Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации финансового менеджмента. Механизм финансового менеджмента




Оценка общей стоимости капитала

Общая стоимость капитала компании представляет собой среднее значение одноэлементных стоимостей капитала, взвешенных пропорционально каждому виду используемого капитала. Если ko представляет собой общую стоимость капитала, то:

где wd - процент от общего капитала, поступивший от долговых обязательств;

wp - процент от общего капитала, поступивший от привилегированных акций;

we - процент от общего капитала, поступивший от внешней стоимости капитала компании;

ws - процент от общего капитала, поступивший от нераспределенной прибыли (или внутренней стоимости капитала компании).

 

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Любое управленческое решение прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности.

2. Высокий динамизм управления, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

3. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воз­действия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

• Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений реализации внутренней финансовой политики государства.

• Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Спрос и предложение на финансовом рынке формируют уровень цен (ставки процента) и котировок по отдельным финансовым инструментам, определяют доступность кредитных ресурсов, выявляют среднюю норму доходности капитала.

• Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Ряд аспектов финансовой деятельности регулируется требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются разработанными на предприятии финансовой стратегией и целевой финансовой политикой по отдельным направлениям финансовой деятельности. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам финансовой деятельности.

2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

• Государственные и другие внешние формы финансирования предприятия. Этот механизм характеризует формы финансирования развития предприятия из государственной бюджетной системы, внебюджетных (целевых) фондов, а также различных других негосударственных фондов содействия развитию бизнеса.

• Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятиюразнообразных форм кредита на возвратной основе на установленный срок под определенный процент. Различают финансовый кредит, предоставляемый банками; финансовый кредит, предоставляемый небанковскими учреждениями; товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый хозяйственными партнерами и т.п.

Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.

• Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков (наступлении страхового события). Различают внутреннее и внешнее страхование финансовых рисков.

• Прочие формы Внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. К ним можно отнести ее лицензирование, государственную экспертизу инвестиционный проектов и т.п.

3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цепу, процент, прибыль, амортизационные отчисления, чистый денежный поток, дивиденды, пени, штрафы, неустойки.

4. Система финансовых методов состоит из способов и приемов, с помощью которых обосновываются и контролируются конкретные управленческие решения в различных сферах финансовой деятельности предприятия: метод технико-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-статистические методы, экономико-математические методы, методы дисконтирования стоимости, методы наращения стоимости, методы диверсификации, методы амортизации активов

5. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

• Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

• Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

• Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

• Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

• Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис)

 

Управление активами

1. Классификация оборотных активов предприятия.

2. Управление запасами.

3. Управление дебиторской задолженностью.

4. Управление внеоборотными активами.

 

1 вопрос.

С позиций финансового менеджмента классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.

1. По характеру финансовых источников формирования выделяют:

а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала.

б) Чистые оборотные активы характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет соб­ственного и долгосрочного заемного капитала.

Сумма чистых оборотных активов рассчитывают по следующей формуле:

ЧОА = ОА - ТФО.

где ЧОА - сумма чистых оборотных активов предприятия

ОА - сумма валовых оборотных активов предприятия

ТФО - краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.

в) Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия.

Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле:

СОА = ОА – ДЗК – ТФО

где СОА - сумма собственных оборотных активов предприятия;

Д3K - долгосрочный заемный капитал.

2. Виды оборотных активов. Пo этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:

а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов.

6} Запасы готовой продукции и незавершенное производство.

в) Дебиторская задолженность.

г) Денежные активы и краткосрочные финансовые вложения.

3. По периоду функционирования оборотных активов выделяют:

а) Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера и рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности.

б) Переменная часть оборотных актинов представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования запасов ТМЦ сезонного хранения и целевого назначения.

2 вопрос

Управление запасами является составной частью политики управления оборотными активами и осуществляется по следующим этапам:

1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде.

Рассматриваются показатели общей суммы запасов товарно-материальных ценностей - темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов, изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров, эффективность использования различных видов и групп запасов, а также их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости и рентабельности, изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.

