Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие финансового менеджмента




ГЛАВА 1. Сущность и место финансового менеджмента в производственном процессе

Вопрос 37 Сущность и функции кредита.

Вопрос 31. Финансовые основы страховой деятельности

Вопрос 29. Экономическая сущность страхования, его функции и роль.

Вопрос 28. Управление гос долгом.

Вопрос 27. Классификация гос займов.

Вопрос 26. Эконом содержание гос.кредита и его роль в макрорегулировании.

Вопрос 25. Структура и назначение ФОМС РФ.

Вопрос 24. Фонд соц страха РФ: значение и особенности функционирования

Вопрос 23. Понятие, состав, структура и особенности ПФ РФ

Вопрос 22. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Вопрос 18. Понятие бюджетного планирования и бюджетного руководства.

Вопрос 17. Состав и структура доходов и расходов гос бюджета.

Вопрос 16. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании.

Вопрос 15. Структура бюджетной системы и принципы ее построения.

Вопрос 11. Финансовая политика РФ на современном этапе

Вопрос 10. Управление финансами.

Вопрос 9. Принципы и типы финансовой политики государства.

Вопрос 8. Содержание финансовой политики, ее задачи и финансовый механизм.

Вопрос 6. Состав и структура звеньев финансовой системы.

Вопрос 5. Понятие и значение финансовой системы государства.

Вопрос 4. Функции финансов.

Вопрос 3. Сущность и роль финансов в осуществлении расширенного воспроизводства.

Вопрос 1. Этапы развития финансов.

Финансы представляют собой экономическую категорию существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но в каждой из них принципиально новое содержание. Сущность финансов, их род в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем общества, природой и функциями государств. Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли не значительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дать, сборы, различные трудовые повинности и грабежи покоренных народов. Отличительная особенность финансов в данный период состояла в частноправном принципе, поскольку казна государства одновременно являлась и казной главы государства. С развитием капиталистического способа производства расширилась сфера товарно-денежных отношений, доходы и расходы государства постепенно отделялись от общей казны, доля натуральных отношений резко сократилась, на место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет глава государства не мог единолично распоряжаться. Формирование и использование бюджета стали иметь системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательных закреплений. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства финансы становятся выразительнее стоимостных или денежных отношений. На протяжении многих столетий в государствах обозначались 4 устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики и социальных нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов.

Вместе с тем, характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из 1-го звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Эти отношения были связаны с формированием и использованием бюджета.

Крупномасштабное и количественно новое развитие финансовых отношений произошло в 20 веке, особенно после второй мировой войны.

В структуре государственных расходов произошли существенные изменения: увеличились суммы расходов на социальные цели. Значительное развитие получили расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. В 20 веке возросло значение прямых налогов, в том числе таких как: подоходный налог на прибыль.

В 70-90 года произошло повышение косвенных налогов за счет поступлений по акцизам и НДС. Значительно развитие получили местные или региональные фонды и внебюджетные специальные правительственные фонды, фонды государственных предприятий. Все большее значение приобретает финансовая деятельность предприятий различных форм деятельности., повышается роль качества управления финансами на предприятии. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждают те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа.

 

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его основной части национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Важную роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежат государственным финансам и финансам предприятия.

Государство воздействует на производственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и налоговой политики. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.

Финансирование расширенного воспроизводства на предприятии осуществляется как за счет собственных средств предприятия, так и за счет ресурсов мобилизуемых на финансовых рынках. Финансы, как единый термин, аккумулирует в себе 3 характеризующих их качества: 1. Под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Соответственно денежную форму производства и потребления именуют финансовыми ресурсами. 2. Связаны с термином финансирования – системное обеспечение необходимыми денежными средствами, то есть финансы представляют инструмент обеспечения потребителей, тех или иных сфер, секторов экономики, производственных звеньев, производителей и потребителей в денежных средствах путем придания определенного направления денежных потоков. 3. Определяющая сторона финансов заключена в том, что они представляют собой распределительные отношения, то есть нечто более широкое и разнообразное, чем обеспечение финансовыми ресурсами. При распределении стоимости продукта или уже имеющегося национального богатства осуществляемое в виде разделения на части денежного дохода возникает целая гамма распределенных отношений, которые называются финансами или финансовыми отношениями.

