Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амнистия, помилование, судимость




Амнистия. Согласно Конституции РФ (п. «е» ст. 103) объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы. Это общее конституционное положение нашло свое отражение и развитие в Уголовном кодексе РФ, впервые в него была включена отдельная статья (ст. 84), посвященная амнистии. Она гласит:

«1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительных видов наказания. С лиц, отбывших наказа­ние, актом об амнистии может быть снята судимость».

Таким образом, из закона следует, что акты амнистии издает только Государственная Дума. Это акт высшего за­конодательного органа государственной власти России. Ам­нистия объявляется в отношении индивидуально не опреде­ленного круга лиц. В постановлении об амнистии не дается указание на то, к каким конкретным физическим лицам она применяется. Акты амнистии обезличены, не персонифици­рованы и распространяются в отношении категорий преступ­лений или групп лиц, совершивших преступления. Например, амнистия касается лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, инвалидов I, II или III групп, лиц, достигших пенсионного возраста, или несовершеннолетних и т.д.

Эти два обстоятельства (ч. 1 ст. 84 УК), прежде всего, под­черкивают отличие амнистии от помилования (ч. 1 ст. 85 УК).

Далее, из положений ст. 84 УК следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначе­ние, которое может быть различным. Это:

а) освобождение от уголовной ответственности;

б) освобождение от наказания на стадии его назначения;

в) освобождение от наказания при его исполнении;

г) сокращение срока наказания при его назначении или исполнении;

д) замена назначенного наказания более мягким видом наказания;

е) освобождение от дополнительного вида наказания;

ж) снятие судимости.

По своему уголовно-правовому предназначению амнис­тия двойственна. Она является как разновидностью освобож­дения от уголовной ответственности, так и видом освобож­дения от уголовного наказания.

Амнистия распространяется только на те преступления, которые были совершены до вступления ее в законную силу. Поэтому сохраняет свое действие постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях при­менения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» с последующими изменениями и дополнени­ями. В нем отмечено, «...что амнистия применяется к тем для­щимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после из­дания амнистии, таковая не применяется»[72].

Это относится и к продолжаемым преступлениям: «...ам­нистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закон­чившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжае­мое деяние, совершено было после издания амнистии»[73].

Акты амнистии не предрешают вопрос о преступности или не преступности деяния подобного рода и не «поправляют» в этой части уголовный закон, не вносят в него какие-либо изменения. Из этих положений закона следует, что акты ам­нистии не ставят под сомнение вынесенный приговор, т.е. его справедливость, законность и обоснованность.

Таким образом, амнистия — это нормативный акт выс­шего законодательного органа государственной власти, ко­торый, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесенного приговора, разрешает ос­вободить какую-то категорию лиц, совершивших преступ­ления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания.

Амнистия имеет многоцелевой характер. Порой издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданы и необходимы из соображений гуманности, кото­рую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в постановлении Государственной Думы от 24 де­кабря 1997 г. подчеркивалось: «Руководствуясь принципом гуманизма, Государственная Дума... постановляет».

Достаточно часто акты амнистии были обусловлены со­циально-политическими целями. Прежде всего, по образно­му выражению Ю.М. Ткачевского, это «юбилейные» амнис­тии. Они издавались, как правило, в ознаменование револю­ционных или иных праздников (например, «круглая» дата — 10 лет Октябрьской революции, и 2 ноября 1927 г. была издана амнистия «Об амнистии в ознаменование 10-летия Октябрь­ской революции»). Таких амнистий было много (общесоюз­ных и республиканских). Последними амнистиями подобно­го рода были амнистии в связи с 50-летием (1995) и 55-ле­тием (2000) Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

В качестве социально-политической цели при издании акта амнистии может быть стремление к национальному примирению. Так, в преамбуле к амнистии от 23 февраля 1994 г. Государственная Дума отмечала, что она принима­ется «...в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия». В акте амнистии могут отражать­ся и иные, например, социально-экономические, цели. Так, в амнистии от 23 февраля 1994 г. это было подчеркнуто в самом ее названии: «Об объявлении политической и эконо­мической амнистии».

Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером служит постановление Верхов­ного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии со­вершивших преступление бывших военнослужащих кон­тингента советских войск в Афганистане».

Одной из причин издания актов амнистии является «пере­население» мест лишения свободы осужденными.

Издание актов амнистии может быть обусловлено и ины­ми целями.

В юридической литературе выделяют виды амнистии: общие и частичные (специальные). Чаще объявляется общая ам­нистия, применяемая ко всем осужденным, например, за те или иные виды преступлений. Но встречаются и частичные (специальные) амнистии, они распространяются лишь на ка­кую-то определенную группу преступников. Например, по­становление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными кон­фликтами на Северном Кавказе». Эта частичная амнистия была направлена на стабилизацию обстановки в Кавказском регионе.

