Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В России и за рубежом

Тема 27. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы

Вопросы для проверки знаний

  1. Что вкладывается в понятие «социальные инновации»?

2. Назовите сущностную характеристику нововведения?

  1. Назовите источники социальных инноваций.
  2. В чем заключается инновационная сущность технологии социальной работы?
  3. Какие приемы относятся к методам инновационной деятельности?
  4. В виде каких форм существует инновационный метод?
  5. Какие этапы включает в себя механизм инновационной деятельности?

8. Что входит в понятие «Научная организация труда в социальных учреждениях?

  1. На основе каких принципов строится организационная деятельность?

10. Что понимается под информационными технологиями?

11. Какими качествами должна обладать информация, используемая специалистами?

  1. Технологический подход – неотъемлемая черта современной социальной действительности.
  2. Социально – технологическая специфика социальной работы в России.
  3. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы за рубежом.

Литература:

  1. Албегова И.Ф. Социальные технологии: теория и практика. Социальная работа: история, теория и технология. / Сб. под ред. И.Ф. Албеговой. - Ярославль, 1997. - с. 93 – 104.
  2. Лекции по технологии социальной работы. В трех частях. / Под ред. Холостовой Е.И. Часть 1. М.: Социально – технологический институт, 1998. – ст. 5.
  3. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1988. – с. 42 – 50.
  4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – с. 316 – 325, 461 – 464.
  5. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. П.Я. Циткилова, - Новочеркасск: Ростов н/Д.: Пегас, 1998. – с. 6-26.
  6. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 5 – 35.

 

1. Технологический подход – неотъемлемая черта современной социальной действительности.

1. Освоение технологий в любой сфере деятельности, её последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста, с высшим профессиональным образованием в области социальной работы, включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.

Что же вкладывается в понятие «социальная технология» и «технология социальной работы»?

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Социальные технологии – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей.

Технология социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Учебная дисциплина «Технология социальной работы», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, представляет собой, наряду с учебными курсами «Теория социальной работы», «История социальной работы в России» и «Социальная работа за рубежом», основу общепрофессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Овладение знаниями, предусмотренными содержанием этого учебного предмета, является неотъемлемой стороной личности и профессиональной готовности сотрудника органов социального управления, учреждений социального обслуживания населения к выполнению своих функциональных обязанностей, залогом эффективности их деятельности. Однако применение термина «технология» к социальным процессам – все еще достаточно новое явление для социальной действительности в нашей стране, для наук, изучающих её и для процесса подготовки специалистов гуманитарно-управленческих профессий.

Достаточно отчетливо выявилась специфика технологического подхода к социальной сфере, где преобразованию подвергается само общество в целом, отдельные его слои и группы, отношения между людьми или их мысли и чувства. Процессы, происходящие в обществе, подчиняются статистическим закономерностям, причины и следствия связаны в них отношениями вероятности.

В своей деятельности люди руководствуются целями, которые они ставят себе в соответствии с собственными представлениями о том, что является для них благом.

Социальные технологии, вероятно, единственный тип технологического процесса, построенный не на отношениях объекта и субъекта, а в значительной степени на субъект - субъектных отношениях. Без содействия участников социального процесса, без согласия клиента социальной работы, без содействия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразование тех обстоятельств, которые послужили причиной применения социальных технологий. В связи с этим можно сказать, что каждый сознательный индивид является социальный технологом для себя и своих близких; он участвует в осуществлении социальных технологий различных уровней, содействуя в проводящихся преобразованиях или уклоняясь от них, разделяя цели и средства деятельности органов социального управления.

Поэтому, вероятно, всякая социальная технология опирается на некоторый обязательный фундамент, который в первую очередь содержит блок, включающий в себя необходимость постоянного и углубленного изучения как общества в целом, так и его структурных элементов, являющихся объектами воздействия.

Вторым важным «кирпичиком» фундамента технологического подхода является операционализация процессов и единство процедур. Конечно, в жизни каждое явление уникально и неповторимо, однако все они несут в себе некоторые повторяющиеся, общие, типичные черты, которые позволяют отнести это явление к тому или иному классу, группе.

Третья особенность - высокое субъективное содержание социальных технологий, значение личностей того, кто воздействует, и того, на кого воздействуют.

Социальная работа в полной мере демонстрирует «блеск и нищету» социальных технологий с одной стороны, социальная работа просто обречена быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов и огромного количества социальных проблем эффективность воздействия может быть достигнута только при помощи последовательного и профессионального применения технологического подхода. С другой стороны, никакой технологический подход не гарантирует стопроцентной эффективности результатов воздействия.

 

2. Социально – технологическая специфика социальной работы в России.

2. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры; трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов является атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважения к закону, рост преступности и насилия. Социальное развитие происходит в деформированных формах, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба, включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления.

Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами – их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством сбоев. Чувствительность власти к потребностям мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки её были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятия этой деятельности со стороны населения.

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и др. компонентов социальной работы как системы.

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем.

Применительно к социальной работе как науке социальные технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.

Технологии учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, по выбору, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные, с преподавателем и без него).

В качестве технологий выступают и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, текстовая проверка).

Теория и практика в России выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения (старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т.д.). Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальных работ и выступают ее основными технологиями.

Главное назначение социальных технологий – регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.

Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения, что составляет завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом – сущностная характеристика технологического процесса.

Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.

 

3. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы за рубежом.

3. К концу Второй мировой войны в мире доминировал американский подход в концепции социальной работы. США помогли новым демократам и бывшим колониям создавать систему профессионального обучения социальной работе. Студенты со всего света обучались по специальным программам в учебных заведениях США. В результате этой деятельности американская система обучения социальной работе получила распространение во всем мире.

Практическое обучение в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессионального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей соц. работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля проф-деятельности.

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимся традициям в практике и богатым опытом (первые программы проф-подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне; ведущая роль Церкви в соц. работе; наличие разнообразных филантропических организаций, функционирующих многие десятилетия; сложившаяся система проф-подготовки через старинные университеты; особый социально-политический контекст исторического развития).

В Великобритании, как и в США, студенты изучают соц. работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практические курсы).

Во Франции существует дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для соц. сферы. Основанием этой системы является современная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общественной школе.

Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по примеру непрерывности образования. Она исключает тупиковые варианты, как и долгосрочную подготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии с требованиями быстро меняющегося общества.

Для изучения опыта социальной работы важное значение имеют практические методы исследования (К. Соудон);

- аппаратурные: аудио, видео, слайды, кино, компьютер, зеркало Гезелла, Интернет;

- письменные: дневники, описания случаев, анализ случаев, контракты, письма, отчеты, протоколы, резюме, опросники, результаты наблюдений;

- опытные: упражнения, имитация, драматизация, моделирование, ролевая игра, дискуссии, собрания, разработка программ;

- графические: рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии;

- печатные: тексты, книги, журналы, статьи, тексты докладов, официальные документы, статистические данные, инструкции.

Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности по роли государства в решении проблем соц. защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм помощи и поддержки населения).

Опыт, накопленный в различных странах и в различных регионах России, необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь большое значение для любой страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационные технологии в социальной работе | Тема 1: Место товарной стратегии в системе стратегического управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.