Таким образом, ФИНАНСЫ – это экономические отношения, связанные с формирование, распределением и использованием централизованных и децентрализованных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Роль финансов в реформировании российской экономики заключается в: 1. Экономической стабилизации на макро и микро уровнях, которая не отделима от общей финансовой стабилизации экономики. 2. Трансформация экономических отношений. 3. Адаптация финансовой системы к рыночным преобразованиям, выражающихся в том, что гос. предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступают в роли кредитора или заемщика. 4. Стимулирование инвестиционной активности, где определяющим является действие принципа стратегической ориентированности. 5. В решении социально-экономических задач, что предполагает обеспечение необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы и достижение сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Сущность финансов проявляется посредством выполнения государством их функций.

 

В процессе деятельности, связанного с регулирование реального денежного оборота реализуются 3 основные функции финансов: 1. Воспроизводительная. – обеспечивает сбалансированность материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Эта функция характеризуется показателем прибыльности и ликвидности активов предприятия. Составной частью воспроизводства функции финансов – оперативная, то есть текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетных и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная же функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

2. Распределительная. Тесно связана с первой. Распределение национального дохода заключается в создании основных и первичных доходов, которые формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2-е группы: 1. Зарплата рабочий, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства. 2. Доходы предприятий в сфере материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, государство имеет и другие отрасли и сферы, где национальный доход не создается, но государство обязано заботиться об их развитии, а значит выделять для этого денежные средства. В результате перераспределения образуются вторичные доходы.

3. Контрольная. Выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение не производственных расходов и потерь, пресечение расхозяйствования и расточительства. Задача финансового контроля – проверка неукоснительного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноты выполнения финансовых обязательств перед налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий по расчетам и платежам.

Стимулирующая функция финансов выражается в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий целых отраслей в нужном обществу направлении. Можно выделить следующие рычаги и способы воздействия: бюджет, цены на тарифы, налоги и др.

 

Понятие финансовая система употребляется в 2-х значениях. В широко смысле слова она представляет собой совокупность финансовых отношений существующих в рамках данной экономической информации. В узком смысле слова – эта система финансовых учреждений социально-экономического содержания, функции и структура которых определяется политикой государства. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. В основе построения финансовой системы положены 3 основополагающих элемента: 1. Функциональное назначение. 2. Территориальность. 3. Единство финансовой системы.

Финансовая система Р.Ф. включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонд страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 взаимосвязанные подсистемы: 1. Общегосударственные финансы (централиз.), за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы), используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов финансовой средств. Не смотря на такое разграничение финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.. основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального устройства (производства).

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении ведущих темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны между производственной и непроизводственной сферы, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятия и в такой взаимосвязи взаимозависимости проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Финансовая система характеризуется не только составом, входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов, связывающих главных агентов финансовых отношений (государственный бюджет, предприятия предпринимательской структуры, домохозяйства или население). Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм; фондов, банков.

 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Гос. бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым федеральным собранием, как закон. Через гос. бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования национального хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержание органов государственной власти и управления. Особенности гос. бюджета: 1. Имеет ярко выраженный балансовый характер. 2. Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета: 1. Перераспределение национального дохода и примерно половины ВВП между территориями, отраслями деятельности, соц. группами населения. 2. Государственное регулирование и стимулирование экономики. 3. Финансовое обеспечение финансовой политики. 4. Контроль за образование и использованием централизованного фонда денежных средств.