2. Определение целей формирования запасов. Запасы товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:

а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции).

3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. Такая оптимизация связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида — производственные (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям. Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила „Модель экономически обоснованного размера заказа" [Economic ordering quantity — EOQ model]. Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные затраты по обслуживанию запасов осуществляется по формуле:

ОРпп= √ 2*Зо*Т31/ Т32

где Орпп - оптимальный размер партии поставки,

Зо - необходимый объем закупки ТМЦ за рассматриваемый период,

Т31 - размер текущих затрат по размещению заказа, доставке, приемке в расчете на одну партию поставки,

Т32 - стоимость хранения единицы ТМЦ в рассматриваемом периоде.

4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов. Расчет оптимальной суммы запасов каждого вида (в целом и по основным группам учитываемой их номенклатуры) осуществляется по формуле:

Зп = (Нтх* Оо)+ Зсх + Зцн,

где Зп — оптимальная сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

Нтх — норматив запасов текущего хранения в днях оборота;

Оо — однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продукции) в предстоящем периоде;

Зсх — планируемая сумма запасов сезонного храпения;

Зцн — планируемая сумма запасов целевого назначения.

5. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов. Основной целью оптимизации материальных потоков предприятия является обеспечение своевременной доставки различных материальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с минимумом затрат на осуществление этого процесса. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, методы и приемы логистики.

6. Обоснование учетной политики оценки запасов. При отпуске запасов в производство, продаже и другом выбытии предприятие может осуществлять их оценку одним из следующих методов:

• идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов. Такой метод может использоваться по отпускаемым запасам готовой продукции при выполнении специальных заказов и проектов;

• средневзвешенной себестоимости. Такая оценка производится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости их остатка на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов (в натуральном выражении) на начало отчетного месяца и полученных в данном месяце запасов;

• себестоимости первых по времени поступления запасов (метод ФИФО). Оценка запасов по методу ФИФО базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (т.е. запасы, первыми отпускаемые в производство или продажу, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления входящих запасов);

• себестоимости последних по времени поступления запасов (метод ЛИФО). Оценка запасов по методу ЛИФО базируется на предположении, что запасы используются в последовательности, противоположной их поступлению на предприятие (т.е. запасы, первыми отпускаемые в производство или продажу, оцениваются по себестоимости последних по времени поступления входящих запасов);

• нормативных затрат. Оценка по нормативным затратам состоит в применении норм расходов на единицу продукции, установленных предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен. Для обеспечения максимального приближения нормативных затрат к фактическим нормы и цены в нормативной базе должны регулярно проверяться и при необходимости пересматриваться;

Для всех видов и разновидностей запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, может применяться только один из приведенных методов их оценки.

7. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов.

Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила „Система ABC". Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов.

• В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе „Модели EOQ". Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию «А», обычно ограничен и требует еженедельного контроля.

• В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

• В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких материальных ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.

 

 

3 вопрос.

Под текущей дебиторской задолженностью (ДЗ) понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию. Эффективное управление дебиторской задолженностью связано с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги. Формирование алгоритмов такою управления дебиторской задолженностью, определяемое как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Оценивается уровень ДЗ и его динамика в предшествующем периоде, определяется «возрастной» состав ДЗ, определяется сумма безнадежной ДЗ.

Определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита покупателям, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям.

• Консервативный тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такою типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенною риска: минимизация сроков предоставления кредита и его размера, ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости.

• Умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска
при продаже продукции с отсрочкой платежа.

• Агрессивный тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности
ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, которая определяется по формуле:

ОКдз = ОРк* Кс/ц *(ППК+ПР) / 360.

где ОКдз - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность,

ОРк — планируемый годовой объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью,

ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПP-средний период просрочки платежей но предоставленному кредиту, в днях.

4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предосгавления кредита (сиетема ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию),

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям -

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя,

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

• дееспособность покупателя;

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита.

