Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории диалектики

Три закона диалектики.

1. Закон перехода количества в качество,

2. Закон единства и борьбы противоположностей,

3. Закон отрицания отрицания.

Общее и частное

Сущность и явление

Содержание и форма

Возможность и действительность

 

3. Становление и развитие позитивизма как философии науки в 19-20 вв

Огюст Конт (1798-1857 гг) «Курс позитивной философии» 1830-1842 гг

Закон о трех стадиях умственного развития человечества:

1 стадия. Теологическая, Религиозная, Детство. Страх потусторонних сил

2 стадия. Абстрактная, Метафизическая, Юношество. Мечтательность

3 стадия. Научная, Положительная, Зрелость. Мир изучается с помощью опытного познания.

 

От религиозного восприятия через метафизическое к научному.

Идеал этой философии – эмпирическое научное сознание, естествознание. Методология науки. Первый этап. Позитивизм отождествляли с материализмом. Вытесняет задачу объяснения. Описание действительности, предсказание будущих фактов. Классификация наук – иерархия наук. Математика самая простая. Социология – самая сложная наука. В иерархии нет истории, филологии. Философия сливается с биологией.

Социология – опытное изучение общества. Функция, организация, типы обществ. Задался целью создать новую опытную науку об обществе в противовес старой умозрительной. Общество должно управляться промышленниками и банкирами. Учить управлению должна социология. Главная задача социолога – достать данные.

Второй этап (позитивизм второй волны) связывают с появления эмпирокритицизма. С 70-х гг 19 в. Мах, Авенариус. Принцип экономии мышления. Цель науки – в удовлетворении жизненных потребностей человека. Мин затраты мыслительной энергии. Пытались удалить из пределов научного познания старые понятия. Задачи науки – фиксация фактов чувственного восприятия. Сила. Масса, пространство, время – обозначение комплексов ощущения. Позитивизм обнаружил тенденцию к феноменологическому истолкованию научной картины мира. Мах говорил о различии физического и психического. Мах ликвидирует внешний мир. Оставляет только психические процессы.

Третий этап неопозитивизм, логический позитивизм.

Бертран Рассел, Рудольф Карнап. Филипп Франк, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик.

Физикализм. Истинность какого-либо положения науки в зависимости от возможности ее перевода на язык физики. Любое теоретическое положение нужно выразить на языке опытных данных. Если это невозможно, то теоретическое положение нужно отбросить. Принцип верификации – любое положение должно быть эмпирически доказано. Требуется корпус научного знания, умерь выразить с помощью эмпирических суждений на языке фактов.

Мир – есть совокупность фактов, а не вещей.

Факты должны быть выражены простой констатацией факта.

Попытка позитивизма этой волны решить проблему демаркации. Отделения философии от науки. Задача не была решена позитивизмом этой волны. Отделить философию от науки невозможно. Но разобраться где философия, а где наука оказались полезными. Свести язык всей науки к языку физики – это упростить, совершить редукцию.

История науки. Кумулятивистская эпистемология – накопление истинного знания. Задача эпистемологии – обоснование готового знания. Заблуждения должны быть выброшены. Очистить язык от ошибок. Знание, ставшее научным, не изменяется, а только дополняется. Наука – в законченном, статичном мире. Научное же знание – динамическое целое, с перестройкой от вершины до истоков и оснований.

Корпускулярная теория света Ньютона. Волновая теория Гюйгенса. Затем обе концепции объединены. Невозможно четко отделить истину от заблуждения. Позитивизм концентрируется на языковых методах. Семиотика как наука о знаках.

Четвертая волна позитивизма. Постпозитивизм. Карл Поппер, Томас Кун, Мишель Полани, Имре Лакатос, Пьер Феерабенд.

Возвращение к истории науки. Если логический позитивизм исследовал логическую структуру, то постпозитивизм- историю науки в контексте истории в целом. Генезис научных идей, эволюция научного знания. Возникновение новых теорий, как они добиваются признания. Линия между философией и наукой становится прозрачной. Представление, что философия не такая уж вредная для науки. Что-то из философии переходит в науку. Атомизм Демокрита. Уточняется принцип верификации. Принцип фальсификации – если теорию нельзя опровергнуть – то теория научная.

Наука – бред сумасшедших. Отказ от кумулятивизма в понимании и развитии знания. В теории науки революционные преобразования. Нелинейность и движение к цели, которая может быть и не достигнута.

