Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и наука

Философия и наука.

Искусство и наука.

Искусство обращается к созерцанию, эмоциональной сфере человека, его чувствам. Оперирует чувственными образами, потребностями. Отображает мир в типичных, но конкретных образах.

Наука обращается к разуму, мышлению, рациональному познанию, формирует термины. Дает обобщенное знание с помощью мысленных абстракций.

Философия и наука стремятся к теоретическому познанию.

В философии нет экспериментальных исследований, на логику обращается большое внимание, привлекаются знания из различных областей знания, стремятся к целостному охвату.

В науке есть экспериментальный уровень, она опирается на факты, имеет эмпирический базис, дробит предмет изучения.

История видов культуры начинается с мифов первобытных людей, миф родился стихийно. Долгое время не осмыслялся. Миф возник как попытка осознания окружающей действительности, её интерпретации. Характер такого вида сознания – эмоционально-образный, изустный, анонимный, народный. Нет противопоставления человека и природы, материального и духовного, субъекта и объекта. Составлен из элементов природы, религии, искусства, нравственных норм, даже науки, то есть проявляет синкретичность.

Далее формировались самостоятельные формы.

Первая форма разложившегося мифа – это религия, за ней следует философия.

Религия играла огромную роль в сознании людей. Её впервые исследовал Макс Вебер (1864-1920), он характеризует в широком контексте европейскую и другие виды культуры, в основе которых лежат три типа религии:

1) Иудаистско-христианская форма религиозности (повлияла на возникновение научной формы деятельности) ориентирует человека на владение миром.

2) Даоистско-конфуцианская форма религиозности, приспособленческая, делает установку на гармонию с миром, бережное отношение к природе.

3) Индуистско-буддийская форма религиозности настраивала человека на бегство от мира

Макс Вебер считал, что на основе этих картин формируются мотивы человеческой деятельности и именно поэтому наука – есть чисто европейская форма деятельности.

В Древней Греции философы стали сомневаться в истинности мифов.

Гомер «Илиада», «Одиссея»

Гесиод «Труды и дни», «Теогония». Древние греки в школе изучали Гомера, Гесиода и пытались найти крупицы истины. Сократ говорил, что миф – это выдумка, не имеющая никакой пользы. Эмоциям философы противопоставили интеллект, разум. Логическое доказательство сильнее чувственной достоверности.

Проявляется стремление найти первоначало.

Философия – важный метод познания, но и воспитательное средство, средство для формирования культуры души.

Цицерон «Культура души» отождествлял культуру с личными качествами человека.

Искусство развивается в Древней Греции в форме скульптура, театра, как рефлексия осознания греками своей души.

Катарсис – возвышение, очищение.

Европейская культура нового времени оказалась пронизана идеями познания, овладения силами природы, построения общества разумного, дающего право на счастье всем людям. Естествознание – основа европейской культуры.

Т.Мор «Утопия», Ф.Бэкон «Новая Атлантида» рисуют общество с развитой наукой и техникой.

«Хочу направить все науки к человеческому совершенству» Спиноза

 

3. Амбивалентная оценка техногенной цивилизации и европейской науки (сциентизм и антисциентизм)

Выражается отношение к Европейской культуре, обществу модерна. Отношение двойственно:

1) Апологетика, абсолютизация науки и научно-технического прогресса и их культурная роль в современном обществе, европоцентризм (все общества должны пройти таким путем).

2) Абсолютизация других видов культуры

Сциентизм был задан позитивизмом Огюста Конта (1798-1857).

 

Закон о трех стадиях умственного развития человечества:

1) Детская – теологическая, религиозная. Представление о неких силах.

2) Юношеская – метафизическая философия. Философские понятия без опыта.

3) Зрелая – позитивная, научная. Опытное познание.

Мысль о развитии человеческого сознания и смене культурного доминирования.

Характеристики сциентизма:

1) Сведение научного знания к знанию, полученному количественным методом.

2) Абсолютизация роли науки, противопоставление ее другим видам культуры, изгнание философии из сферы научных вопросов.

3) Убеждение, что только с помощью науки можно достичь человеческого счастья

4) Бессмысленно всё то, что не есть научное познание.

5) Радикальная форма сциентизма – технократизм. Любые социальные противоречия решает определенная технология. Уповает на возможности информационного общества, которое снимает любые проблемы, создается общество знаний, утверждаются ценности самосовершенствования. Д.Белл, О.Тоффлер.

В 1749 г Дижонская академия объявила конкурс философских трактатов «Способствовало ли воздействие наук и искусств очищению нравов?». Выиграл Жан Жак Руссо (1712-1778). Эпоха просвещения. Просветитель-еретик. Его аргументы:

1) Наука живет на почве человеческих пороков. Юридические науки – из несправедливости.

2) Наука и культура отрывают от простого, естественного существования.

3) С их помощью учатся казаться, а не быть.

