Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность




ПРЕТЕРПЕВАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

ОБЛАДАНИЕ

СОСТОЯНИЕ

ВРЕМЯ

МЕСТО

ОТНОШЕНИЕ

КАЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО

 

Сущность Аристотель понимает 4-яко. 1. Материальный субстрат вещи 2. Форма 3. Причина движения 4. Цель движения

Познать вещь - установить причины вещи. Они сводятся к 4 началам. Причинам материальной, формальной, движущей и целевой.

На века определил категориальность суждения. Предмет науки не нечто случайное, изменчивое. Только необходимое, то, что существует всегда. Предмет познания не должен подвергаться изменению. Обладает достоверностью и абсолютной истинностью, а не просто правдоподобием. С точки зрения Аристотеля правдоподобные - диалектические рассуждения. Принцип правдоподобия выдвинут позднее - ПРОБАБИЛИЗМ (Вероятный, возможный). Аристотель понимал, что в науке не все доказуемо. Декарт повлиял на идею правдоподобности. Опираясь на математику, говорил, что первые начала не доказываются, а принимаются непосредственно. Что-то нужно принимать без доказательств. Аксиомы - первичное звено в цепи рассуждений. Необходимы как утверждение существования физической реальности. Аристотель считал, что обязательным аспектом является выяснение научных идей, начинал работы с обзора положений, выдвинутых его предшественниками.

2. Френсис Бэкон как философ науки эпохи становления классического естествознания XVII в

Бэкон (1561-1626гг) жил на рубеже между эпохой возрождения и новым временем. Вырос в атмосфере государственных дел Англии. Взгляд с позиции государства. Его отец - полит деятель. В 23 - он член парламента, в 1617 г - должность отца Хранитель Большой Печати. В1618 - лорд-канцлер, в 1620 г обвинен во взяточничестве, судили и отстранили от должности. До смерти вел жизнь частного лица и занимался философией.

Рассел считал, что Бэкон мог бы написать больше, если б не обращал внимания на светский успех сочинений.

Шекспир не мог бы написать свои сочинений. Это написал Ф Бэкон - одна из версий.

Умер от простуды во время опытов замораживания кур в снегу. Изучал развития зародыша куриного яйца.

Мышление отличалось самостоятельностью и независимостью. Против открытия Коперника был, как чисто математическую не нашел физических аргументов. Бэкон критиковал Галилея за использование телоскопа в изучении небесных тел. Выдвинул целый ряд положений, которые эволюцизировали науку.

В анализе исходил из концепции двойственной истины. Наука - вода, которая бьет из недр земли - философия, либо падает с неба - теология. Был деистом. Бог - причина всех предметов и существ, творцом мира и человека. Но философия, наука, естествознание - должны изучать науку через эксперимент и высянять причину существования тех или иных явлений, отвергает телеологию как учение о целях. Используя взгляды Хуана Уарте Бэкон делит знание в зависимости от субъективных способностей человека на те, которые рождаются благодаря разуму, воображения рождает поэзию, память рождает историю. Природа едина и все вещи явления мира взаимообусловлены и образуют собой неразрывную цепь причин. Бэкон подчеркивает роль обусловленности всех связей в природе, понимает это механистически. Природа - механизм, исключающий произвол.

Роль естествознания. Главная наука - физика. Мать всех наук, науки развиваются за счет развития физики. Все науки используют и опираются на физику. Соотношения фундаментального и прикладного и по новому трактует их роль. Аристотель, Платон – традиция в подчеркивании любознательности.

Бэкон говорит, что более важным обстоятельством - стремление сделать труд более легким, производительным, рентабельным. Обвиняет предшествующую философию в бесплодном теоретизировании и элитарности. Главная фигура в обществе - это не учитель, не наука, а изобретатель. Наука - не самоцель, а общая задача всех наук - увеличение власти над природой. Знание – сила. Путь к знанию природы - путь к подчинению природу, путь к могуществу человека. Тенденция близка современной науки. Придавал науке общественные формы. Связать науку с государственной властью. "Новая атлантида" - незаконченный роман. Светское общество построено на разумных началах. Орден ученых дом Соломона управляет. Познание причин и сил, подчинение природы. До - производство стихийно, теперь - решающее средство нововведений. Бэкон подвергает критике античный и средневековый стиль мышления, отвергает догматизм. Начинает с анализа человеческих заблуждений. Задумался о причинах, характере чел заблуждений. "Человеку свойственно ошибаться". Концепция идолов: призраков, препятствий, порождающих человеческих заблуждений. Идут от особого функционирования чел органов чувств и разума, о природы человека. Призраки рода. Обстоятельства, которые мешают отдельно взятому человеку объективно истинно смотреть на вещи. Идолы пещеры. Обусловленные желанием ученых, философов завоевать приоритет в обществе, заблуждения которые возникают благодаря тому, что люди должны играть роли в обществе призраки театра (призраки теорий). Теории - вымышленный мир, кот рисуется тем или иным философов. Это комедии. Презрителен к философским идеям схоластов. Язык - как источник заблуждений. Важнейшее средство общений. Источник непониманий, недостатков языка, его архаичности, неточности. Отличить истинные методы познания от ложных. Бэкон отрицает догматизм, абсолютизацию добытого знания как истинного в познанном. Как уверенность в том, что мы полно познали то, что мы познали. Один из первых указывает на то, что научное познание может быть успешным, если есть сомнения критический ум. Радикальность сомнения роднит Бэкона и Декарта. Большое значение - критика Аристотелизма. Освобождение физики от влияния метафизики. Борьба приводила к механистическому пониманию природы. Метафизический способ включал мир в структуру старого мышления, здесь утверждается мысль, что разум - это познавательное свойство человека и мир сложнее и обширнее человеческого разума. Критика приводила именно к механическому пониманию, к усечению и понимания мира как механизма. Ее в 17 в роль Аристотелизма очень значительна. В Ун-тах учили физику по аристотелю и его Арабским комментариям. Плиний Старший "Натуральная история" - энциклопедическая сводка знания в 37 томах. Анатомия, медицина по Галену, Авиценне. Космография - по Птолемею. Оксфорд, 17 в, постановление "тот бакалавр, который не следует Аристотелю подлежит штрафу 5 шиллингов за каждую ошибку в логике органона". Критикуется надлунность-подлунность Аристотеля в произведении Бэкона в "О достоинстве приумножения наук". Видит архаику в этом противопоставлении.

Новое понимание соотношения качество-количество исследование окружающей действительности. Упор на качественное. Количественные представления - сила, сопротивление. Критика средневекового понимания общего. Спор по поводу универсалий. Реалисты - общее в самой реальности. Номиналисты - общее только в языке. Критика средневекового реализма привела к утверждению номинализма. Бэкона с преувеличением критикует, утверждает, что общие понятия - иллюзия. Объект научного познания - не общее в вещах, а отдельные вещи. Онтология общего отрицается, реальное - единичное. Культ познания индуктивный. От частного - к общему. Только индукция обеспечивает точность идеям. После того, как открыты первые определения можно безопасно пользоваться силлогизмом.