1.Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанных с финансированием расходов не включаемых в бюджет. Формирование ВБФ осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличается от налогов. Основные суммы отчислений во ВБФ включаются в состав себестоимости при установленных процентах фонда оплаты труда. Организационно ВБФ отделены от бюджетов и пользуются определенной самостоятельностью. Основными по размерам и значению являются социальные фонды: пенсионный, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. ВБФ имеют строго целевое назначение, что гарантирует контроль над использованием средств и доступ к ним в полном объеме. Обособленное функционирование ВБФ позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличии от гос. бюджета расходов и средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой, дает возможность расходовать средства в неполном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за исполнение средств ВБФ произведена консолидация некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности.

2.Государственный кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государство временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Эта форма кредита позволяет заемщику (государству) направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссий (выпуск в обращение денег и ценных бумаг). Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. На общегосударственном уровне гос. займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти, могут использовать мобилизуемые средства на благоустройство городских и сельских районов, строительных объектов, здравообразования, культурного, просветительного, желищно-трудового назначения. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность.

3. государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним процентам на определенную дату и за конкретный срок.э

4. фонды страхования. Обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способных их предупреждению. В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют компании, которые представлены универсальными и специализированными компонентами. Страхование делиться на личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.

5. фондовый рынок. Его можно выделить в звено финансовой системы, так как это особый вид финансовых отношений, возникающий в результате купли-продажи специфических активов и ценных бумаг. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Его особенность заключатся в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

6. финансы предприятия.

 

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности и мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством своих функций и в конечном счете создание условий для экономической стабилизации и прогресса общества. Содержание ф.п. многогранно и включает следующие важнейшие звенья: 1. Выработку научно обоснованных концепций развития фондов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, а также потребности населения. 2. Определение основных направлений использования финансов, на перспективу и текущий период, при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы возможностей роста финансовых ресурсов. 3. Осуществление практических действий, направленных целей. В зависимости от длительности периода и характера ремонтных задач ф.п. подразделяется на фин. стратегию (это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решения крупномасштабных задач определенных экономической и социальной стратегиями) и фин. тактику (направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых результатов).

При выработке ф.п. следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Немаловажным требованием предъявления ф.п. является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, то есть согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях ф. системы путем их ориентации на выполнение основной задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.

Целью ф.п. является наиболее полная мобилизация фин. ресурсов необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

В связи с этой целью задачами ф.п. являются: 1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов. 2. Постановление рационального с точки зрения государства распределение и использование ф. ресурсов. 3. Организация регулирования, контроля и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами. 4. Выработка финансового механизма, его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. 5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Для реализации ф.п. используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность способов организации ф.отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на: 1. Директивный Ф.М. как правило разрабатывается для финансовых отношений не затрагивающих прямо интересы государства.

Формируя Ф.М. государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требования ф.п. того или иного периода, что является залогом полноты реализации его целей и задач. При этом сохраняется его постоянное стремление к наиболее полной увязке ф.м. и его интересов, что является залогом эффективности ф.п.

 

Выделяют общие и специфические принципы ф.п. Общие принципы – это принципы единые для всех уровней финансовой системы: 1. Принцип несводимости – определяющий принцип ф.п., предполагающий, что ф.п. несводима к государственной экономической политике, а теория ф.п. не сводима к экономической политики. Ф.п. предполагает возможность несовпадения видимости явления с его подлинной сущностью. 2. Научная обоснованность. 3. Оптимальность. 4. Эффективность. 5. Единство и взаимосвязь всех видов ф.п. 6. Оптимальное сочетание рыночных и нерыночных финансовых инструментов.

Специфические принципы организации ф.п. более конкретны и индивидуальны для каждого уровня. Развитие государства связано с изменением ф.п. использование того или иного типа ф.п. связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический курс государства.

Новейшая история знает 3 основных типа ф.п.: 1. классическая ф.п. (Адам Смит, рекардо). Основное его направление – не вмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хоз. процесса. Следствием этого, было ограничение государственных расходов (на военные цели, на выплату по % гос. долгу и его погашении, на управление государством) и налогов. Управление финансовой деятельности осуществлялось одним органом – Минфином.