4) Науки и искусства подкапывают под религию и уничтожают добродетель.

Эти мысли продолжили романтики. В XX в возникла антиинтеракционистская концепция, согласно которой наука не способна помочь человеку решить смысложизненные вопросы. Философия и наука – это две разные формы незнания.

Экзистенциалисты (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Карл Ясперс)

говорили о том, что философия и наука – это две разные формы познания, которые не имеют ничего общего между собой.

Л.Н.Толстой был отрицательно расположен к медицинским и другим научным дисциплинам.

Пауль Фейерабенд (1924-1994). «Против метода» (1975) - очерк анархистской теории познания, в которой говорится о том, что познание существует благодаря всем людям, любой социальный институт не хуже науки. Нет никакой привилегированной позиции науки по отношению к достижению истины.

4. Наука в эпоху модернистской и постмодернистской культуры XX-XXI вв. Наука и квазинаука в современном обществе

Модерн (modern) (фил. словарь под ред. Фролова) – то, что можно назвать обществом научно-технического прогресса, технического общества, который начинает быть с XVIII в.

Модернизм (modernus) – новый, современный. Используется по отношению к искусству XIX-XX вв.

Модернизму предшествует классическое искусство, а модерну – традиционное общество.

До XVII в. наука в рамках натурфилософии,

С XVII в. наука на собственной экспериментальной основе – классический этап,

Конец XIX-начало XX вв. – неклассическая наука,

Вторая пол. XX в. – постнеклассическая наука.

Постмодернизм – тенденция в культурном самосознании развитых стран Запада. Ж.Ф.Лиотар предложил этот термин.

Модернизм касается прежде всего искусства, которое в первую очередь реагирует на новое. Это симптом коммерциализации искусства. Деление на элитарную и массовую культуру. Модернизм работает с формой (необычной, красочной). Классическое искусство предназначено элите. Горожанину нужно броское произведение, которое бы его привлекало.

Истина живет по законам рекламы (ставка в искусстве на прикольность, эротичность). Суггестивная эстетика. Истина ставится под вопрос, отрицаются некоторые ценности. Эпоха постмодерна идет в этом же направлении.

Вторая пол. XX в. – утверждает плюрализм мира, двусмысленное отношение к абсолютам и ценностям. Литературное произведение – это игра, в которой автор ни на что не претендует. Единственная мотивация автора – умение писать.

Наука сталкивается с современной культурой, которая отрицает логос. По представлениям некоторых философов – сейчас должна быть эпоха религии. В классический период развития науки признавались инструменты научного знания (переработка книг автора, например Ньютона). В классический период можно дать только одну истинную картину мира. Постоянно возрастает интерес общества к практическим исследованиям. Общество не способно быть европейским обществом, если не будет развивать фундаментальную науку.

Рост квазинауки.

Возникают новые формы сознания, культуры: вторжение в науку религии, мифологии.

Квазинаучная мифология – идея о снежном человеке, бермудском треугольнике. Возникновение паранаучного знания, например о торсионных полях.

Кашпировский.

Попытка найти новые идеи в священных текстах.

Теософия – синтез науки и религии.

Квазинаука оперирует массовым сознанием. Оперирование происходит с помощью СМИ и СМК (средств массовой коммуникации).

Проблема научного мошенничества – плагиат, фальсификация, фабрикация. Эта проблема связана с коррупцией.

 

Лекция 4. Наука как вид сознания и знания

1) Сознание и основные философские подходы к его объяснению Свойства сознания

Сознание – внутренний мир человека, образ мира, благодаря которому человек становится автономным, самодеятельным, свободным существом, способным познавать, преобразовывать, конструировать окружающую действительность в согласии со своими ценностными установками и целями.

Подходы к сознанию:

1. Онтологический подход. Был осуществлен, в основном, в античной философии. Философы подходили к сознанию исходя из того, что это такой же конструкционный элемент мироустройства, как и всё остальное в мире. То есть, сознание и знание – это процессы независимые от человека, лишь выражающиеся в нем как инструменты. Особое природное космическое устройство. Они же боролись мифом, который телесное и духовное не различает, также как тело и психику. «Меня охватил страх», «Я вошел в объятия Морфея». Поэтому первые философские размышления о душе как о чем-то материальном. Фалес: душа – это вода, Анаксимен: душа – это воздух, Анаксимандр: душа – это дыхание. Значит, знание тоже возникает материальным, природным образом. Эмпедокл (о. Сицилия) говорил, что мир состоит из земли, воды, воздуха, огня – это вечные корни вещей. Они вечны, а их сочетания преходящи (пассивны). В движение приводят две космические силы – любовь и вражда. Разумность Эмпедокл связывает с кровью: в ней перемешаны корни вещей.

Познание – подобное постигает подобное. Вода в теле постигает воду в окружающем мире и т.д.