Познание не от опыта к опыту, и не от теории к теории, а от опыта с помощью метода к аксиомам, а затем снова к опыту. Действия эмпирика - это действия муравья, который накапливает кучу материала. Теоретик - это паук, который тянет из себя нить теории. Истинный ученый - пчела, который собирает факты мед и перерабатывает их в теории. Изменить соотношение индукции и дедукции. Индукция должна выйти на первое место. Накапливать факты, классифицировать, сравнивать. Роль естественной истории отдается эта роль. Плиний Старший основоположник естественной истории. (23/-79) погиб при извержении Везувия. Отравился и умер. Гос. деятель, историк, писатель. Сохранились лишь 37 томов истории. Вопросы физической географии, описание стран, людей, животных, растений, металлах, камнях, художниках. Плиний не исследователь, а систематизатор. Естественная история - это просто описание природы. Создает прецедент создания такой науки. Для Бэкона первая задача - это обеспечение фактами ест историю. Она - источник фактов. Различные модификации природы. Отклонения от естественного развития, развитие природы под влиянием человека, естественный ход событий. Классифицировать, выделяя плотное-разряженное, твердое-жидкое, тяжелое-легкое. Связанные с этим движения - сжатие, расширения. Эти факторы коренные и всеобщие в природе. На основе ест истории индукция, кот приводит к отысканию закона природы. Законы причины и нормы - уже объекты науки. Познание из непосредственных чувственных данных и при помощи опыта, эксперимента. Способы постановки опытов и экспериментирования. Философия эксперимента. Изменение условий опыта. Распространение опыта. Перенос эксперимента, например, из природы в искусство. Из одного тех искусства перенести в другой. Понять природу эксперимента. Формы, законы, причины образ пирамиду. В основании - частные законы, на вершине - всеобщие.

3. Французские просветители – энциклопедисты XVIII в о науке и ее роли в жизни общества

Классическая страна просвещения - Франция. Внимание к произведениям той поры, которые выразили идеологию эпохи просвещения. Великая французская энциклопедия. 1750 г, проспект издания 4-х томная энциклопедия наук, искусств, ремесел. Редактор - Дени Дидро. Обладая организаторским талантом, 183 автора. Даламбер, соредактор. Вольтер, Монтескье, Жан Жак Руссо, Кондильяк, Кондорсе. 1751 г - первый том. Ажиотаж около энциклопедии, в силу свободомыслия в статьях энциклопедии. Екатерина хотела перенести издание энциклопедии в России.

Дидро - хранитель библиотеки Екатерины II. Помогла финансово этим с его изданием. В итоге получилось 35 томов. Единство научного знания. Здесь все научное знание представлено в 60000 статей. Фил просвещения были против метафизики, это тенденция борьбы с метафизикой. Сенсуалистическое толкование происхождения знания. Онтологические вопросы просветители предлагали решать конкретным наукам. Вся природа способна ощущать. Сенсуализм представлен Кондильяком, который считал, что элементы сознания - видоизмененные ощущения. В сознании нет ничего, кроме ощущений. Ламетри, врач, философ, утверждал, что душа - материальное образование и все способности души зависят от тела. Вольтер (1694-1778) антиклерикализм. Все просветители кроме Руссо резко критиковали церковь за отсутствие свободомыслия и научного исследования природы, библии, общественной жизни. Мешали стремлению к земному счастью. Но Вольтер не был атеистом. Считал их не менее опасными, чем религиозными фанатиками.

"Если бы бога не было, то его стоило бы придумать". Вольтер

Человек - соединение нескольких частиц материи и богу все равно где эти частицы, образуют ли от данного человека или кого другого. Богу нет дела до человека. Взгляд на природу - механистический. Ламетри "Человек- машина". Тело - это машина сама-по себе заводящая пружина, кот приводит ее в движение. Вольтер подвергает критике средневековый взгляд на мир, критика провиденциализм. Богом смысла в человека не заложена. Историография христианская - подлежит рациональной критике. Необходим сбор исторических фактов, поставить под контроль и критику разума. История движется причинами. Развитие науки и светского образования, техники и промышленности, разумными действиями монархов, природными обстоятельствами. Термин Философия истории Вольтера, исходит из единства всех факторов общественной жизни. Мысль о роли географии среды, ландшафта, климата, продолжает Шарль Монтескьё. Формирование общественного устройства и нравов, большое внимание уд климату, почве, ландшафту. Укрепляет географическое направление в социологии. Более южные народы имеют более благоприятный климат и это их расхолаживает, в холодных странах нужно выжить. Культурные страны - страны западной Европы. До сегодняшнего дня. Именно здесь, среди просветителей энциклопедистов зарождается идея бесконечного человеческого прогресса. Ж. Антуан Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума". Разум, наука, просвещение - средство ускорения общественного развития. Прогресс просвещения, прогресс свободы и добродетели человека - идут вместе Наука - ясное и достоверное знание, основанное на самоочевидных истинах, принципах или на доказательствах. За Бэконом Даламбер делит знание на три части. Историю, опирающуюся на память, философию, опирающуюся на рассудок и поэзию, которая питается воображением как особой особенностью человеческого сознания.

Авторы впервые обратили внимание на прогресс производственной деятельности людей, прогресс техники. Впервые подчерк триединства науке, искусства и ремесла. Энциклопедисты стремились объединить теоретическое с прикладным. Дидро, Руссо настороженно относились к науке. Противопоставляли искусственному идеал естественного человека. Характерно Руссо (просветитель-еретик). Биография после смерти матери убежал из дома, работал прислугой, занимался самообразованием, жил приживальщиком. Проявил одаренность. Прославился в 1549 г Дижонская академия. Конкурс на тему "Способствовало ли..." Выиграл и стал известен. Полагал, что философия существует в самом человеке, так как этому учит голос совести. За мудростью не надо далеко ходить, а прислушаться к самому себе. Человек рождается свободным, рабство - это извращение. Захват земли в частные владения - это источник всех зол. Реабилитировал физический труд. Праздный гражданин - это вор. Каждый человек должен физически работать. Сам он переписывал ноты, зарабатывая этим себе. Извращено городской жизнью, отобрано право на суверенитет. Концепция общественного договора. Народ имеет право на бунт против правительства. Пока народ повинуется - это хорошо, но если есть возможность сбросить ярмо - он поступает еще лучше.

4. Философия науки Канта

Кант (1724-1804). Немецкая классическая философия. Родоночальник вместе с Лейбницем. Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс. Немецкие классики - профессора, отличающиеся добропорядочностью. Родился слабым ребенком, но прожил много лет. Последние годы жизни омрачены маразмом старческим. Два периода:

1. Докритический период 1746-60-е гг. "Всеобщая естественная история и теория неба" гипотеза Канта о происхождении вселенной из пылевидной туманности. Размышляет о философии природы и космологии. Гипотеза возникновения солнечной систем небулярная гипотеза, космическое значение приливного трения, догадка о существовании системы внешних галактик, зад о происхождением целесообразности организма. Механика Ньютона не может объяснить устройств и происхождение самой малейшей пылинки, хотя на физику Ньютона опирался в своё время. В отличие от Ньютона, Кеплера. Галилея, чьи идею он одобрял, говорит о происхождении вселенной, не в теологической плоскости, а как физическую проблему. Откуда произошла вселенная. Говоря о приливах и отливах Кант полагает, что это замедляет суточные вращения земли и луны. Равенство суточного и орбитального периода вращения луны одинаковы. Ранее - была большей. Система Земля-Луна формировались во времени, а не раз и навсегда, как у Ньютона. Неправда, что состояние вселенной есть результат вмешательства бога. Однако первоначальный порядок всё же задан богом. а затем пришло к нынешнему состоянию. Хаос был вначале. Кант отвергает попытки механистического сведения механистического к органическому.

