Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки формирования культуры




1. Расширение исторического кругозора. Интерес к античности. Средневековье отвергала её.

2. Рождение светской литературы. В средневековье – только религиозная литература. Теперь ключевые фигуры – Данте Алигьери (1265-1361гг).

«Божественная комедия». Сам автор называл её просто «Комедия» соединяла возвышенное с обыденным. Известна лирика, в которой он воспел Беатриче. «Новая жизнь» «Пир».

Джованни Боккаччо (1313-1375 гг). «Декамерон». Истории, анекдоты. Популярные среди городского населения. Утверждается право людей на счастье и любовь. Духовенство обвиняется в пороках. Тема половой любви после него становится основной темой мировой литературы.иПетрарка воспел Лауру.

Возникновение национальной литературы. Ускорение произошло за счет переводов Библии. В Германии это сделал Мартин Лютер, в Чехии – Ян Гус. Синтез разных литературных традиций, идущих от античности, народного творчества, фольклора. Возникла культура ценности чтения. Культура возрождения литературоцентрична. Гуманисты с упоение занимаются литературным творчеством.

Петрарка в «Книге писем о делах повседневных» пишет: «Хочу писать, но не знаю что и кому писать. Но бессонные ночи милее сна и отдыха»

Ученый – это человек, читающий книги. Б.Фонтенель

3. Возникновение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг (изобретатель, самоучка, неудачлив – не обогатился), Майнц, Германия – первая в мире типография. Шрифтолитейное устройство и гарт – сплав свинца твердый и пластичный. Книгопечатание произвело изменения в культуре. До этого – переписывание книг в скрипториях, монастырях. Теперь производство. Коллективное занятие. Книжная торговля. Печатная продукция обращена к анонимной аудитории. Мир разделился на писателей и читателей. Библиотека. Общественные книжные хранилища – совокупная история человеческого духа. В процессе образования печатной речи возникает эстетика письменности, авторское право. Переписчик средневековья добавлял свое в тексты. Ссылки отдаляют старый текст от нового. Требования к автору. Нельзя создать свой текст и не быть осведомленным о старых тексах. Новизна. Поясняющие элементы.

1453 г – турки покорили Константинополь. Сухопутная дорога на Восток для Европы стала закрыта. Возникла необходимость искать морские пути на восток. Сведения о природных объектах. Аристотель считал, что на экваторе жизнь невозможна. Магеллан увидел обратное. Расширение географического кругозора. Охватил земные пределы всемирной человеческой истории.

Марко Поло открыл путь в Китай, Индию из Италии 1271-1295гг. Служил в Китае. Затем вернулся.

Христофор Колумб в 1492 г открыл страну «Индию».

Васко да Гама 1497-1498 гг огибает Африку и прокладывает путь в Индию.

Испанец Бальбо а открывает Тихий океан.

Конец XV-XVI - это эпоха Конкисты. Завоевания Мексики испанцами и португальцами. Эрнандо Кортес. Конкистадоры – испанские авантюристы, которые отправлялись в Америку для завоевания земель, искореняя местное население.

Писсаро уничтожил инков. Кортес - атеков.

Еще элемент – Реформация. Теологический, политический, экономический бунт народов и государств северной Европы против церковной власти Пап. В ходе реформации подвергнут критике авторитет католической церкви в делах веры. Новые организации протестантов: три церкви Лютеранская в Германии, Кальвинистская в Швейцарии, Англиканская церковь в Англии. Отказались платить церковную десятину в казну Ватикана. Трансформировали богословскую часть христианства. Много сект кроме этого.

1517 гг – Мартин Лютер, немецкий монах, выступил в церкви замка в Витттенберге с тезисами против индульгенций (документ, практикующийся католицизмом, который утверждал, что можно спастись не только делами, но и деньгами, которые по справедливости считали эквивалентным товаром как результат деятельности).

Спасают не дела, а вера. Дела подконтрольны церкви, а вера – Иисусу Христу. Объявил войну индульгенциям. Упразднение старой церкви. Ослабление роли церкви как посредника между небом и землей.

