека.

Основным критерием социальной ориентированной экономике должны стать стабильность экономического роста государства, развитие в направлении повышения жизненного уровня населения, гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.

Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Именно в социальной сфере реализуются результаты экономического общества, создаются реальные экономические гарантии для нормальной жизнедеятельности граждан.

Уровень развитости социальной сферы, в свою очередь многосторонне влияет на возможности функционирования экономики.

По этой причине социальная защита населения должна строится на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества, коллектива и отдельной личности. Она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферы и повышения результативности ее деятельности.

В процессе разработки и использования социальной техники особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения, а также возможностям государства в экономической защите населения от негативных последствий рыночных отношений: расслоения общества, безработицы, инфляции.

При макроэкономическом подходе в качестве субъекта воздействия выступает государство и общество в целом, а содержанием их деятельности применительно к нашему предмету выступают процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

К основным относятся принципы:

Общественной целесообразности, экономической эффективности, экономической справедливости, приоритета государственных начал, экономической самостоятельности местных органов разграничения полномочий субъектов управления.

Принцип общественной целесообразности.

Согласно этому принципу контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и само обеспечению.

Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотносится со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктам, фондам оплаты труда, доходами населения.

Принцип экономической справедливости выражается в экономической защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

Социальная справедливость предлагает активное участие всех людей в экономической жизни общества, а также адекватную социально-экономическую поддержку тех, кто не успел еще вступить в производственные отношения (дети, подростки); кто не может участвовать в производственном процессе по объективным причинам.

Принцип приоритета является результатом специфических российских социально-экономических условий и российского менталитета, воспитанного в итоге явления этих условий во многих развитых социальных системах. Существует совсем другое соотношение между государственными и общественными приоритетами.

 

1. Специфика социальной работы с различными группами населения.

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные, которых используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

Обеспеченным, трудоспособным и здоровым гражданам должны создаваться равные возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства, само занятости, само обеспечения социально уязвимым слоям и группам населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка эффективным видам такой деятельности являются отраслевые и региональные программы защиты населения. Важнейшие элементы этих программ:

- всесторонний анализ социальной защищенности основных категорий населения и обоснование целей и задач системы социальной защиты в отрасли или регионе;

- анализ состояния занятости дифференцированных групп населения и характеристика мер по социальной защите населения в области трудовых отношений;

- состояние и перспективы развития социально – защитной инфраструктуры в регионе;

- состояние и перспективы развития ресурсного обеспечения.

Одним из условий обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей. К важнейшим видам технологии социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная корректировка, социальная терапия. Трудно переоценить значение технологии социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Не менее значимы и частные технологии научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами – инвалидами, беженцами, пенсионерами, одинокими и другими категориями составляющих.

Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых технологических механизмов, систем, процедур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.