2. регулирующая (Кейнс и его последователи). Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования циклического развития экономики. Разрабатывается ф. механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главным доходом становится подоходный налог, увеличивается роль финансового кредита, на его основе проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления финансами, возникает несколько самостоятельных специальных органов, которые занимаются планированием бюджета и бюджетных расходов, финансированием, контролем за поступлением налогов, управление гос. долгами.

В 70-х годах в основу ф.п. была положена неконсервативная теория - это разновидность ф.п. не связанной с отказом регулирования как ее цели, но ограничивающая вмешательство государства в экономику и социальную область, регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежные обращения, валютный курс, социальные факторы экономики и структурную перестройку хозяйства.

3. планово-директивная ф.п. Ее основа – государственная собственность. На средства производства осуществляется прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель ф.п. в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации ф. ресурсов у государства для их последнего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

 

Под управлением финансами понимается деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования, в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами. Другими словами это воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

Объектами управления финансами являются: 1. Финансовая деятельность государства и конкретного предприятия. 2. Выделенные субъектом управления направления финансовой политики. 3. Укрупненные финансовые категории и параметры деятельности. 4. Конкретные финансовые показатели (рентабельность, прибыль и др.). 5. Органы или службы управления финансами и их персонал.

Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий и государства.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: 1. Финансовое планирование. 2. Стратегическое и оперативное управление. 3. Финансовый контроль.

 

финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

Финансовая политика—совокупность определенных мер осуществляемых государством в той или иной области. Объектом этой политики выступают финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в руках субъектов хозяйствования и государства, использующиеся и расходующиеся на нужды воспроизводства, материальное стимулирование работающих, социальные и другие потребности.

Источники финансовых ресурсов: стоимость ВВП; доходы от внешнеэкономической деятельности; часть накопленного национального богатства (природные богатства, золотовалютный запас).

Аспекты финансовой политики:

1) содержательный аспект финансовой политики (разработка: теоретической концепции в области развития финансов, основных направлений использования финансов, конкретных форм и методов финансового механизма);

2) функциональный аспект (налоговая, бюджетная, страховая политика);

3) временный аспект (бюджетирование);

4) управленческий аспект: на государственном уровне; на региональном уровне; на субъективном уровне.

 

Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

 

Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов разных уровней основанных на социально-экономических отношениях и бюджетном законодательстве. Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимается внутреннее строение государства, деление его на составные части и систему взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями. Исходя из формы гос. устройства страны различают следующие типы организации финансов:

1. Унитарный – предполагает построение двухзвенной системы в составе централизованного и местного уровня. Отличается жесткой централизацией, наличием сильного центра и слабых мест органов власти, а также значительным уровнем перераспределительных процессов, преобладающих в совокупном общественном продукте государственных средств. Преимущества: в случае тяжелого экономического положения страны, при значительным дефиците финансовых ресурсов позволяет использовать их на наиболее значимых направлениях в интересах всей страны; позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов. Недостатки: отсутствие оперативного руководства, чрезмерное перераспределение и централизация замедляет оборачиваемость средств.

2. конфедеративный. Основан на сильных местных органах и слабом центре. Характерны значительные центробежные явления при перераспределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов. Плюсы: быстрое принятие решений и оборачиваемость средств, повышенная степень самостоятельности местных органов власти. Минусы: в случае неравномерности развития территории возникает проблема с финансовым выравниванием; слабые центральные органы власти не могут контролировать экономическое положение страны.

3. федеративный. Сочетает черты 1 и 2. Предполагает наличие трехзвенной системы организации государственных финансов в составе централизованного, регионального и местного уровней. Бюджетная система Р.Ф. состоит из следующих уровней: 1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов. 2. Бюджеты субъектов Р.Ф. и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 3. Местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных регионов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Питера. 4. Бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Р.Ф., за исключением бюджетов гос. внебюджетных фондов образуют консолидированный бюджет Р.Ф. в составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды, представляющие собой фонд денежных средств, образуемых за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемой по отдельной смете.