Джон Милль (1806-1803гг)

Гельберт Спенсер (1820-1903гг)

 

Лекция 19. Социокультурная динамика науки

1. Основные проблемы социокультурной динамики науки: традиции и новации, индивидуальное и социальное в науке, континуизм и дисконтинуизм

Представители постпозитивизма стали видеть в науке целостный способ видения мира, который развивается поколениями ученых. Это не отдельная оторванная от остального точка зрения, это целостный способ видения мира, который формируется сообществом ученых, поддерживается видами культуры, формируется, развивается, укрепляется, отмирает благодаря работе ученых. Поддерживается верой не только научного сообщества, но и всего общества. Вот этот целостный способ видения мира, усваиваемый несколькими поколениями – это и есть традиции. Качество – способность переходить от одного содержания к другому, сохраняя определенную культуру и определенный арсенал методологии. Следует диалектически иметь в виду. Науку нельзя понимать как только развитие и укрепление традиции. Новации – противоположный аспект. В истории общества происходят сдвиги, и для развития науки важную роль играют индивиды, не интегрированные в традицию. Дают позитивный творческий импульс, благодаря которому возникает новация, способная выдержать борьбу с традицией и победить.

Качество личности, личный опыт, личное желание утвердить позицию и социальная среда с другой стороны, которые чтут традицию и слабо отзываются на новации, которые исходят от творческой личности. Есть целые эпохи, когда великие открытия идут одни за другим. Эпоха Возрождения – эпоха великих открытий. Коперник. Гелиоцентризм. «О вращении небесных сфер», 1543г. Сыграла решающую роль в пересмотре философских представлений о мире. Коперник не находился в центре больших духовных новаций, изменений в Италии, Франции, он сформировался на периферии европейской культуры. Продолжил обучение в Итальянских университетах, где с жадностью изучал философию, медицину, право, астрономию. Именно здесь в его сознании зародилась идея нового взгляда на мир. Обладал волевым характером. И упорством.

В истории и философии науки возникли споры по поводу того как развивается наука. Плавно, без скачков и перерывов (континуизм). Массив знаний – сплошной континуум. Либо познание развивается отдельными достижениями, скачками, дискретно (дисконтинуизм).

Континуисты считают, что каждая новая научная идея не нова, так как обязательно имеет своих предшественников. Предшественники данной идеи как бы открытой ученым. Отрицают научные революции. Каждый ученый впитывает идеи и развивает свое творчество. Пример Континуизма. Пьер Дюгем – фр. Физик и историк науки (1861-1916гг). Настаивал на том, что Галилей не был создателем нового, так как сходные идеи находились у средневековых ученых Парижской школы.

Дисконтинуисты признают наличие скачков, научных революций. Это закономерный этап в развитии науки. Это некий внутренний механизм развития науки. Есть место для революционных изменений. Френсис Бэкон говорил об одноразовой научной революции, восстановление научного сознания благодаря борьбе с догматизмом и схоластикой средневековья. Нужно очистить науку от привходящих свойств и качеств. Обвинят науку в школярстве. Знание должно быть практически полезным. Практическое применение в жизни всего общества. Технические изобретенияя. Изобретатель, а не теоретик – главная фигура в обществе.

Смена научной рациональности. В античность, средневековье, возрождение – натурфилософский подход к вопросам науки. Это рациональность, которая не связана с экспериментом, техникой, промышленностью. Отождествление бытия и мышления. Фил рациональность работает только с понятиями. В средневековье – теологическое представление. Другой тип рациональности. Наконец верификация, проверка знания на добротность через эксперимент, наблюдение – это другой тип рациональности, который присущ самой науке.

Есть процесс, связанный с изменением этапов истории. От замкнутых национальных государств к мировым торговым союзам.

1. Натурфилософия

2. Классическая наука

3. Неклассическая наука

4. Постнеклассическая наука

Карл Поппер (1902-1994гг) – постпозитивизм. Развил концепцию перманентной революции в науке. Революция в науке – обыденное явление. Так как рост научного знания в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений. В результате этих процедур решаются научные проблемы.

Отсутствие роста – отсутствие науки. Изменения касаются качественных изменений научных теорий. Постоянное ниспровержение предшествующих форм знания.

«В наше время теории приходят и уходят подобно автобусам на Пикадилли» Поппер

Рождение новых знаний – внутренняя необходимость для утверждения себя как ученого. Борьба за право выживания в науке. Устранение менее приспособленных теорий более приспособленными. Эволюционизм, эволюционная эпистемология.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Госсен выводит законы потребления | Две теории, в которых признается единство традиции и инновации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.