Протестантизм отказывается от контроля над человеком в его мирских делах, делает его ответственным за образ мысли. Отношение с богом без посредников. Приобщить к божественному знанию каждого верующего христианина. Христианство приспосабливается к буржуазно-капиталистическому обществу.

Реформация – естественное продолжение Возрождения.

Католическая церковь обеспокоена выступлениями Лютера, Кальвина. Усилия привели к движению контрреформации – комплекса мер на борьбу с протестантизмом - и деятельности инквизиции – преследования еретиков, противников папской власти.

Возникли монашеские ордена. 1540 гг орден Иезуитов. Игнатием Лайолой организовано общество Иисуса 1534 гг. Псы господни, орден Доминиканцев ведали инквизицией.

Пострадало 9-12 млн человек от инквизиции. Её отменяли в ходе Французской революции. Но она преобразовывается в «Индекс запрещенных книг» далее в «Конгрегацию священной канцелярии» далее в «Конгрегацию мироучения».

2. Гуманизм как главное идейное содержание культуры Возрождения

От «гуманус» – человеческий. Деятели возрождения для обозначения своей культуры использовали слово «Гуманитус» – секуляризированная, светская образованность.

Светские науки – «studia humana» риторика, этика, поэтика, филология противоставлялись «studia divina».

Гуманисты стимулировали развитие натурфилософии. Человек становится важнейшим объектом философии Возрождения. Антропоцентричность. Центральное звено человека во всей цепи бытия. Ранее – человек в отношениях с богом рассматривался как изначально греховное существо, несшим на себе грехи Адами и Евы.

Теперь признается земное предназначение человека. Возрождение – охлаждение в затухании религиозных чувств. Постижение сути человека. Возвеличивает человека, возносит его на непомерно высокий пьедестал.

Марсилио Фечино: «Так как человек познал строй небесных светил, поэтому гений человека не менее гения творца светил. Он сам бы мог создать небесные светила»

Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494 гг). Говорил об уникальности положения человека в мире. В Средневековье – срединное положение человека между миром ангелов и зверей. А теперь – у человека нет закрепленного места в космической иерархии, он сам может избрать место в мире и свою сущность.

«Речь о достоинстве человека». Высшее и восхитительное счастье быть тем, кем хочет, и овладеть тем, чем пожелает.

Мировоззрение светское по своей перспективе, хотя не лишено религиозных элементов. Критичность, антидогматизм.

Категории христианской культуры откладывали отпечаток на мир гуманистов. Здесь рождаются мысли о сомнении божественной природы главной действующей фигуры Иисуса Христа. Изображение распятия Иисуса Христа создано двумя авторами: Нитхартом в алтате Колмар, Франция и Г.Гобейном «Смерть Христа». Впервые художники изображают смерть обыкновенного земного человека со всеми признаками трупа.

Свободомыслие – свободное толкование философской и теологической проблемы. Занятие философией – нравственный долг каждого человека. Творческие способности человеческого разума. Отвержение принципа апелляции к авторитету во имя поиска истины, бескорыстного. Возрождение дает несколько имен людей, умеющих свободно мыслить. Это очень сложно, хочется воспроизвести чью-то мысль. Эразм Роттердамский (1469-1536 гг). Известен книгой «Похвальное слово глупости», Лондон. Посвящена Томасу Мору. Как монолог, который произносит глупость. Она сама себя хвалит и доказывает, что без нее жизнь невозможна. Везде она находит, что без нее никуда. Охватывает все аспекты человеческой жизни. Насмехается над церковью: сборище сумасшедших идиотов – это монашеские ордена. Истина религии – от сердца, а не от ума. Всякое теоретическое познание бога не нужно.

Христианский гуманизм – следовало воскрешать античность и раннее христианство. Связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием способностей.

Породила титанов мысли, страсти, характера. Универсальные мыслители: художники, поэты, зодчие, математики в одном.

Любовь, дружба как основа отношений между людьми. Поэты ставят на одну доску земных женщин с Иисусом Христом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.