Амнистии можно классифицировать и по иным основаниям. Напри­мер, на амнистии с погашением судимости и без ее погаше­ния.

При амнистии можно освобождать виновных от дополни­тельных наказаний лишь в том случае, когда об этом гово­рит сама амнистия. Это является общим правилом.

Конкретное содержание льгот, которые предусматрива­ются той или иной амнистией, определяется рядом обстоя­тельств: характером и степенью общественной опасности преступления; видом и размером назначенного наказания; местом отбытия наказания в виде лишения свободы; нали­чием прошлых судимостей; физиологическим и возрастным состоянием; отношением к режиму; заслугами перед Родиной и т.п.

В тех случаях, когда лицо совершило одновременно не­сколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уго­ловной ответственности или продолжает нести уголовное наказание.

Если преступление совершено несколькими лицами, то акт об амнистии следует применять к тем из них, на кого она распространяется.

Акты амнистии нельзя отнести лишь к области уголовно­го или государственного права. В связи с тем, что амнистия возможна не только в отношении преступлений и лиц, их со­вершивших, например, она может освобождать и от административ­ной ответственности, правильнее говорить о ее комплексном, межотраслевом характере. В одних случаях амнистия в боль­шей мере выступает, например, как уголовно-правовой, а в других — как административно-правовой институт, где на­личествуют предписания процессуального и административ­ного характера.

Помилование. В соответствии с Конституцией РФ (п. «в» ст. 89) Прези­дент России наделен правом осуществлять помилование. В Конституции РФ не раскрывается понятие «помилование». Оно определяется Уголовным кодексом РФ (ст. 85 УК):

«1. Помилование осуществляется Президентом Российс­кой Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания нака­зания либо назначенное ему наказание может быть сокраще­но или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость».

Из этих положений уголовного закона вытекает следующее. Акты помилования, в отличие от актов амнистии, не яв­ляются нормативными актами. Действительно, согласно Конституции РФ (п. «е» ст. 103), Государственная Дума объявляет амнистию, т.е. дает предписание соответствующим органам, например, исполняющим уголовные наказания, либо освободить от наказания, либо снизить его размер, либо заменить его более мягким и т.п. в отношении какой-то категории осужденных, но индивидуально не определенных лиц. Для применения амнистии не имеют значения личностные качества осужденного. Главное, чтобы он подпадал под эту нормативно-определенную категорию осужденных, подлежащих, например, освобождению от наказания. При помиловании же Президент осуществляет помилование, т.е. выносит акт применения права в каждом конкретном случае.

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации.

2. Акт помилования всегда выносится в отношении инди­видуально определенного лица. Это акт в отношении конк­ретного, персонифицированного человека. Даже в тех слу­чаях, когда акт помилования касается многих лиц, они все указываются персонально. Так, например, 21 апреля 1955 г. было помиловано 613 военнопленных — австрийцев, уча­ствовавших в боях против СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. А 28 сентября того же года было помиловано 8877 германских военнопленных[74]. Несмотря на столь большое количество помилованных, каждый из них в акте помилования был указан индивидуально.

3. Из этих положений закона (ч. 2 ст. 85 УК) вытекает, что помилование по своей сути является лишь видом освобождения лица от уголовного наказания. Помилование, исходя из редакции ст. 85 УК, не может распространяться на тех лиц, которые не признаны судом виновными в совершении преступлений, т.е. помилование не может рассматриваться как вид освобождения от уголовной ответственности, хотя некоторые считают иначе.

Поскольку в самой Конституции России не определена сфера проявления полномочий Президента при осуществле­нии помилования, а это сделано в Федеральном законе − Уголовном кодексе РФ, то его положения обязательны для Президента Российской Федерации. Он не может применять акты помилования к лицам, которые не признаны судом виновными в совершении преступления. Такая позиция зако­нодателя является не отходом от принципа гуманизма, а торжеством законности. Это позволяет не допустить необос­нованного освобождения от уголовной ответственности тех лиц, которые должны ее понести в силу очевидности своих преступных действий. История России уже знает такие при­меры, когда Президент необоснованно применял помилова­ние на стадии возбуждения уголовных дел в отношении круп­ных чиновников − взяточников. Поэтому уголовный закон вполне обоснованно ограничил сферу проявления помилова­ния как внесудебного акта: помиловать можно лишь после признания лица виновным в установленном законом поряд­ке.