2. Критический период до конца жизни под влиянием Юма. "Критика чистого разума" "Критика практического разума" "Критика способности суждения". Три способности человека - интеллект, воля, способность к оценке.

Приходит к философии трансцендентального идеализма, главной задачей считает исследование априорных форм чувственного и рационального познания. Считает эти доопытные формы чем-то идеальным.

Сводится к господствующий предмет исследования - гносеологический вопрос. В рамках философии Антропологический поворот, от исследования природы к исследованию человека. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Критика - выяснение познавательной способности, исследование границ дальше которых теоретический и практический разум пойти не сможет. Критику обращает к доопытному априорному познанию. Математика, теоретическое естествознание, философия претендует на такой же статус. Кант первый обратил внимание на загадочность происхождения теории Ньютона, его динамики. В результате какого метода получается она индукции или дедукции? Опирался на законы Кеплера. Но Кант это отрицает. Кант увидел абсурдность того, что теория Ньютона выведена из наблюдений, а благодаря способности Ньютона продуцировать новое знание в своем собственном сознании. Она универсальна, точна и абстрактна. Евклидова геометрия опирается на априорное созерцание пространственных отношений. Это возможно потому, что просто-временные отношения не свойства объективной реальности, а принадлежат сознанию. Физика Ньютона опираются на способ человеческого мышления, на усилия внести порядок в наши чувственные. Научные теории рождаются в сознании. Познающий разум активен. В этом коперниканский поворот Канта в теории познания. Почему человек может познавать? Внешний мир поставляет материал, кот человеческий разум может упорядочить, благодаря своим силам, познавательным способностям. Задача философии - изучать эти способности. Опыт, который имеет человек принадлежит субъекту, его сознанию. Опыт на основе ощущений. Но опыт не может быть сведен к этим ощущениям. Сравнение ощущений с созерцанием присущим самого человеку. Знание в математике, геометрия, арифметика - чистое созерцание. Математика - арифметика, геометрия, механика. Геометрия - пространственные величины и их соотношения. Предпосылка пространственных величин - пространство. Доопытно. Предмет арифметики - числа, которые образуются последовательно во времени прибавлением единиц. Таким образом, предпосылка учения о временной последовательности, которая дана человеку изначально. Механика - временные последовательности в пространства. Посылки - созерцание времени и пространства одновременно. Познание - наложение априорных понятий на материал чувственного созерцания. Солнце светит, камень теплый. Мы говорим - солнце нагрело камень из-за того, что обладаем априорными формами рассудка. Чтоб соединить – есть продуктивное воображение. Оно порождает содержательный априорный синтез знания. Воображение - прирожденное свойство души. Сознание вносит законы в природу. Сознание и объективный мир разделены непроницаемым барьером, за пределы которого сознание не может выйти. Вещь в себе и вещь для нас. Категории рассудка накладываются на чувственное познание. Мир непознаваем таким, как он есть сам по себе.

Категорический императив. Максима твоей воли должна быть положена в основу всеобщего законодательства.

 

Лекция 16. Кризис классического естествознания и рождение неклассической науки на рубеже 19-20 вв

1. Научно-теоретические предпосылки кризиса классической картины мира

ККМ сложилась в XVII и развивалась в XVIII, XIX вв. В ней господствовало механистическое понимание природы. Первая классическая наука была механика как важнейшая составляющая часть физики, она сформулировала фундаментальные законы, которые стремились применить во всех других науках. Задача науки в классический период – объяснение всех законов природы движением материальных тел. Пространство и время носит абсолютный характер. Природа организована и системна, типа часов. Элементы этой системы – различные тела, неодушевленные, одушевленные, организмы, небесные тела. Природный мир – на основе неизменных динамических структурных функциональных законов, которые однозначно определяли поведение всех тел и систем. Гелиоцентрическая модель - стационарна, однородна, евклидова. Что сокращенно значит СОЭ. Подлинное научное знание не зависит от культуры, психологии. Истинное знание способно отобразить природу такой, какая она есть сама по себе в завершенной системе понятий. Неклассическая картина развивалась исподволь. Благодаря разным ученым, их усилиям. Они накапливались, а затем – научная революция. Каковы культурные, социальные условия возникновения неклассической картины мира?

Ученые следующие. Иммануил Кант. Поворотная фигура от классического к неклассическому типу мышления. Кант подвинулся к критическому периоду благодаря Дэвиду Юму. География, Биология – Чарльз Лайель, Чарльз Дарвин. Астрономия – Жан Шезо, Гуго фон Зеелигер. Физика – Гюйгенс (скорость света одинакова) Майкельсон, Морли. Математика – Жан Даламбер (редактор фр. энциклопедии). Гаусс – король математики, Георг Риман. Лобачевский. Неевклидова геометрия – есть физические и математические пространства. Максвелл – описание электромагнитного поля, Генрих Герц.

Первые удары по классической картине мира провел Кант. Вселенная не статична – она развивается. Вопрос о ее происхождеии естественнм путем. Гипотеза о возникновении вселенной из газово-пылевидных частиц. Пьер Лаплас выдвинул ту же гипотезу. «О космическом значении приливного трения». Нынешнее равенство существовала не всегда. Скорость суточного вращения луны была больше. Система земля-луна формировались во времени, а не возникли раз и навсегда, как утверждала классическая картина мира. Наука как система понятий зависит от субъекта познания. От чувственного (пространство время – априорные формы) и рассудочного (причина, следствие – априорные формы рассудка). Физика – продукт упорядочивающего характера нашего сознания. Все науки благодаря способности упорядочивать. В геологии – идея креационизма ранее. Прописана в библии. Мир создан Богом из слова. Творение из ничего. Также в Библии написано о Всемирном потопе. Мир был покрыт водой. В горах можно найти остатки флоры и факты потому что был потом. Теория катастроф и катаклизмов Жоржа Кюи.

«Дайте мне зуб ископаемого и я нарисую весь организм в целом» Кюи

Связи в организмах одни и те же. Как объяснить смену палеонтологических остатков флоры и фауны. Интерпр – как следствие глобальных катастроф, катаклизмов, а не как процесс эволюции. Лайель отверг эту теорию. Три тома «Основы геологии». Юрист по образованию. Показывает, что действующие на поверхности земли факторы являются фундаментальными для создания всех существующих форм рельефа и горных пород. Те, действующие на земле факторы – существовали всегда. Это концепция униформизма. Изменения, которые были на земле не укладываются в 7 тыс лет. В них развитие земли не укладываются. Нужны миллионы лет. Дарвин (1809-1882 гг) дружил с Лайелем. Естественный отбор и относительной приспособленности живых организмов в работе. «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». 1859 г. Позволила Дарвину обосновать факт исторического развития жизни. У Дарвина – основной предмет не отдельный организм, а вид как носитель биологической специфичности. Разрушение организмоцентризма, характерного для классического естествознания.