Б.С. Р.Ф. построена и функционирует на следующих принципах:

1. Единство Б.С. означат единство правовой базы формирования бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкции за нарушение бюджетного законодательства.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями Б.С.

3. Самостоятельность бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Р.Ф. муниципальных образований.

5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и бюджет государственных внебюджетных фондов.

6. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренный бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансир. его дефицита

7. Эффективность и экономичность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов, уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимальных объемов средств или достижения лучшего результата с использование определенной бюджетом объема средств.

8. Общее или совокупное покрытие расходов бюджета.

9. Гласность.

10. Достоверность бюджета.

11. Адресность и целевой характер бюджетных средств.

В западной практике большое внимание уделяется принципу прочности бюджета – открытость и гласность в виде функций гос. аппарата, целей фискальной политики, гос. счетов.

Из всех принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями Б.С., но именно они определяют Б.С. как единое целое. Остальные принципы при всей их важности в большей мере определяют бюджетный процесс.

В процессе формирования Б.С. возникают отношения между выше и ниже стоящими звеньями, которые называются межбюджетными отношениями по вертикали бюджетной системы. Это отношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов федерации, между республиканским и бюджетами муниципальных образований (бюджет самостоятельность).

Модели бюджет. федерализма: 1. Кооперативная (Европейская). Применяется в странах с жесткой вертикалью власти, существует единый перечень налогов, определенный федеральным правительством, полномочия нижестоящих бюджетов существенно ограничены, ведется влияние за счет дотации оптимальной для стран с неравномерным развитием территориально, но порождает иждивенство на местах, то есть большая часть доходов носит регулирующий характер.

2. децентрализованная (американская). Каждый уровень системы самостоятельно определяет ставки размеры налогов. В законодательном и финансовом плане нижестоящие не зависимы от вышестоящих уровней. Действует четкое разграничение доходов и расходов между уровнями системы и отсутствуют предметы совместного ведения.

Бюджетные отношения внутри бюджетной системы возникает также и по горизонтали, когда по поводу бюджетных средств возникают отношения между законодательной и исполнительной властями на каждом уровне.

 

В финансовой теории и практики существуют различные трактовки понятия бюджет, это обусловлено многогранностью бюджета как явления.

Бюджет -централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обепечения функций и задач соответствующих органов власти.

Бюджет любого государства включает одни и те же категории (налоги, займы, расходы и т.д.). Их содержание не меняется при переходе между эконом. Формациями, т.е. бюджет – экономическая категория.

Термин «бюджет» в экономической литературе обозначает различные по своей природе объекты:

- формы образования и расходования денежных средств для обеспечения органов власти;

- основной централизованный фонд денежных средств;

- важнейший финансовый регулятор, часто не соблюдается правила формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) свое собственной, только ему присущее определение и термин.

 

Бюджет Бюджет Бюджет

 

Отношения - документ - денежный фонд

Финансы финансовый план финансовые ресурсы

 
 


Бюджет бюджетный план бюджетный фонд

 

Сущность любой экономической категории, и бюджета, проявляется в ее функциях. Т.к. бюджет – наиболее широкое финансовая категория, то ему принадлежат все функции присущие финансам:

1) образование основного централизованного фонда денежных средств.(Бюджетные доходы: налоги, займы, доходы от гос. собственности и эмиссии ценных бумаг. Их структура не постоянна)

2) использование бюджетного фонда. (Конкретные целевые бюджетные расходы. Государство – совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех др. участников воспроизводственного процесса. Бюджетные расходы подвержены еще более частым изменениям, чем структура доходов)

3) контрольная (создание условий для проведения контроля за использованием денежных средств в бюджете).

Проявление функций бюджета отражается в создаваемом государством бюджетном механизме – т.е. в реальном воплощении бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Государство может применять разные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, государственные инвестиции. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиб. прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение НД между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью.

Финансируя за счет бюджетного фонда содержание организаций и учреждений социальной сферы государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральными уровнями и административными территориями (субъектами РФ).

