Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние туризма на экономику




Туристская политика государства – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

 

Основные направления туристской политики включают:

    1. защита прав путешествующих
    2. защита интересов производителя отечественного туристского продукта
    3. всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, который может проявляться в форме прямых инвестиций в туристскую инфраструктуру, научную рекламу, обеспечения продвижения национального туристского продукта, налоговых и таможенных льгот.

 

Базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия – выработка общей концепции и развития и целевых программ. Туристская тактика – конкретные меры и приемы достижения цели в конкретных условиях.

 

Туризм – это экономическая категория. Создание рабочих мест, продажа услуг и т.д. Пример. В общей сумме от экспорта туризма доходы от туризма достигает 30% (Испания, Австрия, Греция). А на Кипре и в Панаме - доходит до 50% от общей суммы экспорта товаров и услуг.

 

Туризм может оказывать негативное действие на экономику за счет переброски ресурсов из других отраслей (деньги, рабочая сила).

 

Туризм не должен развиваться односторонне. Параллельно с другими отраслями. В качестве основных показателей воздействия туризма на экономику:

1) Вклад туризма в создание национального дохода

2) Доля доходов от туризма в экспорте страны

3) Доля расходов на туризм в импорте страны

4) Количество рабочих мест

5) Влияние туристской индустрии на региональное развитие.

 

Функции:

1) доходная

2) внешнеэкономическая (на внешнеторговый баланс)

3) усиление диверсификации экономики путем создания отраслей, обслуживающих туризм

4) создание рабочих мест

5) выравнивающая функция

 

Доходая – вклад в создание национального дохода страны туризма обеспечивает около 3,8% мирового ВВП.

- Прямое влияние: за счет поступления доходов

- Косвенное влияние: строительство гостиниц, транспортной инфраструктуры, товарная продукция.

3,8% прямое влияние и 11% с учетом косвенного.

 

Доля туризма большинства стран колеблется от 1% в высокоразвитых странах и диверсифицированных экономиках и до 10% с относительно крупным туристским сектором.

Пример. США – 1%; Великобритания – 2%; Австрия – 8,5%.

 

Развивающиеся и малые страны: Багамские острова – 52%; Бермуды – 35%. В России – 1%.

 

Внешнеэкономический вклад туризма в платежный баланс некоторых стран выравнивается.

ВТО провела классификацию стран по их положению в платежном балансе.



Как правило баланс положительный в странах средиземноморья + Австрия, Швейцария (горнолыжные курорты).

Из развивающихся стран положительный баланс имеют Тунис, Тайланд, страны Карибского бассейна.

Отрицательный туристский баланс присущ развитым странам свысоким уровнем жизни и неблагоприятным климатом (Скандинавия, Германия, Канада, Япония, и в нефтедобывающих странах Персидского залива).

Большинство развивающихся стран имеют отрицательный баланс из-за недостатка необходимой инфраструктуры для привлечения туристов.

Наиболее высокое сальдо имеет Испания, США, Италия, Франция.

Наименьшее сальдо (самое большое отрицательное сальдо) имеет Германия и Япония.

У России сальдо отрицательное – 8 млрд долл.

 

Усиление диверсификации экономики. Толчок к развитию дополнительных отраслей.

Создание рабочих мест:

1) прямое

2) косвенное

В небольших странах может быть большая доля населения в сфере туризма, более 50%.

В крупных развитых странах работает порядка 5% населения.

Пример. ЕС 7%

Восточная Европа 12%

Мальдивы более 20%

 

По данным ВТО в среднем в мире занято 8% трудоспособного населения.

 

Особенности занятости в сфере туризма:

1) большая доля (80%) неквалифицированного труда при широком привлечении иностранной силы

2) невысокий уровень заработной платы

3) значительный удельный вес женского труда (1/3), хотя во Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии доля женщин 50%

4) сезонность занятости, специальные режимы и график работы

 

На одного человека в туристской отрасли приходится 1,5 человека из других отраслей (сопутствующих: связь, транспорт и пр.)

Обслуживание одного туриста обходится 9 человек. Темпы роста в 1,5 раза превышают темпы роста других отраслей. Каждые 2 секунды создается новое рабочее место.

 

Выравнивающая функция - стимулирование слабых регионов, выравнивает уровня развития различных регионов.

 

Кроме экономического воздействия, туризм оказывает:

1. Экологическое воздействие

Изменение окружающей среды. Положительное: защита парков, вложение денег в защиту окружающей среды. Негативное: деньги уходят в другие сферы, воздействие на качество воды, шум, отрицательно влияет на фауну, разрушение памятников.

 

2. Социальное воздействие

Как вид отдыха, туризм способствует восстановлению сил человека, рациональное использование времени, сотрудничество стран и народов.

Главная социальная функция туризма – воспроизводящая (внутренние силы и ресурсы человека).

 

3. Гуманитарная функция

Туризм позволяет совместить отдых с познанием. Развитие мирных, дружественных отношений между людьми и государствами, воспитание подрастающего поколения.

 

Лекция 5.

Мультипликатор влияния туризма – учитывает прямое и косвенное влияние туризма. Складывается из мультипликаторов продаж (прямые и косвенные), производства (дополнительное производство с расходованием туризма), доходов, занятости.

Значения мультипликатора не равны для разных стран и регионов в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных секторов.

Влияние туризма может быть как позитивным, так и негативным. Так, если в стране наблюдается монокультура и все остальные отрасли развиты слабо, влияние крайне негативное. Потому что в конкурентной борьбе за землю и капитал, туризм теснит остальные традиционные отрасли. Более высокая зарплата отвлекает работников от традиционных отраслей. И они все более забиваются, снижаются объемы производства. А объемы потребления растут.

Негативное влияние – нагрузка на окружающую среду, туризм иногда порождает рост темпа инфляции. Рост цен на землю (до 20 000% за год, потому что цена, которую готовы заплатить иностранцы выше).

 

Преимущества развития туризма для страны:

1. Увеличение денежно потока в регион, в том числе приток иностранной валюты, а следовательно и рост доходов населения.

2. Рост ВНП

3. Пополнение бюджета государства, в основном за счет увеличения налоговых сборов

4. Создание новых рабочих мест

5. Привлечение капитала, в том числе иностранного

6. Эффект мультипликации (развивая сферу туризма развиваются другие отрасли)

7. Развитие инфраструктуры

8. Повышение качества жизни в следствии демонстрационного эффекта.

 

Недостатки от развития международного туризма

1. Влияние на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость

2. Отток денег за границу при туристском импорте

3. Возможность причинения ущерба развитию других отраслей

4. Сезонный характер туризма

5. Возникновение экологических (нагрузка на среду) и социальных (местное население не имеют материальных возможностей, поэтому вызывают напряженность) проблем

 





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.118.102
Генерация страницы за: 0.113 сек.