Астрономия – сомнения в бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс Шизо. Если бы вселенная была бесконечна, то звезды заполняли бы всё небо. 1744 г. Ольберс 1826 г сформулировал ответ – либо вселенная не бесконечна, либо количество звезд ограничено. Гравитационный парадокс. Если модель вселенной такая, что есть конечное чисто небесных тел, то они должны пасть друг на друга, если их бесконечное число – то на каждое тело действуют бесконечные и противоположные силы. Отрицание существования каких-либо законов. Нужно, чтоб вселенная была конечна, а не бесконечна. Оптика – корпускулярная природа света от Ньютона. Гюйгенс 1626-1695. «О свете» 1690 г. Развивает волновую теорию света, кот становится конкурентноспособной по сравнению с корпускулярной. Еси принять за основную мысль, что свет – это волновой процесс. Волна – распространение в пространство изменение состояния. То для света должна существовать какая-либо среда. Возникал ответ – эфир. Сверхмалой плотности, но сверупругой средой эфир, кот переносит свет. Опыт Майкельсона-Морли показал, что среды нет. 1887 г. Независимо в какую сторону движемся – скорость света одинакова. Косвенно утверждалась, что эфира не существует.

Учеными считалось, что геометрия Евклида совпадает с физическими свойствами пространства. Что это единственная модель мира. Начала Евклида считались образцом ранее. Жан Даламбер, Лобачевский (1792-1856гг) высказал, что никакая наука не должна бы начинаться с таких темных понятий как у Евклида. Темнота в аксиоме о параллельности прямых. Хотели доказать. Из аксиомы превратить в теорему. Постулат Лобачевского – через точку можно провести бесконечное множество прямых, не пересекающих данную прямую. Следствие. Он не знал, что его геометрия математическая только, не имеет физического смысла. Был уверен, что это не только игра воображения. Георг Римман 1826-1866. Доклад. «О гипотезах, лежащих в основании геометрии». Принципы многомерной геометрии. О существовании 4, 5 измерений. Идеи Карла Гаусса 1777-1855гг. Построил внутреннюю геометрию искривленных поверхностей. Римман перенес идею с поверхности на пространство. Получилось гиперпространство. Не претендовал на физичность. Математическое пространство. Ненаглядность – характерная особенность научного мышления 20 в. Кризис классической картины мира – развитие электродинамики, что требовало пересмотра. В отличие от механики, электродинамики исходит из понятия поля, эфира, континуума. Континуальность начинает довлеть над дискретностью. Борьба этих подходов. Механического и электродинамического.

Фарадей был переплетчиком. Познакомился с Деви. Самоучка. Богатая физическая интуиция. Проводил тысячи экспериментов.

Понятие силового поля создает Фарадей. Силовые линии для него наипервейшая магнитная реальность. Распространение магнитных сил похожи на колебания взволнованной водной поверхности. Максвелл (1831-1879 гг) продолжатель Майкла Фарадея. Уравнения. Теория электромагнитного поля. В 1865г – Максвелл предсказывает электромагнитные волны в свободном пространстве и их распространение со скоростью света. Свет – электромагнитное излучение. Электромагнитное поле – физическая реальность, а не способ. Только благодаря Герцу электромагнитное поле было найдено экспериментальным путем. Генератор электромагнитных колебаний.

2. Релятивистская модель мира Альберта Эйнштейна

Ньютона и Энштейна сопоставляют. СОЕ. Эта картина была разрушена. Стала относительна. Развенчаны представления о субстанциальности и абсолютности пространства и времени. Разрушителями ККМ ряд ученых. Мария и Пьер Кюри, открывшие радиоактивность. Макс Планк – излучение черного тела. Эрнст Резерфорд – доказал устройство и структуру атомов и возможность превращения элементов, Нильс Бор – теоретическая основа для понимания эксп результатов резерфорда. Да Бройль, утв мысль, что любые материальные образования имеют волновые свойства. Вернер, Гейзенберг, Шредингер, Поль Дирак. Плеяда ученых.

Возрастает теоретическое, философское начало в науке. В 17-18 вв физики отрицали метафизику.

«Физика бойся метафизики». Ньютон

Физики стали философствовать в 20 в. Во времена Ньютона господствовал эмпиризм. То, что орбиты планет - эллипсы, установлено эмпирически наблюдениями Кеплера. Философичность характерна для Эйнштейна. Он занимался не поиском уравнений, описывающих опыт а рассуждал о принципах из которых можно вывести далеко идущие следствия. Между аксиомами и чувственного уровня нет связи, только интуитивный.

 
 

 

 


До 1935 г был европейцем. Приглашен в Принстон. Занимался единой теорией поля.

Создание специальной теории относительности. 1905 г. В 25 лет. СТО.

Общая теория относительности ОТО.

Поиски единой теории поля. Не сумел сделать. «К электродинамике движущихся тел». Обобщается принцип относительности Галлилея. В ИСО мех процессы остаются одинаковыми. У Эйнштейна – в ИСО любые процессы протекают одинаково.

Принцип постоянства скорости света в вакууме. Свет – волна и не нуждается в среде. Отрицание абсолютного пространства и времени и отрицание одновременности событий в разных системах отсчета. Эффект близнецов. Закон взаимосвязи массы и энергии. Масса – есть мера энергии. Связал пространство, время и вещество. У Ньютона – они независимы. До принятия общественность ОТО геометрии Римана и Лобачевского считались возможными конструкциями. Но благодаря общей теорией относительности они наполнились смыслом физ. Геометрию заменить на риманову геометрию – можно объяснить явление тяготения определенными свойствами пространства. Э показал, что представления о геометрии неверны. В природе – другая геометрия, в которой к трем измерениям пространства нужно добавить время как четвертый параметр. Вблизи больших масс пространство искривляется. Теряет свойства евклидовой геометрией. Время тоже изменяется вблизи больших массивных тел. Время замедляется. Гравитационное красное смещение. Геометрия вселенной евклидова –приблизительно. Не такова при больших массах и высокой скорости. Математическая модель вселенной Эйнштейна. Статичность. А.А.Фридман 1888-1925 гг. Построил модель динамической вселенной. Вещество вселенной не может находиться в покое. Э сначала не согласился, потом согласился. Хаббл установил, что вселенная расширяется. И галактики удаляются друг от друга со скоростью пропорциональной расстоянию между ними. Гипотеза горячей вселенной Гамов Георгий. 1904-1968гг. В самом начале процесса все вещество вселенной было горячим и плотным, а потом произошел взрыв. Модель Гамова названа стандартной.

 

3. Роль квантовой механики в формировании неклассической модели мира. Макс Планк и Нильс Бор