 

Государственные власти всех уровней ведут ежедневную работу, связанную с получением и расходованием финансовых ресурсов. Такие операции требуют определенной систематизации и должны отражаться в соответствующих бюджетах.

Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ, который называется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

классификацию доходов бюджетов;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Доходы бюджета делятся на:

текущие, которые в свою очередь подразделяются на налоговые и неналоговые;

капитальные, к которым относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений.

Кроме налоговых и неналоговых видов доходов доходы бюджетов образуются также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета, к которым кроме налогов относятся пени и штрафы, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда; иные неналоговые доходы.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления включают поступления от: нерезидентов;

других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, субсидии, трансферты и прочие безвозмездные поступления);

государственных внебюджетных фондов; государственных предприятий и учреждений;

международных организаций и правительств иностранных государств.

Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Уровни функциональной классификации расходов бюджетов РФ:

Первым уровнем являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Ведомственная классификация расходов бюджета является фуппировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:

текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы;

капитальные расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению:

ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; межбюджетных трансфертов;

кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ. Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов власти. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Все три классификации расходов бюджета тесно взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь между тремя видами бюджетного деления обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Рассмотренная бюджетная классификация позволяет сопоставить доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджетов, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономическому расходованию государственных средств, контролю за выполнением социально-экономических и финансовых планов.

 

Источники финансирования дефицита бюджета явл государственные и муниципальные цен бумаги: кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; бюджетные кредиты от др бюджетов БС; кредиты международных фин организаций в валюте РФ; изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета; кредиты иностранных государств, кредиты международных фин организаций; иные источники.

 

 

Бюджетное планирование является важнейшей составной частью финансового планирования и подчинено требованиям финансовой политики. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы социально-экономического развития страны.

Бюджетное планирование, основы которого определены действующей Конституцией РФ, включает в себя:

1) бюджетный процесс;

2) нормативно-правовую и организационную базу бюджета;

3) вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов.

Бюджетный процесс состоит из 4 последовательных стадий бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении и утверждении отчета об исполнении.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; - иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

 

Возникновение ВБФ вызвано в первую очередь ограниченность финансовых ресурсов, которое предполагает их перераспределение. Гос бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, что влечет за собой излишние переливы средств по статьям расходов.

В частности особую заботу вызывают социальные потребности, так как всегда существует опасность урезания расходов именно по этим статьям. Именно по этим причинам очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Одним из способов решения данной проблемы является образование по решению законодательного органа нового ВБФ с конкретным назначением. ВБФ – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходоваемых на основе оперативной самостоятельности.

Основные задачи ВБФ:

1. влиять на процесс производства путем финансирования субсидирования, кредитования отечественных предприятий

2. обеспечить природоохранные мероприятия финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды

3. оказывает социальные услуги населению путем выплаты пособий, субсидий, пенсий и финансирование социальной инфраструктуры в целом

4. предоставлять займы в том числе и зарубежным партнерам.

ВБФ появились в виде специальных фондов или специальных счетов за долго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджетов. В связи с этим ВБФ имеют ряд преимуществ:

1. автономность фондов от бюджета, что позволяет финансирование специальных мероприятий

2. лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.

ВБФ создаются 2 путями:

1. выделение из бюджета определенных расходов имеющих особо важное значение

2. формирование ВБФ собственными источниками доходов для достижения определенных целей

Формирование доходной части ВБФ во многом предопределяется характером и масштабностью задач для реализации которых они создаются. Материальным источником ВБФ является национальный доход. Правом образования ВБФ обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Государственные ВБФ представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юр. и физ лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование,, охрану здоровья и медицинская помощь, соц обеспечение.

Классификация ВБФ:

1. социальные (ПФРФ, ФСС РФ, ФОМС РФ)

2. экономические (дорожные фонды, фонд воспроизводства сырьевой базы, экологический фонд)

3. фонды отраслевого и межотраслевого назначения целью деятельности которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, а так же развитие и стимулирование производства

Доходы и расходы Гос ВБФ образуют его бюджет предназначенный для финансового обеспечения выполняемых задачь и функций. Проекты бюджетов Гос ВБФ разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательным органам власти.

