Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы проявления




Централизация управления финансами отрасли: необходимость и

Лекция № 3.

 

К финансово-экономическому блоку в структуре ОАО «РЖД» относят:

- Департамент «Казначейство»;

- Департамент управления финансами;

- Департамент планирования и бюджетирования;

- Департамент бухгалтерского и налогового учёта;

- Департамент инвестиционной деятельности;

- Управление экспертизы проектов и смет.

На железнодорожном транспорте создана своего рода отраслевая банковская система − ассоциация транспортных банков на базе коммерчес-кого банка «Транскредитбанк». Открытое акционерное общество «Транс-кредитбанк» зарегистрировано в 1992 году. В 1999 году основными акцио-нерами банка стали структуры Министерства путей сообщения РФ.

Первоначальными учредителями банка стали крупные промышленные

предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов. В настоящее время Транскредитбанк – стратегический партнер ОАО «РЖД». Клиентами банка являются все 17 железных дорог России, имеющих статус филиалов ОАО «РЖД», и большая часть отечественных предприятий и организаций железнодорожного транспорта.

Банк поэтапно реализует меры по диверсификации деятельности в рамках всей транспортной отрасли экономики. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества с компаниями, имеющими постоянные производственные и партнерские связи с ОАО «РЖД». В числе клиентов банка – металлургические и машиностроительные предприятия, выполняющие заказы отрасли, основные компании-перевозчики, крупные внешнеторговые организации, а также компании иных сфер экономики.

В настоящее время руководство ОАО «РЖД» рассматривает возможность приобретения доли участия в уставном капитале банка.

В ОАО "РЖД" функционируют 5 видов расчётных счетов:

1. Расчётный счёт ОАО "РЖД" по месту нахождения в г. Москве.

2. Расчётные счета ОАО "РЖД" с ограниченным режимом функциони-рования (для доходных поступлений по основной деятельности) – "доходные счета" для приема провозных платежей по месту расположения железных дорог.

3. Расчётные счета ОАО "РЖД" с ограниченным режимом функцио-нирования (для доходных поступлений по прочим видам деятельности) – "доходные счета" для приема выручки от прочих видов деятельности по месту расположения железных дорог и функциональных филиалов.

4. Расчётные счета филиалов ОАО "РЖД" – "расходные счета" для осуществления операционной деятельности по месту нахождения функциональных филиалов и железных дорог.

5. Расчётные счета филиалов с ограниченным режимом функциониро-вания – "текущие счета" для финансирования заработной платы и опера-тивных нужд по месту нахождения структурных единиц железных дорог.

В силу особенностей транспортной продукции и технологии перевозочного процесса движение финансовых потоков на же-лезнодорожном транспорте отличается высокой степенью централизации.

Необходимость централизации управления финансами отрасли обусловлена:

– установлением единых тарифов на перевозки;

– обязательным для всех железных дорог порядком сбора и аккуму-ляции выручки от перевозок на подсобных и основных доходных счетах ОАО «РЖД»;

– определением для железных дорог расчетных цен за выполненные перевозки в прямом смешанном сообщении;

– необходимостью авансового финансирования в счет причитающихся железным дорогам доходов за выполненные перевозки.

Основными звеньями централизации являются:

– формирование платежного баланса. Платежный баланс представляет собой бюджет движения финансовых потоков отрасли. В целях обеспечения финансовой прозрачности и контроля все денежные потоки подразделяются следующим образом:

– входные – все доходные поступления, в том числе бюджетное финансирование, дотации, льготы, компенсации, привлечённые и заёмные денежные средства (эти средства направляются на доходные счета);

– выходные – расходование средств, в том числе уплата налогов и обязательных платежей, погашение кредиторской задолженности, оплата капитального ремонта основных фондов (эти средства расходуются через расходные счета филиалов и текущие счета структурных единиц);

– внутренние – оплата труда работников, материальные затраты (включая оплату топлива, электроэнергии и т.д.), расчёты между филиалами, инвестиции в развитие отрасли.

Органом, контролирующим финансовые потоки, является Казначейство. Каждый платёж проверяется на соответствие целевому назначению, плановым заданиям, пределам по оперативному платежному балансу. Казначейство осуществляет контроль платежей, производимых филиалами, путем дополнительного их акцепта;

– централизация доходных поступлений. В связи с тем что денежные средства за перевозку поступают до совершения самой перевозки, на же–лезнодорожном транспорте сформировалась особая система сбора выруч-ки, централизации доходных поступлений и определения реальных дохо- дов отдельных железных дорог после распределения доходных поступлений.

Выручка от перевозки грузов, пассажиров и багажа ежесуточно зачисляется на доходные счета ОАО "РЖД", открытые на железных дорогах (филиалах). В соответствии с утверждённым бюджетом ежедневно поступающая выручка направляется в Департамент "Казначейство" на расчётный (расходный) счёт филиала и расчётный счёт ОАО "РЖД". Выручка от прочих видов деятельности поступает на расчётные счета ОАО "РЖД" для уплаты налогов и других обязательных платежей.

Железные дороги не имеют права считать полученные суммы своими доходами, так как процесс производства транспортной продукции не завершен и неизвестно, какие конкретно железные дороги примут участие в перевозке. С этой целью ОАО «РЖД» открывает централизованный доходно-распределительный счёт, а также подсобные счета по месту расположения дорог и отделений.

Полученную на свои расчётные счета часть выручки филиалы используют в соответствии с утверждёнными бюджетами, ведут накопи-тельный учёт платежей по каждой статье расходов в суточном режиме;

– установление лимита авансового финансирования. Учитывая особенности железнодорожных перевозок, доходы железной дороги могут быть определены только после семнадцатого числа, следующего за отчетным месяца. Для обеспечения оперативной эксплуатационной деятельности железных дорог в течение текущего месяца осуществляется централизованное авансовое финансирование в счёт причитающихся им доходов от перевозок. Предел (лимит) авансового финансирования является финансовым планом железных дорог и подлежит обязательному исполнению по всем статьям. Предел определяется ежемесячно и до начала месяца доводится до каждой железной дороги и банков, обслуживающих доходные счета;

– централизация амортизационных отчислений. Производится в целях финансирования затрат общеотраслевого характера, оказания финансовой помощи предприятиям подотрасли, повышения эффективности использования капитальных вложений. Централизуются все амортизационные отчисления железных дорог. Впоследствии департамент финансов ОАО «РЖД» производит централизованное финансирование приобретения подвижных составов, оборудования и других объектов основных средств, а также строительство объектов общеотраслевого характера.

 

 


 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.