Мы живем в макромире. Мега и микромир психологически нам не понятен. Не надо забывать и о вкладе Эйнштейна. Как человек смог проникнуть в мир атома. Противопоставление вещества и поля. Исследование электричества привели в микромир. Древнегреческие философы заметили, что янтарь при натирании его шерстью притягивает тела. Электрон – янтарь. Электричество – янтаризм. Электрический заряд – физическая величина, определяющая интенсивность. Сначала думали, что электричество – это жидкость. Далее – дискретность электричества показана Стонеем. После открытия Рентгеном рентгеновских лучей Х-лучей термин электрон стал обозначать отрицательно заряженную корпускулу электричества. Дж. Дж. Томпсон, с помощью камеры Вильсона смог доказать существование электрона как корпускулы. 1903г Дж. Дж. Томпсон предложил модель атома. Походила на булку изюма. Экспериментальное исследование электронов было инициировано открытием радиоактивности. Бекерель. Радиоактивность. Лучи испускает сам уран, торий. Кюри в 1898г выделили полоний и радий. Радиоактивны все элементы с порядковым номером более 83. Атом – вовсе не неделим. С древности считали, что атом – «неразрезаемый». В глине есть песчинки – атомы. Отсюда и пошло. Резерфорд приступил к изучению радиоактивности. Модель Резерфорда – планетарная модель атома 1911 г. 1919 открытие протонов Резерфордом, несущие массу ядра. Предположение еще частицы – нейтрона. Теоретическое опережение эксперимента. 1932 Чедвик открывает нейтрон. Понятие квант. В классической физике – строго равномерное распределение энергии, непрерывность перехода из одного состояния в другое. Планк вынужден отказаться от фундаментальных предпосылок классической физики. Взамен выдвинул гипотезу о дискретности физического действия. Заложив фундамент теории квантов. Квантовый характер излучения рассчитан в формуле. 1905 г – Эйнштейн гипотеза о том, что свет – это поток фотонов. Свет испускается квантами, то есть фотонами. 1913 г Нильс Бор распространил на атомы идею о дискретности испускаемой и поглощаемой энергии. Правило для поведения электронов в атоме. Квантовые условия. Т. Есть конечное число орбит. Микрочастицы обладают волновыми свойствами 1924. Луи де Бройль. Дифракция и интерференция электронов. В класс физике между частицами и полями должна существовать четкая грань. В квантовой – такая грань изчезает. Каждый набор частиц представляет собой некоторое поле. Вместо с тем каждая из них выступает коллективом частиц. Свойство единства корпускулярным и волновых свойств. Установлен факт, что при подходящих условиях любая микрочастица способна к превращениям. Частица превращается в другую Эл. частицы не делятся, но их стабильность относительна. У Бора и Эйнштейна расхождения. Форм основных идей к концу 20-х гг завершена.

 

4. Основные черты неклассической научной картины мира

Элементаристский подход в классической физике. Не берется во внимание, что есть система. Рассматриваются только отдельные элементы. Причинность. Какое тело подействовало на данное тело. Без учета целого комплекса влияний. Беспричинное явление обусловлено комплексом взаимодействий. Большую роль стал играть системный подход. Стремление построить целостную картину мира. Элемент описывается не сам по себе, принцип иерархизма, требующий видеть в объекте уровни, плоскости, связанные между собой. Объект не изолирован, а в окружающих условиях. Из целого – свойства элементов выводят, и наоборот. Исследуется момент самоорганизации объекта и наличия в нем степеней свободы. Живая природа – сложная многоуровневая система. Организованость живой материи – не менее важный фактор, чем способность к эволюции. Характерная особенность теории, объясняющих явления мегамира и макромира - высокий уровень математического формализма. Невозможность опереться на привычность понятий, психологическую доступность. Невозможность опереться на наглядные образы.

Эл разряд пропускал через пары ртути и ему удалось найти пары золота в парах ртути.)) Ходил в золотых очках. Золото оттуда. От объекта трудно отделить субъект. В классической физике взаимодействие между объектом и прибором можно пренебречь. В квантовой физике– это нараздельная часть с явлением. Принцип Бора, кот формул наши знания о поведениях микрообъектов всегда опосредованы взаимодействием наблюдателя с прибором. Данные, полученные с помощью разных приборов об одном объекте в классической физике могут быть скомбинированы. А в квантовой – свести в одну картину нельзя. Дополнительное отношение друг к другу. Принцип дополнительности отображает квантово-волновой дуализм, свойственный поведению микрочастиц. Исследовать достаточно полно микрообъекты, выясняя их энергетические и пространственные характеристики невозможно. Принцип неопределенности Гейзенберга-Вернера. Всякое строгое применение законов сохранения энергии и движения связано с необходимостью отказаться от локализации в пространства и времени. Новое понимание детерминизма, обусловленности всех физических процессов и явлений. Должно учитываться зависимость описываемого поведения микрообъекта от приборов, с помощью которых объекты изучаются. Дополнительность корпускулрного и волнового описания объектов. Развитие физики в 20 в потребовало уточнить классическую форму детерминизма. Лапласовский детерминизм не может быть актуальным (определенность состояния объектов в физике – полная определенность, жесткая однозначная определенность связей, определенность изменений – абсолютная предопределенность). Новое рассматривается как реализация потенциально данного. В современной форме принцип детерминизма – единство причинных и функциональных связей. Единство закономерного и случайного. Единство определенности и неопределенности, однозначности и неоднозначности.

Вероятностные представления в кв физике, кибернетике, математике. Детерминизм не отменяется, а изменяется понимание лапласовского детерминизма. Законы квантовой механики – статистические. Исследование – вероятностный характер.

5. Эйнштейн о науке, религии, морали

«Эйнштейн о религии». Москва, 2010. 144 с.

Собрание сочинений, т4.

Застегивал пальто на 1 пуговицу. Ходил в знаменитой кофте. Письма приходили мешками.

Мировоззрение было амбивалентным. Творец неклассической физики. Споры с Нильсом Бором.

Почему за классической физикой последовала неклассическая?

Посылки. Изменение экономического и социального строя в Европе и во всем мире. Возникли крупные экономическо-политические системы в мире. Массовое общество, массовое потребительское общество. Могла ли наука сохранить ту мотивацию, кот была в классическом периоде. Радость познания. Не возможность практического применения, а радость познания. Обывателю не нужна радость познания. Но и государству, политической верхушке, которая заинтересована в практической значимости. Цель науки – установление того, что существует на самом деле.

«Моё кредо». Кто более счастлив. Современный человек или индеец. В кого играют дети цивилизованных людей?

Исходный принцип физики – принцип объективной реальности окружаюшего мира. Физик не может заниматься научным исследованием природы не веря в то, что она объективно существует. Акцент смещается на субъекта познания с объекта. Э с этим не согласен. Важна логика. К объективному пониманию мира люди приходят нелогическим путем. Считает, что в неживой природе нет места для свободы воли. Говорит о преемственности в научном мышлении. Исходный пункт – чувственное восприятие. Истинность теоретического мышления достигается благодаря его связи со всей суммой данных чувственного опыта. Закон природы, не верен, если обнаруживается, что одно из следствий из него противоречит хотя бы одному экспериментально установленному факту. Религиозность Эйнштейна. Подчеркивание космического религиозного чувства. Он выводил религию из чувств. 3 ступени: религия построенная на чувстве страха. Боги выступают в виде карателей. 2 ступень – нравственное чувство, социальное чувство. В которой прописаны правила поведения. Антропоморфизм. Думают, наказывают, благодарят. 3 ступень – космическое религиозное созерцание возвышенного и чудесного порядка как в природе, так и в мире идей. Он верующий 3-го порядка. Как Демокрит, Спиноза. Как людям, восхищ гармонии, рац устройством мира, антропоморфность богов – отрицает. Но считает, что любой ученый должен иметь чувство гармонии мира, разумности устройства. Тот, кто не испытывает это чувство – слеп.

Религия – вера в рациональную природу реальности. Там, где нет веры там наука вырождается в бесплодную эмпирию. Наука морали не преследует. Мораль рисует мир таким, каким он должен быть. Наука может помочь морали, логически упорядочивая нравственные утверждения. Цель морали – вне науки. Мораль – основание науки, но не наука основание морали.