Конкретное направление расходования средств ВБФ обусловлено назначением фонда, экономическими условиями содержания целевых программ. Часть временно свободных денежных средств ВБФ может направляться в инвестиции на вложения в ценные бумаги, учредительная деятельность и т.п. Совокупные доходы от которых служат законодательными фин источниками ВБФ. Оперативное управление ВБФ осуществляется специально созданным административным аппаратом имеющим соответствующие права и обязанности. Контроль за исполнением бюджетов ВБФ возложен на органы обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетных систем РФ.

 

ПФРФ – это централизованный фонд государства обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ

К функциям ПФРФ относят:

1. аккумулирование страховых взносов

2. финансирование расходов предусмотренных законом о фонде

3. организация работ по взысканию с работодателя и граждан, виновных в причинение вреда здоровью работникам и другим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности, профессионального заболевания и случаи потери кормильца

4. капитализация средств ПФРФ привлечение в него добровольных взносов юр и физ лиц

5. контроль за своевременным и полном поступлением страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием, использованием средств ПФРФ

6. организация и ведение индивидуального и персонифицированного учета застрахованных лиц

7. участие в разработке и реализации меж государственных международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий

Доходы бюджета ПФРФ формируется за счет следующих источников:

1. средства аккумулированные по средствам внесения в ЕСН

2. средства федерального бюджета которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненных к ним по пенсионному обеспечению граждан

3. добровольные взносы от юр и физ лиц

4. доходы от капитализации средств

Средства граждан, работодателей концентрируемых в ПФРФ используются на

1. выплата пенсий ((трудовая пенсия делится на: базовую устанавливается государством; страховую устанавливается в зависимости от уплаченных страховых взносов; накопительная устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов и ожидаемого периода выплаты)

2. выплата пособий по уходу за детьми старше 1,5 лет

3. на оказание органами социальной защиты населению материальной помощи, престарелым и нетрудоспособным гражданам

4. на выплаты лицам пострадавшим от чернобыльской АС

5. на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов

Руководство ПФРФ осуществляет правление и его постоянных действующих исполнительных органов исполнительной дирекции. Для контроля деятельности исполнительной дирекции ПФРФ и его региональных органов создается ревизионная комиссия. Введение индивидуального персонифицированного учета в системе Гос пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:

1. создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица

2. обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке определяющий размер пенсии при ее назначении

3. развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФРФ

4. создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованных лиц

5. упрощением порядка и ускорение процедуры назначения Гос трудовых пенсий застрахованных лиц

6. создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства

Такой учет строится на следующих принципах:

1. единство Гос пенсионного страхования в РФ

2. принципы всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФРФ и учета сведений о застрахованных лицах

3. принцип доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем

4. соответствие сведений о суммах страховых взносов предоставляемых каждым плотильщиком для индивидуального учета сведений о фактически перечисленных этим плотильщиком сумм страховых взносов.

5. осуществление индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо ПФРФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером который хранится в ПФРФ в течении всей жизни застрахованного лица.

 

 

Важнейшим эконом. иструментом в системе мер гос-ва, по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе является ФСС РФ. Он представляет собой центральный фонд финансовых ресурсов аккомулирующие денежные средства преднозначенные для оказания соц. Помощи соц. услуг формируемой на страховой основе и распределяемой по территориальному принципу.

ФСС-это бюджетное учреждение имеющее региональные отделения имущество которого находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу ФСС относятся тоже имущество закрепленное за подведомственными фонду. Санитарно-курортными учреждениями. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом, а бюджеты региональных отделений и отчеты о их исполнении,после рассмотрения управлением ФСС, председателем ФСС.

Источники формирования финансовых ресурсов ФСС РФ:

1)средства акомулирования по средствам внесения ЕСН(2.9% от фонда оплаты труда)

2)средства федерального бюджета

3)доходы от инвестирования, части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

4)средства вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха.