Однако, даже при этом функциональное назначение поми­лования остается достаточно широким. На основании акта помилования можно:

а) освободить лицо от дальнейшего отбывания наказания;

б) сократить лицу срок назначенного судом наказания;

в) заменить лицу назначенное судом наказание более мягким (в том числе заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет);

г) снять с лица, отбывшего наказание, судимость. Границы актов помилования как вида освобождения от уголовного наказания определены уголовным законом. Вме­сте с тем, закон не определяет иных границ применения по­милования. Так, помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления независимо от их харак­тера и степени общественной опасности вплоть до квалифи­цированного убийства. Помилованным может быть любое лицо, например, лицо при особо опасном рецидиве или осуж­денное к смертной казни.

С ходатайством о помиловании к Президенту РФ обраща­ются сами осужденные. В отношении иностранных граждан – посольства, консульства. В субъектах федерации созданы комиссии по помилованию, которые готовят материалы на предмет помилования для Президента.

В случае если осужденному или иным лицам, обратившим­ся за них о помиловании, отказано в помиловании, то повтор­но они могут обратиться с ходатайством лишь по истечении шести месяцев.

Несмотря на то, что в Конституции РФ (ст. 103) право на осуществление помилования принадлежит только Президен­ту России, в действительности эти конституционные полно­мочия делегируются порой и иным лицам, например президен­там республик как главам субъектов Федерации. Так, в соот­ветствии с договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г. правом помилования наделяется Президент республики Татар­стан в отношении тех лиц, которые совершили преступление на территории Татарстана.

Амнистию и помилование нельзя смешивать с реабилита­цией. Реабилитация есть восстановление в правах, восста­новление доброго имени, прежней репутации[75]. В уголовном праве реабилитация означает провозглашение невиновности, оправдания лиц, необоснованно репрессированных.

Применением актов амнистии или помилования лица, со­вершившие преступления, освобождаются от определенного воздействия лишь уголовно-правового характера, но они не освобождаются от материальной ответственности.

Судимость. Судимость является одной из стадий реализации ретрос­пективной уголовной ответственности.

Законодатель не дает ее понятия. Оно неоднозначно трак­туется в науке уголовного права и следственно-судебной практике.

Судимость — это возникающий с момента осуждения ви­новного комплекс ограничений его прав и свобод и возложен­ных на него законом дополнительных обязанностей в тече­ние установленного законом срока.

Из этого определения вытекает, что: 1) судимость есть ста­дия реализации ретроспективной уголовной ответственности; 2) содержание уголовной ответственности на этой стадии про­является в ущемлении и ограничении прав и свобод осужден­ного, в возложении или возможном возложении на него допол­нительных обязанностей; 3) судимость имеет временные пре­делы. Она начинается с момента вступления обвинительного приговора в силу и прекращается в момент ее погашения или снятия; 4) судимость всегда носит индивидуально определен­ный характер, поскольку касается судимости конкретного субъекта преступления.

В законе отмечено, что судимость учитывается при реци­диве преступлений и при назначении наказания.

Последствия судимости можно подразделить на послед­ствия социального и правового характера, а вторую груп­пу на последствия уголовно-правового, гражданско-право­вого, трудового и иного характера. Поскольку судимость начинается с факта вступления обвинительного приговора в силу, а завершается после отбытия наказания при погаше­нии или снятии ее, то и негативные последствия судимости, независимо от их характера, могут быть различными с уче­том этих двух периодов судимости − судимости при отбы­тии наказания и судимости после его отбытия.

К последствиям социального характера можно отнести:

1) обязанность лица при заполнении официальных анкет указывать на наличие у него судимости;

2) ограничение для судимых лиц свободы места житель­ства в соответствии с правовым положением некоторых регионов, например, приграничные районы и населенные пункты;

3) ограничение для судимых лиц права на обучение в не­которых учебных заведениях. Например, лица, которые отбывали наказание за совершенное преступление, не могут, даже после погашения и снятия судимости, обучаться в учебных заведениях МВД РФ.

Судимость порождает последствия правового характера. Прежде всего это последствия в сфере конституционного права:

1) в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ отмечается: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах ли­шения свободы по приговору суда»;

2) согласно ч. 2 ст. 23 Закона РФ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» не призывают­ся на действительную военную службу лица, имеющие су­димость за совершение тяжкого преступления;

3) в ч. 2 ст. 80 Закона «О судоустройстве» подчеркива­ется, что в списки присяжных заседателей не включаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Последствия в сфере трудового права:

1) при осуждении к определенным видам наказания меня­ется характер труда осужденных;

2) возникают ограничения в выборе рода деятельности после отбытия наказания. Например, лица, имеющие суди­мость, не могут быть судьями, прокурорами, следователя­ми и т.д.