 

Лекция 17. Особенности развития науки в XX в. Становление постнеклассической картины мира

1. 20 в – век «большой» науки. Понятие научно-технической революции НТР

Наука всегда развивалась с ускорением, но оно до определенных пор были невысокими. Лишь в 30-40 гг XX в скорость развития науки достигла заметных величин. Роль науки в обществе возросла. Джон Бернал «Социальная функция науки». Возникло науковедение – наука о науке. Исследование науки средствами самой науки. Стимулировали две мировые войны. Они потребовали от науки больших проектов. Наука потребовала от государства финансовых и трудовых ресурсов. США и СССР. Атомный и космический проекты. Создали двухполюсной политический мир. Эти проекты качественно изменили науку. Индустрия, государство, производство. Взрыв атомной бомбы в США 1945 г. 16 июля штат Невада. С 6 августа Хиросима и Нагасаки. 29 августа 1949 г взрыв атомной бомбы в СССР. Ускорители микрочастиц, синхрофазатрон. И.В.Курчатов – руководитель атомного проекта. Первая атомная электростанция, Обнинск, Калужской области. Физика элементарных частиц. Наука потребовала большого количества кадров.

Термин “большая наука” предложил Дирак Прайс. Характеризуется количественными и качественными показателями.

-Рост по экспоненте числа ученых с 10 по 60 число ученых в 16 раз увеличилось,

-Расходы на науку возросли в 250 раз,

- Техническая оснащенность,

- Связь с производством.

Увеличение численности ученых с понижением их качественных характеристик как ученых.

В 1860 г около 200 химиков во всем мире Зинин, Бутлеров, Вюрц, Каниццаро. Вошли в историю науки. Менее видные оставили след. Через 100 лет в 1000 раз. Общее качество. Вряд ли 5 % войдут в историю. Ученый – массовая фигура. Наука перестала быть занятием энтузиастов. Сейчас они служат государству, фирме. Любой ученый должен думать о благосостоянии. Деятельность превратилась в рутинную, алгоритмизированную. Большая наука становится конвейером для производства знаний. Для небольшого числа людей осталось место для творчества. Научного, художественного. Ранее – независимость ученого. Норберт Винер, основоположник кибернетики, труд «Я - математик».

Эпоха умственного феодализма. Сказалось на творчестве и мировоззрении. Прекратили заниматься философией, мировоззрением. Потеряли ведущие позиции в культурной жизни общества. Перестали быть властителями дум. Потребность в философствующих ученых. Эта потребность возросла. Приоритет получают прикладные науки, а не фундаментальные. Производство вооружения. Перспективные – прикладные. Первое звено в цепи инноваций. В 1933 г Резерфорд твердо заявлял, что не верит в возможность освобождения атомной энергии. А через 9 лет в Чикаго начал работать первый атомный котел.

Промышленная революция. За счет технологических переворотов. Первый – промышленная революция конца XIX – начала XX. Европа. Результат – возникновение машинного производства. Технологии. Особая форма научного знания – знание прикладного. Карлу Марксу удалось показать, что для возникновения машинного производства было необходимо, чтоб промышленный и сельскохозяйственный труд соединились с естествознанием. Благодаря этому союзу возникает технологическая наука. Способна резко повысить производительность труда, эффективность, рентабельность, конкурентоспособность. Еще в XVIII в в Европе – средневековое ремесло. Цеховые тайны производства. Главный элемент промышленной революции XVIII в – паровая машина. Англия – Джеймс Уатт создает паровую машину. 1785 г первый двигатель системы Уатта был установлен на прядильной фабрике. Затем – во всех отраслях. Распространение в США и Европу, Россию. До 60-х гг 19 машина Уатта – основной двигатель силовой установки. Поставлена на железные рельсы, на корабли. Обеспечила промышленный прогресс, транспорт в 19 в. НТР связывается с 20 в. Коренное качественное преобразование производительных сил. Опыт людей, их знание. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука – элемент инновационного процесса. Иногда науку отождествляют с этим качеством. Не понимая, что есть фундаментальные аспекты, которые не могут стать производительной силой. Наука – фактор роста благосостояния общества. Материальное производство – в виде техники и в виде профессиональных знаний. Главное звено НТР – компьютер. В СССР – ЭВМ. 1948 г С.А. Лебедев 1902-1974г. Академик. Создал ЭВМ. Малая электронно- счетная машина (МЭСМ) и большая электронно-счетная машина (БЭСМ). В 1957 г запущен космический спутник. Слово «спутник» вошло в словари всех стран. Выход человека в космос.

Автоматизация производства выступила насущной задачей. Скорость прокатного стана 150 км/ ч.

Ведушее место Россия утеряла.

2. Становление кибернетики и различные варианты понимания ее предмета и функций

В процессе становления кибернетики шел спор какие функции кибернетика должна исполнять. Идея кибернетики – это наука, которая может помочь в управлении государством, народным хозяйством. Так понимают ее несколько ученых, философов, которые предвосхищали кибернетику. Андре Мари Ампер(1775-1836 гг), физик, математик, химик, ботаник, философ.. Разработал теорию магнетизма 1820 г. Впервые предположил о существовании кибернетики в классификации всех человеческих знаний 1834 г. Выделил специальную науку об управлении государством и назвал кибернетикой, исходя из того, что правительству приходится выбирать между мерами для достижения целей. Бронислав Трентовский 1843 г «Отношение философии к кибернетике как к искусству управления народом» курс лекций по философии кибернетики. Как трудно управлять человеческими группами, знать особенность этих групп, стремление людей, игру страстей. Неустранимые противоречия между людьми, которые образуют единство, ибо люди нужны друг другу. Кибернет-руководитель должен примерять различные стремления. Для этого должна быть создана кибернетика. Довинеровская кибернетика – действия организатора. У Винера (1894-1964 гг) кибернетика – это наука, которая должна исследовать информационные процессы. «Кибернетика или управление и связь в животном и в машине». 1948 г внес название Кибернетика – искусство кораблевождения (греч.). Платон рассматривал это в смысле управления государством. Авторство закрепилось за ним. Переориентировал кибернетику с управления на информацию. Губерния, губернатор связано со словом кибернетика. Цель работ Винера – преодоление кризиса избытка информации. Общество середины 20 в было задушено информацией, если бы не был создан компьютер. Теория информации – основа этой дисциплины. Теория управления – часть теории информации.

Борьба между разными направлениями научной мысли. А.И. Берг, академик АН СССР. Кибернетика – это наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами. А.Н. Колмогоров, математик, академик. (1903-) держал точку зрения Винера. О системах воспринимающих, хранящих, перерабатывающих, использующих информацию. Появление кибернетики было подготовлено развитием системного подхода в науке, когда сама система берется как особый объект исследования, как форма и закон существования целого класса реальных объектов. Безразлично из какого материала состоит конкретная система. Сложные динамические системы как объект изучения – это системы, способные изменять состояние, содержащая множество простых подсистем, взаимодействующих между собой. Отвечают на параметры системы. Воздействие на параметры системы переводят его из одного состояния в другое. Информационные процессы являются неотъемлемой частью любого акта управления. Кибернетика открыла путь для исследования математическими методами особую сферу объективной реальности сложных дин систем, включающих в себя процессы управления, передачи, переработки информации.

3. Информация как важнейшее понятие науки 20 в.

Материя, масса, энергия – старые понятия. Приходят новые – понятие информации. Информация – это структурность, неоднородность, организованность материальных объектов, природных, живых, социальных. Информация передаётся как определенная структура. Взаимодействие двух материальных систем. Информационный процесс – вид отображения, возникающий в процессе взаимодействия материальных систем. Об информационном процессе говорят тогда, когда информационный процесс становится фактором управления. Именно процесс управления носит информационный характер. В этом виде информационные процессы вместе с появлением живых существ. В геологическом периоде археа. Материальные носители – живые существа. Две функции живых систем – воспроизводство себе подобных редупликация ДНК и саморегуляция. Усложнение саморегуляции приводит к локации, навигации.