5) добровольные взносы граждан и юр. Лиц и пр.

Расходы средств ФСС осуществляются по основным направлениям:

1)выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5лет, а так же соц. Пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

2)санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев и прафелакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества.

3)проведение НИР по вопросам соц. Страхования.

Средства соц. Страхования не могут начисляться на личные счета, застрахованных. Выплата пособий по соц. Страхованию, оплата путевок в санаторно-курортные учреждения, фин. Др. мероприятий по соц. Страх. Осуществляется через бухгалтерию работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств гос. Соц. Страх. Несет администрация страхователя в лице руководителя и глав.буха.

Контроль за полной и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и др. платежей ФСС осуществляет совместно с фед. Налоговой службой за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятии ФСС с участием профсоюзов.

 

ФОМС представляет собой централизованные источники фин. Ресурсов для целей мед. Страхования как формы соц. Защиты населения. Цель мед страхования:гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение мед помощи за счет накопленных средств и проведение профессиональных мероприятий.

ФОМС обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении мед. И лекарственной помощи предоставляемой за счет средств ФОМС в объеме и на условиях соответствующим программам ФОМС.

ОМС явл составной частью гос соц страх и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении мед и лекарственной помощи предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях соответсвующих программ ОМС.

Добровольное мед страхование(ДМС)-осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечений гражданам получение дополнительных мед и др. услуг сверх установленных программой ФОМС

Субъекты мед страх.:

1. гражданин;

2. страхователь- при ОМС:

Страхователями для неработающего населения: а)исполн органы субъектов власти РФ(предприятия, учреждения, организации, лица занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных проыессий);

б) местная администрация для работающего населения;

При ДМС граждане или предприятия представляющие интересы граждан.

Страховые мед организации: это юр лица осуществляющие мед страхование и имеющие соответствующую лицензию.

Мед учреждения в системе мед страхования – имеющие лицензию лечебно профилактического учреждения, научно исследовательские мед институты, др учреждения оказывающие мед помощь, а так же лица осущ. Мед деятельность как индивидуально так и коллективно.

Мед страхование проводится путем заключения договора, который представляет собой соглашение между страхователем и страховой мед организацией (страховщиком)в соответствии с которым последний обязуется орг-ть и финансировать предоставление застрахованным лицам мед помощь, определение объема и качества или др услуг по программам обязательного или добровольного страхования.

Источники финансирования ресурсов ФОМС является:

1)средства аккумулирующиеся по средствам ЕСН;

2) средства федерального бюджета;

3)доходы от капитализации временно свободных средств.

4) добровольные взносы граждан и юр лиц;5) прочие доходы

Задачи федерального ФОМС:

1)фин обеспечение установленных законодательством прав граждан на мед помощь

2) обеспечение фин устойчивости системы ФОМС и создание условий для выравнивания объема и качества мед помощи предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ФОМС.

3) Аккумулирование фин. Средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ФОМС

Фин средства фонда являются федеральной собственностью, не входит в состав бюджета др фондов и изъятию не подлежит. Управление фондом осуществляется коллегиальным органом – правления и постоянно действующим исполнительным органом- директором.

Страховые мед организации не входят в систему здравоохранения и обязаны:

-Осуществлять деятельность не на коммерческой основе;

-заключать договора на оказание мед помощи застрахованным по ОМС.

-заключать договора на оказание мед, оздоровительных и соц услуг гражданам по ДМС с любыми мед или др учреждениями

- с момента заключения договора мед страхования выдовать страхователю или застрахованному страховые мед кодексы

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по ОМС раз-х обеспечивающих выполнение программ мед страхования и деятельность страховой мед организации.платежи на ОМС не работающее население осущ органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления за счет средств предусматриваемых в соответ. бюджетах при их формировании.

ДМС осуществляется за счет прибыли предприятий и личных средств граждан и путем заключения договора, размеры страховых взносов устанавливаются по соглашению сторон.

Все мед учреждения подлежат обязательному лицензированию аккредитации. Договор на предоставление м




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.327 сек.