6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7.Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дeбиторской задолженности. Рефинансирование означает ускоренный перевод ДЗ в денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

• факторинг;

• учет векселей, выданных покупателями продукции.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Одним из видов таких систем является „Система ABC" применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые «проблемные кредиты»); в категорию «В» - кредиты средних размеров, в категорию «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия..

4 вопрос

Внеоборотные активы классифицируются по различным признакам:

1. По основным функциональным видам внеоборотные активы подразделяются
следующим образом:

а) Основные средства. Они характеризуют совокупность материальных активов предприятия в форме средств труда, ожидаемый срок полезного использования которых превышает один год, которые мно­гократно участвуют в операционном процессе и переносят на продукцию свою стоимость частями

б) Нематериальные активы. Они характеризуют совокупность немонетарных активов, не имеющих материальной формы, срок использования которых в операционной деятельности предприятия превышает один год.

2. По характеру владения внеоборотные активы предприятия подразделяются:

а) Собственные внеоборотные активы. К ним относятся долгосрочные активы предприятия, принадлежащие ему на правах собственности и владения, отражаемые в составе его баланса.

б) Арендуемые внеоборотные активы. Они характеризуют группу активов, используемых предприятием на правах пользования в соответствии с договором аренды (лизинга), заключенным с их собственником.

3. По формам залогового обеспечения кредита и особенностям страхования выделяют следующие группы внеоборотных активов:

а)Движимые внеоборотные активы. Они характеризуют группу долгосрочных имущественных ценностей предприятия, которые в процессе залога (заклада) могут быть изъяты из его владения в целях обеспечения кредита (машины и оборудование, транспортные средства, долгосрочные фондовые инструменты и т.п.).

б) Недвижимые внеоборотные активы. К ним относится группа долгосрочных имущественных ценностей предприятия, которые не могут быть изъяты из его владения в процессе залога, обеспечивающего кредит (земельные участки, здания, сооружения, передаточные устройства и т.п.).

4. По характеру отражения износа внеоборотные активы подразделяются на следующие группы:

а) Амортизируемые внеоборотные активы. К ним относятся основные средства и часть нематериальных активов, по которым физический и функциональный (моральный) износ отражаются в учете посредством начисления амортизации.

б) Неамортизируемые внеоборотные активы. К ним относится остальная часть внеоборотных активов предприятия, уровень износа которых финансовым учетом не отражается.

Внеоборотные активы в процессе полного цикла стоимостного кругооборота проходят три основные стадии.

• На первой стадии сформированные предприятием внеоборотные активы (основные средства и нематериальные активы) в процессе своего использования и износа переносят часть своей стоимости на готовую продукцию; этот процесс осуществляется в течение многих операционных циклов и продолжается до полного износа отдельных видов внеоборотных активов.

• На второй стадии в процессе реализации продукции износ внеоборотных активов накапливается на предприятии в форме амортизационного фонда.

• На третьей стадии средства амортизационного фонда как часть собственных финансовых ресурсов
предприятия направляются на восстановление действующих (текущий и капитальный ремонт) или
приобретение аналогичных новых видов (инвестиции) внеоборотных активов.
Период времени, в течение которого совершается полный цикл кругооборота стоимости конкретных видов операционных внеоборотных активов характеризует срок их службы.

В системе управления внеоборотными активами предприятия одной из наиболее важных функций финансового менеджмента является обеспечение своевременного и эффективного их обновления. Последовательность разработки и принятия управленческих решений по обеспечению обновления внеоборотных активов предприятия характеризуется следующими основными этапами:

1. Формирование необходимого уровня интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов предприятия. Интенсивность обновления внеоборотных активов определяется двумя основными факторами — их физическим и функциональным (моральным) износом. Скорость утраты внеоборотными активами своих первоначальных функциональных свойств под воздействием физического и функционального (морального) износа, а соответственно и уровень интен­сивности их обновления, во многом определяются индивидуальными условиями их использования в процессе операционной деятельности. В соответствии с этими условиями индивидуализируются (в определенных пределах) и нормы амортизации различных видов внеоборотных активов. Эта индивидуализация норм амортизации, определяющая уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов, характеризует амортизационную политику предприятия. Амортизационная политика предприятия представляет собой составную часть общей политики управления внеоборотными активами, заключающуюся в индивидуализации уровня интенсивности их обновления в соответствии со спецификой их эксплуатации в процессе операционной деятельности. В процессе формирования амортизационной политики предприятия, определяющей уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов, учитываются следующие основные факторы:

• объем используемых основных средств и нематериальных активов. Воздействие
амортизационной политики предприятия на интенсивность обновления внеоборотных
активов и на конечные финансовые результаты его деятельности возрастает пропорционально
увеличению объема собственных основных средств и нематериальных активов;

• реальный срок использования предприятием амортизируемых активов. Установленный в процессе разработки норм амортизации средний срок использования отдельных видов основных средств носит обезличенный характер и должен конкретизироваться на каждом предприятии с учетом особенностей их использования в операционной деятельности.

• разрешенные законодательством методы амортизации. Зарубежный опыт свидетельствует о большом
количестве разрешенных к использованию методов амортизации внеоборотных активов, что позволяет

предприятиям формировать альтернативные варианты амортизационной политики в широком диапазоне. Наше законодательство ограничивает используемые методы амортизации.

• темпы инфляции. В условиях высокой инфляции постоянно занижаются база начисления амортизации, а соответственно и размеры амортизационных отчислений. Кроме того, инфляция оказывает негативное воздействие на реальную стоимость накопленных средств амортизационного фонда, что отрицательно сказывается на финансовых возможностях увеличения скорости обновления внеоборотных активов.

• инвестиционная активность предприятия. Выбор методов амортизации в значительной мере
определяется уровнем текущей потребности в инвестиционных ресурсах, готовностью предприятия к реализации отдельных инвестиционных проектов, обеспечивающих обновление внеоборотных активов.

2. Определение необходимого объема обновления внеоборотных активов в предстоящем
периоде. Обновление внеоборотных активов предприятия может осуществляться на
простой пли расширенной основе, отражая процесс простого или расширенного их воспроизводства.

• Простое воспроизводство внеоборотных активов осуществляется по мере физического и функционального (морального) их износа в пределах суммы накопленной амортизации (средств амортизационного фонда).

• Расширенное воспроизводство внеоборотных активов осуществляется с учетом
необходимости формирования новых их видов не только за счет суммы накопленной амортизации, но и за счет других финансовых источников.

3. Выбор наиболее эффективных форм обновления отдельных групп внеоборотных активов. Конкретные формы обновления отдельных групп активов определяются с учетом характера намечаемого их воспроизводства.

Обновление внеоборотных активов в процессе простого их воспроизводства может осуществляться в следующих основных формах:

• текущего ремонта. Он представляет собой процесс частичного восстановления функциональных
свойств и стоимости основных средств в процессе их обновления;

• капитального ремонта. Он представляет собой процесс полного (или достаточно высокой части)
восстановления основных средств и частичной замены отдельных их элементов;

• приобретения новых видов операционных внеоборотных активов с целью замены используемых
аналогов в пределах сумм накопленной амортизации.

Обновление операционных внеоборотных активов в процессе расширенного их воспроизводства может осуществляться в форме их реконструкции, модернизации и других.

4. Определение стоимости обновления отдельных групп операционных внеоборотных активов в разрезе различных его форм.

• Стоимость обновления внеоборотных активов, осуществляемого путем текущего или капитального их ремонта, определяется на основе разработки планового бюджета (сметы затрат) их проведения.

• Стоимость обновления внеоборотных активов путем приобретения новых их аналогов
включает как рыночную стоимость соответствующих видов активов, так и расходы по их доставке и установке.

• Стоимость обновления внеоборотных активов в процессе расширенного их воспроизводства определяется в процессе разработки бизнес-плана реального инвестиционного проекта.