Клод Шеннон (1916 род.) Отождествил информационный процесс с передающимися структурами в технических средствах коммуникации. Структуры электрических сигналов. В работе «Теория информации» выработал формулу количественной оценки сложности структур, передаваемых в каналах связи. Отождествил коммуникационные и информационные процессы. При этом смысловая сторона коммуникации оказалась для него вторичной, не играющей какой-либо роли. Так возникает математическая теория информации, отвлекающаяся от смысла. Только объем. Информация – это абстракция. которую нельзя отождествлять со всеми элементами коммуникативного процесса.

«Информация – это информация, а не материя и не энергия» Винер

В теории Шенона – оптимизация кодирования сообщений, повышение помехоустойчивости, распознавание сигналов на фоне шумов, расчет пропускной способности каналов связи.

 

Отправка информации (кодировка) – передача сообщения по каналу связи, шум, помехи, приемник (декодировка) потребитель информации.

 

Информация – как результат выбора из возможных альтернатив. Информация – снятая неопределенность. Шенона интересуют только структуры. Критики говорили странно, что фразы из 100 букв имеет одинаковое количество информации. Теперь интересуют общество только объемы информации. Можем утверждать, что в неживой природе взаимодействие еще не имеет ярко выраженной информационной формы. А в живой можно и нужно говорить об информационном процессе. В общественной жизни человека – информационный процесс не вскрывает всей полноты отражательных процессов, осуществляющихся человеком с помощью сознания. Информационный процесс – средство коммуникации между людьми, кот обладают психикой, сознанием и оперируют идеальным содержанием сознания. В каналах связи кодирование знания и всяких смыслов, объективирование идеального содержания в информационный процесс, то есть в структуры. Информация – физический процесс, который позволяет сознание сохранять, накапливать в овеществленной форме. Результаты обработки информации могут быть обнаружены только в результате процедуры интерпретации. Можно интерпретировать по-разному. Компьютер – устройство, система, способное осуществлять определенную последовательность операций, численных расчетов и манипулирования данными. Последовательность операций – программа. Скорость обработки информации человека меньше, чем компьютера. Компьютерное моделирование позволяет просчитать состояния систем, осуществить выбор. Отличие знание от информации. Знание – личное достояние знающих. Информация – не является достоянием конкретной личности. На основе информации в сознании создается индивидуальное знание, опирающееся на личный опыт и способности. Информация – знаковая оболочка знания. Знаковая модель знания, хранящаяся в машине. Формализованное в соответствии с структурными правилами. Интеллект человека и компьютера не тождественен. Человек не может формализовать и объективизировать все свои знания.

Чехов спрашивал «Что такое морковка?»

Дискурс машины развертывается в четко прописанных деталях. Нет эмоциональности. Компьютеры не обладают я.

4. Формирование основных понятий синергетики

Герман Хакен, нем. физик-теоретик, предложил термин (от греч. Совместный, согласованно действующий). Хакен признает, что близок к Аристотелю.. Междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-х гг. Разрушение барьеров между дисциплинами. Общие закономерности и принципы в самоорганизации систем разной природы. Преемственность между кибернетикой и синергетикой. Статус синергетики не прочен. Скепсис по отношению к представителям синергетики. Разработка теорий лазеров Хакеном. Простая модель описания когерентного лазерного излучения.

Вынужденное испускание атомами квантов электромагнитного излучения. (Усиление света посредством вынужденного излучения). Русское название ОКГ – оптический квантовый генератор. В.А. Фабрикант. Басов, Прохоров, Таунс – Нобелевская премия 1964г. Основоположники квантовой электроники. Синергетический смысл усиления света установил Герман Хакен. Сначала волны искускаются хаотично, затем накладываются. Зарождающиеся волны вступают в конкурентную борьбу между собой. Побеждает один.

Илья Пригожин (Бельгия, русского происхождения). Ноб. Пр. 1977г Основоположник неравновесной термодинамики. Школа нелинейной термодинамики и статфизики. Брюссельская школа. Глубокий интерес к философским аспектам. Время, необратимость, хаос.

Долгое время – равновесная термодинамика определяла облик физики. В закрытых системах все формы движения сводятся к движению молекул. Энтропия увеличивается. Колебательная реакция Белоусова-Жаботинского. BZ-reaction. 1955 г. После смерти вновь исследовал Жаботинский. Белоусову не верили. Предпосылки развитию нелинейной динамики.

 

Берталанфи (1910-1972 г) развил общую теорию систем. Открытая система – система, обменивающаяся веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Усложняется организация этой системы вопреки второму закону термодинамики. Нелинейность – многовариантность путей и темпов эволюции, ее необратимость, возможность непредсказуемых изменений течения процессов. Развитие через случайность развития пути в точках бифуркации – момент разветвления путей эволюции открытой нелинейной системы и осуществляющей выбор. В точках бифуркации – неустойчивость неравновесных состояний сложных систем. Детерминированый хаос – необходим для выхода системы на один из вариантов устойчивого состояния – аттрактор (греч. Притягивать) – устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе разнообразные пути. Образ воронки. Понятие цель расширяется – направленность поведения открытой нелинейной системы. Влияние будущего на настоящее. Целевая причина Аристотеля.

Курдюмов (1928-2004) основоположник российской синергетики. Моделирование аттракторов в открытых нелинейных средах. Коэволюция как искусство жить вместе. Синергетика – это философский каркас взгляда на мир. Самоподдерживающиеся структуры идентичны правильным многогранникам о которых говори Платон в «Тимее». Прибегал к идеям друвнекитайской философии. Дао как путь, закон развития универсума. Ин и Янь – как два противоположных начала. Спекрт структур аттракторов есть ее пути дао, собственные русла развития. Согласованные с путем дао всего универсума. Модель нелинейной науки близка восточным представлениям о науке. Мат моделирование и вычислительный эксперимент. В синергетике не средней теории, объединяющей науки.

Идея союза гуманитарного знания и естестественного поддержана Степиным, академиком РАН, директором института философии РАН.

Е.Н. Князева. Куда течет история? Каковы тенденции изменения мира как целого на 5, 70 лет? Что такое влияние будущего? Как осуществляется связь с будущим цивилизации? Как уменьшить степень насилия в мире? Усилить следования внутренним тенденциям сложных систем? Каковы правила коэволюции? Устойчивого совместного развития сложных систем? Понятие коэволюции Курдюмов расширяет. Обычно имеет экологический смысл. Рассматривал процессы объединения относительно простых систем в сложные. Нелинейный синтез или конструктивные принципы коэволюции.

«Мне нужно быть…» Памяти Курдюмова, 2010 г.

Понятия неравновесная открытая система, флуктуация, конкуренция параметров порядка.

5. Особенности постнеклассической научной картины мира

Наука трактует все объекты универсума в эволюционном ключе. В классической науке все понималось в статике. Все создано богом и неизменно. Дарвин пробил в этом брешь. Физики думали, что микрочастицы не могут эволюционировать. Любой природный объект подвержен эволюционным изменениям. Чижевский русский космист.

Отрицание жестких границ между живым и неживым. И неорганические системы при достаточной сложности способны саморазвиваться. Хаос – ступень к организации упорядоченного. Мир природы и мир человека разделялся в классической науке.

Развитие междисциплинарности. Исключение наблюдателя из описываемой им реальности - в классической науке. Теперь ясно, что этого сделать нельзя. Пропагандируется антропный принцип, в котором делается вывод, что человек в центре мироздания. Среднее положение между космосом и атомом.