Последствия уголовно-правового характера:

1) судимость согласно ч. 1 ст. 86 УК учитывается при ре­цидиве преступлений, т.е. в соответствии со ст. 18 УК при признании простого, опасного или особо опасного рецидива;

2)судимость влияет на определение вида исправительного учреждения при повторном осуждении к лишению свободы;

3)лицам, отбывающим наказание, при совершении ими нового преступления ужесточаются правила назначения наказания по совокупности приговоров, и максимальные раз­меры наказания в виде лишения свободы увеличены до 30 лет;

4)при совершении лицом некоторых тождественных или однородных преступлений, аналогичных тому, за которое оно было осуждено, они расцениваются как совокупность преступлений с применением ст. 69 УК РФ при назначении наказания.

5)судимость может выступать в качестве конструктивно­го признака состава преступления. Например, ст. 313 УК − побег из места лишения свободы, ст. 314 УК − уклонение от отбывания лишения свободы;

6) судимость признается отягчающим наказание обстоя­тельством при совершении нового умышленного преступле­ния (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК);

7) судимость не позволяет применять большинство видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 75, 76, 78 УК);

8) судимость за преступления той или иной категории учи­тывается при условно-досрочном освобождении от отбы­вания наказания;

9) ранее имевшаяся судимость у лиц, отбывающих нака­зание, порой не позволяет применить к ним акт амнистии.

Судимость возникает со дня вступления обвинительного приговора в законную силу. Что же касается срока ее окон­чания, то большинство ученых исходит из того, что он оп­ределяется днем погашения или снятия судимости. Законо­датель предусматривает и третий порядок прекращения судимости. Он предусмотрен в ч. 2 ст. 86 УК, где говорит­ся, что лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Этот порядок погашения судимости имеет место тог­да, когда освобождение от наказания произошло сразу же после вынесения обвинительного приговора, например, в отношении лиц, заболевших после совершения преступления иной тяжкой болезнью, препятствующей отбыванию наказа­ния.

Положение ч. 2 ст. 86 УК не распространяется на тех лиц, которые освобождаются от наказания в период его исполне­ния. К этой категории осужденных применяются положения ч. 4 ст. 86 УК.

Погашение судимости означает, что автоматически уст­раняются последствия факта осуждения лица и претерпевания им мер уголовно-правового воздействия. Автоматичес­кое признание лица не имеющим судимости означает, что для констатации этого факта не нужно решение суда или како­го-либо иного государственного органа, а также его процес­суальное оформление в виде каких-то документов. Погаше­ние судимости аннулирует все правовые последствия, свя­занные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК). Это означает, что при совершении лицом нового преступления первое не может влиять на признание преступления неоднократным, не может расцениваться в качестве квалифицирующего или усилива­ющего наказание обстоятельства, не может выступать ос­нованием для изменения вида лишения свободы и т.д.

Судимость погашается (ч. 3 ст. 86 УК):

- в отношении лиц, условно осужденных, по истече­нии испытательного срока. В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК судимость погашается по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания у тех лиц, которые осуждены к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы;

- в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истече­нии 3 лет после отбытия наказания;

- в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 6 лет после от­бытия наказания;

- в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие пре­ступления, по истечении 8 лет после отбытия нака­зания.

УК РФ отказался от правила прерывания судимости. За каждое из совершенных преступлений виновное лицо будет иметь самостоятельные сроки погашения судимости.

Снятие судимости означает аннулирование правовых последствий факта осуждения лица и претерпевания им мер уголовно-правового воздействия до истечения установлен­ных законом сроков погашения судимости. Оно осуществ­ляется тремя путями: а) судебное снятие судимости; б) сня­тие судимости высшим представительным органом государ­ственной власти; в) снятие судимости Президентом страны.

Судебное снятие судимости предусмотрено ч. 5 ст. 86 УК и ч. 1 ст. 74 УК. При этом закон не раскрывает, что означа­ют «безупречное поведение» или «доказал исправление». Снятие судимости судом является его правом, а не обязан­ностью. Снятие судимости по ч. 1 ст. 74 УК возможно после истечения половины испытательного срока. Этого нет в ч. 5 ст. 86 УК. Закон не связывает досрочное снятие суди­мости с каким-либо видом наказания.

Второй и третий пути снятия судимости предусмотрены в ч. 2 ст. 84 УК и в ч. 2 ст. 85 УК. Снятие судимости может быть объявлено Государственной Думой в акте об амнистии или Президентом России при осуществлении им помилова­ния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.