Демокрит говорил, что всё состоит из атомов и пустоты. Тела – это временные соединения вечных атомов. От всех вещей исходят некие слепки – эйдосы («образы») – типа шелухи от лука. Которые попадают в душу, впечатываются, отчего и возникают ощущения, то есть из взаимодействия эйдоса и души. То есть познание как бы независимо от человеческой активности.

Платон считал, что существуют эйдосы, идеи, но не здесь, а в «занебесье» – мире идей. Они – матрица, с помощью которой возникают все вещи на этой Земле. У человека есть душа, которая может окрылиться, – он еще и занебесное существо. Душа в занебесье до краев наполняется идеями, а падая попадает в тело родившегося человека, при этом всё забывает. Рождается со всей полнотой знания. Человеку нужно помочь родиться духовно. Тоже минимум активности. Сократ беседовал с людьми, после этого они обнаруживали в себе сознание и знание.

2. Гносеологический подход. Человек имеет уже значительную активность как субъект познания. В Новое время (XVI-XVII вв.) значительную роль играет понятие опыта. Человек рождается без всякого сознания, в виде «чистой доски» «tabula rasa». Сознание приобретается благодаря опыту – работе органов чувств. Так считал Джон Локк (1632-1704) с позиции эмпиризма, согласно которому, сознание и знание есть результат опыта. Противоположна этому точка зрения рационализма, которая гласит, что опыт почти не нужен, главное – это врожденные идеи, предустановки. Благодаря активности возникают спонтанно. Так считал Рене Декарт. Общее и той, и другой точек зрения является то, что признается активность познания. Эммануил Кант (1724-1804) провел последовательную мысль об исключительной ответственности человека, за полученный знания (истину или заблуждения). Наука – это результат активности человеческого разума, продукт человеческого творчества, наряду с искусством и литературой. Активность сознания у Канта, Локка, Декарта носит индивидуальный характер.

3. Социологический или культурологический подход

Человек познает не сам по себе, а как элемент общества. Например, Карл Маркс выдвинул социоцентрическую концепцию познания. Сознание индивида – это сознание, вписывающееся в сознание группы, общества существующее на данном этапе развития. Образ мира возникает в форме предметной деятельности человека. «Мир продуктов человеческого труда – чувственная представшая пред нами человеческая психология» К. Маркс

Идея кувшина – сознание кувшина появляется тогда, когда человек его начинает делать. То есть сознание – это способность переносить форму вещи в форму человеческой деятельности. (Возьмем индейца в семью – будет нашим). Сознание не обладает вещественностью. Внутренний мир идеален. Огонь в нем не жжет, кислота не разъедает, дождь не мочит. Сознание способно воспроизводить, создавать образы. Хотя воспроизводство материальной внешней действительности - труднодостижимая задача. Можно говорить лишь о степени соответствия. Единство материального и идеального миров – одна из главных философских и научный задач. Представление сильно менялось. Признавалась первичность то материального, то духовного. Противопоставление материального и сознания упоминается уже у Платона и Аристотеля. Декарт считал, что материя и сознание – это два начала, одно материал и ему присущи время и пространство, а сознанию присуще только время.

Знание субъектно, оно всегда принадлежит кому-то (стало понятно в Новое время и отмечено Локком и Декартом). В качестве субъекта могут выступать отдельный человек, группа человек или общество в целом. Человечество не может охватить всю Вселенную, внеземные цивилизации. Любое сознание не только субъектно, но и субъективно (несовершенно). Может ли сознание субъекта создать всеобщую действительность? Для философов это важнейший вопрос. Они ищут условия, при которых это возможно – это и есть методология. Человек способен познать объективность.

Скептицизм – сомнение в надежности истины.

Релятивизм – относительность и условность познания.

Агностицизм – невозможно познание метафизических истин.

Солипсизм – собственное индивидуальное сознание единственная реальность.

Вклад в исследование сознания внесла школа феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Изучалось сознание само по себе, забывая о внешнем мире обусловленности. Феноменологическая редукция. Обнаружил отдельные психические процессы в чистом сознании – высказывания, фантазирование, желание, воспоминание. Феноменология пытается выделить структурные элементы познания направленность (интенсиональность, знание о чем-то) и предметность (на что направлено познание).

Характер предметности определяется способом отношения сознания к предмету. Определяется типом актов сознания. Предмет веры, любви, ненависти.

Феноменология – показывает активности сознания, механизмы его целостности.

Индивидуальное и общественное сознание – индивид, включенный в общественную жизнь, осваивая какой-то вид деятельности, но он не может включить в себя все то, чем располагало всё общество.

В современном обществе сознание индивида формируется образованием (школа, институт, переподготовка кадров), наряду с профессиональными знаниями индивид располагает общественными знаниями (нормы). Формы общественного сознания формируется институтами. Человек меняется с обществом, а общество меняется исторически.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная роль культуры | Типология индивидуальных ученых
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.