Брендер Картер сформировал антропный принцип в виде слабой и сильной версии:

Слабая версия – вселенная устроена так, как она устроена, потому что во вселенной устроенной слегка иначе по ряду причин было бы невозможным наше существование.

Сильная версия – вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Принцип релятивизма. Нет ощущения прочности, незыблемости фундаментальных положений неизменности научной картины мира.

«Теории приходят и уходят как автобусы на Пикадилли» Поппер

Инструменталистская точка зрения на знание об окружающем мире. НЕ сущностная (эссенциалистская). Которая зависит от методов, подходов. Физический смысл заменяется математическим формализмом. Возросла роль математики.

 

Лекция 18. Концепции философии и науки. Философские школы и направления 19-20 вв.

1. Формирование социально-гуманитарных наук и их методологическое осмысление в философии жизни и неоконтианстве во второй половине 19 в

Три (четыре) этапа эволюции. Натурфилософский, классический, неклассический, постнеклассический. Эти же этапы для гуманитарных дисциплин. Политология, юридические науки, история, экономические науки.

Развитие экономического знания. В 19 веке политическая экономия вместо экономики. Более универсальный термин – экономия, экономическая наука. Впервые Монкретьен ввел этот термин в «Трактат политической экономии». Первостепенная важность хозяйственной и торговой деятельности для общественной жизни. Торговля – цель производства, ибо мало создать продукт, надо его продать. Возникает как научная дисциплина в процессе осмысления экономических явлений и обоснования экономической политики государств. Экономическое знание развивалось задолго до рождения термина политэкономия.

Oikonomia – греч. Домохозяйство. Умение содержать в порядке дом, хозяйство, поддерживать должные семейные отношения. Содержать в порядке земельную собственность, заставлять трудиться рабов. Нормы должного поведения в семье задавали предполагали этическую проблематику экономики. До сих пор этическая проблематика важный аспект экономической мысли. Впервые в Гомере «Илиада» «Одиссея». Гесиод – первый греческий поэт. «Теогония» о происхождении богов. «Труды и дни» («Работа и дни»). Система патриархальной морали, которая господствовала в древности и античности. Мир через призму семейных, кровно-родственых отношений. Малая семья, иерархия подчинения младших. Большая семья – государство. Есть небесный отец, которому подчиняются все. Производственные и бытовые задачи крестьянина. Гесиод прославляет честный крестьянский труд. Расчетливость, деловитость, рачительность, экономность. Осуждает лень, пьянство. Мысль о нуклонной порче мира. Приход новых поколений, живущих хуже, чем прежние поколения. И сожалеет об ушедшем золотом веке. Древняя Русь тоже жила в соответствии с патриархальной морали. В письменной форме в виде текста «Домострой» под ред. Сильвестра (сподвижник Ивана Грозного, 1 пол. 16 вв). Описывает практические устои жизни и наставления в лучших отеческих традициях. 3 части домостроя. 1 – религиозные наставления. 2 – семейные отношения. 3 – о хозяйственных рекомендациях. Названия глав 3 части: «Как всякое платье кроить и обрезки хранить». «Как всякую одежду жене носить и сохранять». Авторитетное руководство, регламентирующее жизнь людей. Ничего не говорит о культурной и интеллектуальной жизни семьи. Философский этап теоретического осмысления вопросов экономии и домохозяйства начинается с античности. Сократ, Ксенофонт «Экономик». Термин экономик впервые введен Ксенофонтом. Затем другие авторы воспользовались. О рациональном ведении хозяйства, о разделении труда. Создание полезных вещей, удовлетворяющих определенные человеческие потребности. Товару присущи полезные свойства и способность обмениваться на другой товар. Потребительская и меновая стоимость товара. Товарное обращение и накопление богатства происходит с помощью денег. Взгляды Аристотеля. С точки его зрения, основа производства – натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Раб предназначен к физическому труду, а свободный – к умственному. О необходимости справедливого обмена. При нем возникает равенство разнородных вещей. Товары становятся соизмеримыми благодаря деньгам. Два вида богатства. Как совокупность потребительных стоимостей, произведенных вещей и накопление меновых стоимостей, то есть накопленных денег. Источник богатства первого вида – земледелие, ремесло. Естественное богатство. Удовлетворение естественных потребностей, ограничены естеством человека. Второй вид богатства – противоестественное. Оно ничем не может быть ограничено. Наука о богатстве – делится на экономию – производство вещей, нормы, рекомендации и на искусство накопления денег – хрематистику. В античность, средневековье главное внимание уделялось сфере обращения и даже первые экономисты классического периода развития науки начала 17 века сводили предмет экономической теории к сфере обращения. Первыми экономистами 17 в были меркантилисты. Антуан Монкретьен 1575-1622 гг. Ряд представителей классической буржуазной политэкономии. Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Франсуа Кенэ, Тюрго переориентировались и стали изучать общественное производство, свойство и роль труда, производителей и товары. Сущность денег, капитала, заработной платы. Франсуа Кенэ «Экономическая таблица» впервые дал оценку общественному воспроизводству. Проанализировал состав продукта, его вещественные, натуральные, стоимостные элементы. Главное достижение классической политэкономии – заложила основы трудовой теории стоимости. Эта тенденция наблюдалась с Петти, а наиболее ярко проявилась в работах Смита и Рикардо. Трудовая теория стоимости. Стоимость товара определяется трудом. Затраченным на его производство.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс 1820-1895. Наследники классической традиции политэкономии, которую они определяли как науку о законах управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе. Производственные отношения изучаются, свойственные данному исторически определенному способу производства, присущие ему специфические экономические затраты.

«Предмет исследования – капиталистический способ производства и соответствующие отношения производства и обмена» Маркс

Процесс смены одной системы производственных отношений другой. Общие экономические законы, присущие всем способам. Единство политэкономии с политикой. Адам Смит еще и философ.

«Экономическо-философские рукописи», 1844г. Маркс. Маркс (1818-1883 гг) гг «Капитал». Четвертый том Энгельс подготовить не успел.

Узловая проблема капитала – производство прибавочной стоимости. Зарплата оплачивает не труд, а служит формой оплаты специфического товара – товара рабочая сила. Особенность рабочей силы в том, что она создает товар, продукт, стоимость которого выше стоимости рабочей силы. То есть того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и его семьи.

Неоклассическая теория. Маржинализм (Австрийская школа и математическая школа), историческая школа, кембриджская школа. Противостоять марксистской теории – их задача. Также уловить тенденции современного капитализма. Пытаясь дать общую характеристику с 1870 г и продолжать до сегодняшнего дня. Для неоклассиков характерна подмена отношений между людьми отношением людей к вещам. Отрицают исторически необходимый процесс смены общественной формации. Увековечивает категории, присущие экономическому способу производства. Попытка оспорить трудовую теорию стоимости. Главной количественной категорией считали предельную полезность. Теория предельной полезности.

Госсен Герман Генрих (1810-1858 гг). Экономист, математик. Основоположник теории предельной полезности. Представитель мат школы. Центральный предмет – потребление. Не производство. Потребление не целого общества, а отдельного индивида. Психология потребления, удовлетворения потребности индивида. Который воспринимается не как человек, принадлежащий эпохе. Сначала есть, пить. Потом получать дополнительные удовольствия. Удовлетворение материальных потребностей, а не духовных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.