Финансирование обновления операционных внеоборотных активов сводится к трем вариантам. Первый из них основывается на том, что весь объем обновления этих активов финансируется за счет собственного капитала. Второй из них основан на смешанном финансировании обновления операционных внеоборотных активов за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Третий вариант предусматривает обновление отдельных видов внеоборотных активов исключительно за счет финансового кредита (например, за счет финансового лизинга).

Выбор соответствующего варианта финансирования обновления внеоборотных активов по предприятию в целом осуществляется с учетом следующих основных факторов:

• достаточности собственных финансовых ресурсов для обеспечения экономического развития предприятия в предстоящем периоде;

• стоимости долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли, генерируемой обновляемыми видами внеоборотных активов;

• достигнутого соотношения использования собственного и заемного капитала, определяющего уровень финансовой устойчивости предприятия;

• доступности долгосрочного финансового кредита для предприятия.

Критерием принятия управленческих решений о приобретении или аренде отдельных видов основных средств является сравнение суммарных потоков платежей при различных формах финансирования обновления имущества.

 

Управление капиталом.

1. Формирование капитала предприятия.

2. Управление стоимостью капитала предприятия.

3. Эффект финансового рычага. Финансовый риск.

4. Эффект операционного рычага. Предпринимательский риск.

 

1 вопрос.

Капитал представляет собой запас экономических благ в форме денежных средств и реального имущества, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс с целью получения дохода. По типу собственности капитал делится на собственный и заемный. Собственный – средства на правах собственности. Заемный - средства привлекаемые на возвратной, срочной и платной основе. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достигается различными методами, основными из которых являются:

1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность.

Этот метод расчетов исходит из балансового алгоритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна обшей сумме инвестируемого в него капитала. До начала формирования активов учредители предприятия несут определенные предстартовые расходы, связанные с разработкой бизнес-плана, оформлением учредительных документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей формуле: Пк = Па + Пр.

где Пк - общая потребность в капитале для создания нового предприятия,

Пa - общая потребность в активах создаваемого предприятия, определенная на стадии разработки его бизнес-плана,

Пр - предстартовые расходы, связанные с созданием нового предприятия (государственная регистрация, разработка бизнес-плана и т.д.).

2. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предириятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой при­надлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов. Характеризуя этот метод оптимизации общей потребности в капитале следует отметить определенную сложность его использования в силу недостаточных возможностей адекватного подбора предприятий-аналогов.

3. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции.

Пк = Кп*ОП + Пр,

где Кп - показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый);

ОП - планируемый среднегодовой объем производства продукции;

Отметим основные особенности использования как собственного, так и заемного капитала. Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями.

1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

2. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки.

1. Oограниченность объема привлечения, особенно в сжатые сроки, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия.

2. Как правило, более высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств (эффекта финансового рычага).

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения ею активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости.

2. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов).

2 вопрос

Процесс оценки стоимости капитала последовательно осуществляется на предприятии по следующим этапам:

1. Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала предприятия.

2. Оценка стоимости отдельных элементов привлекаемого предприятием заемного капитала.

3. Оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия.

Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде определяется по следующей формуле:

СКф = ЧПс / ср.СК

где СКф - стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде,

ЧПс - суммa чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период,

ср.СК - средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии акций рассчитывается по формуле:

СКэа = Да / [Кэа*(1-ЭЗа)]

где СКэа — стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии акций, %;

Да — сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами эмитента;

Кэа – сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии акций;

ЭЗа - затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.

Заемный капитал в процессе финансового управления оценивается по следующим основным элементам: стоимость кредита (банковского); стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций; стоимость товарного (коммерческого) кредита (в форме краткосрочной или долгосрочной отсрочки платежа).

Стоимость заемного капитала в форме банковского кредита оценивается по следующей формуле:

ЗКб = ПКб*(1-Снп) / (1- ЗПб)

где ЗКб - стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита, %;

ПКб — ставка процента за банковский кредит, %;

Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЗПб — уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.

Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, формирующего сумму периодических купонных выплат. Если облигация продается на иных условиях, то базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении. В первом случае оценка осуществляется по формуле:

ЗКэо = СКд*(1-Снп)/ (1 – Эзо)

Где ЗКэо— стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;

СКд — ставка купонного процента по облигации, %;

ЭЗо — уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью.

Во втором случае расчет стоимости производится по следующей формуле:

ЗКэо = Дг* (1-Снп) / (Но-Дг)*(1 - Эзо)

Дг — среднегодовая сумма дисконта по облигации;

Но — номинал облигации, подлежащей погашению.

Стоимость товарного (коммерческого) кредита определяется по следующей формуле:

ЗКтк = (ЦС*360)*(1-Снп) / ППК

где ЗКтк - стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, %;

ЦС — размер ценовой скидки при осуществлении немедленного платежа за продукцию, %;

ППК — период предоставления отсрочки платежа за продукцию, в днях.

С учетом приведенных исходных показателей определяется средневзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формула расчета которой имеет вид:

 

ССК = ∑ Ci*Yi

 

ССК - средневзвешенная стоимость капитала предприятия;

Ci— стоимость конкретного элемента капитала (собственного или заемного);

Yi — удельный вес конкретного элемента капитала в общей сумме.

 

3 вопрос

Структура капитала представляет собой соотношение всех форм собственных и заемных финансовых ресурсов, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности для финансиро­вания активов.

Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом рентабельности собственного капитала и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость. Одним из механизмов оптимизации структуры каптала предприятия является финансовый леверидж (рычаг).

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль в расчете на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1-Снп)*(Ра-Пк)*(ЗК/СК)

где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в изменении коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

Ра — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение прибыли от продаж к средней стоимости а к г и во в), %;

Пk – средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.

Можно выделить следующие составляющие эффекта финансового левериджа:

1) Налоговый корректор (1-Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.

2) Дифференциал финансового левериджа (Ра - Пк), является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Положительный эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит, т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

3) коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК). При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения рентабельности собственного капитала.

4 вопрос.

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные

их виды позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью,

известный как операционный рычаг. Действие этого механизма основано на том, что наличие в

составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при

изменении объема реализации продукции, сумма прибыли от продаж всегда изменяется еще

более высокими темпами.

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее

использовать механизм операционного левериджа (рычага) с различной интенсивностью воздействия на прибыль от продаж предприятия, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который рассчитывается по следующей формуле:

Кол = Спост / С

Кол — коэффициент операционного левериджа;

Споет — сумма постоянных операционных издержек;

С — общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции (тем выше эффект операционного левериджа). Конкретное соотношение прироста суммы прибыли от продаж и суммы объема реализации характеризуется «эффектом операционного левериджа».

ЭОЛ = ∆ПП / ∆ОР

∆ПП — темп прироста прибыли от продаж, в %;

∆ОР — темп прироста объема реализации продукции, в %.

 

В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформулируем основные из этих особенностей. 1. Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, пред­приятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности.

2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного
левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие,
наращивая объем реализации продукции.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле,
максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности
(т.е. при наращении предела безопасности или запаса прочности) эффект операционного
левериджа начинает снижаться. Иными словами, каждый последующий процент прироста
объема реализации продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста суммы прибыли от продаж (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться
большими, чем темпы прироста объема реализации продукции).

4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер
прибыли от продаж. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма прибыли от продаж по отношению к темпам снижения объема реализации продукции.

Пропорциональность снижения или возрастания эффекта операционного левериджа при неизменном значении его коэффициента позволяет сделать вывод о том, что коэффициент операционного левериджа является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня рыска в процессе осуществления операционной деятельности.

5. Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это определяется
тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь
на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема
реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат,
предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к
ней свою операционную деятельность. Иными словами, после такого скачка, обуслав­ливающего изменение коэффициента операционного левериджа, его эффект по-новому проявляется в новых условиях хозяйствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.273 сек.