Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды экологических правонарушений




Содержание правового регулирования в природоохранной сфере. Правовая охрана природной среды

К правовой охране природной среды относятся правовая охрана земель, недр, вод, лесов, воздушных компонентов атмосферного пространства, растительного мира, животного мира, заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы.

Правовая охрана земель, недр, вод, заповедных территорий, других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов включает систему закрепленных правом организационных, технических, экономических, других работ и мероприятий, направленных на рациональное, комплексное использование и предотвращение необоснованных изъятий этих ресурсов, объектов и комплексов, их улучшение, восстановление, воспроизводство и защиту от вредных естественных или антропогенных воздействий.

Согласно Кодексу о земле, другим актам земельного законодательства, охрана земель включает: рациональную организацию территории; восстановление и повышение плодородия почв, других свойств земли; защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения вредными веществами и отходами, иных процессов разрушения, а также от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем; сохранение торфяных почв от выветривания, пожаров и минерализации; консервацию деградированных угодий; рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств; снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при нарушении земель"

Рациональное использование и охрана недр согласно Кодексу о недрах, другим актам горного законодательства сводится к: исключению самовольного недропользования; регистрации и учету работ, связанных с пользованием недрами; учету состояния, движения запасов, потерь и ухудшения полезных ископаемых; полному и комплексному геологическому изучению недр для достоверной оценки разведанных полезных ископаемых; недопущению порчи разрабатываемых и сопредельных месторождений ископаемых; наиболее полному извлечению из недр полезных ископаемых, рациональному использованию вскрышных пород; охране геологической среды, месторождений от затопления пожаров, иных стихийных бедствий: предотвращению загрязнения недр и самовольной застройки месторождений; соблюдению порядка консервации и ликвидации горнодобывающих предприятий, восстановлению нарушенных участков недр; экспертизе геологической информации и др.

В соответствии с Водным кодексом, иными актами водного законодательства, воды подлежат охране от напряжения, засорения, истощения и других действий, которые способны привести к изменению физических, химических и биологических показателей качества вод или нарушению их гидрологического режима.

Для предотвращения ухудшения состояния и качества вод, сохранения среды произрастания растений и обитания животных на землях, прилегающих к водным объектам, а также зашиты источников питьевого водоснабжения соответственно выделяются водоохранные зоны и прибрежные полосы, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Запрещаются сбросы в водные объекты всевозможных отходов. Отведение в водные объекты дренажных, шахтных, карьерных и иных сточных вод допускается только при наличии разрешений на специальное водопользование, и если это не приведет к превышению в данных объектах предельно допустимых концентраций определенных веществ.

Лесным кодексом, другими актами лесного законодательства предусмотрены улучшение, воспроизводство, охрана и защита лесов.

Улучшение лесов представляет собой комплекс организационных, экономических, лесомелиоративных, лесохозяйственных, других мероприятий, направленных на удаление поврежденных, загрязненных, иных нарушенных древостоев; сохранение генофонда и биоразнообразия лесов, повышение их продуктивности и т. д.

Мероприятия по воспроизводству лесов связаны с удалением порубочных, выгоревших и других древесных остатков, подготовкой лесных почв, посадкой высокопродуктивных и хозяйственно ценных пород для обеспечения формирования в необходимые сроки лесных био-фитоценозов.

В целях сохранения благоприятной окружающей среды, обеспечения народного хозяйства и населения древесиной, другими лесными материалами, осуществления туризма и рекреации леса подлежат охране от незаконных порубок, пожаров, загрязнения вредными веществами и других действий, наносящих вред лесным ресурсам, а также защите от вредителей и болезней.

Законом «Об охране атмосферного воздуха» регулируется охрана не атмосферного пространства, а только воздушных масс от загрязнения и истощения, превышения шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих излучений, других вредных воздействий в процессе строительства, эксплуатации предприятий, строений и других объектов, стационарных и передвижных источников выбросов различных летучих веществ, применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, внесения минеральных удобрений, добычи полезных ископаемых, осуществления иных видов деятельности. Этим Законом предусматривается нормирование качества атмосферного воздуха путем установления нормативов: предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, уровней вредных физических и других воздействий; предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации различных объектов; содержания загрязняющих веществ в отработанных газах; потребления воздуха для производственных нужд и др.

Другими нормативными актами предусматривается рациональное и безопасное использование атмосферного пространства при воздухоплавании, боевых стрельбах, запусках ракет и т. д.

Согласно законодательству об охране и использовании растительного мира, охрана растительных организмов заключается в их рациональном использовании, сохранении генофонда, недопущении загрязнения, порчи, повреждения и уничтожения, защите от пожаров, вредных насекомых и болезней. Охрана лесной растительности неразрывно связана с охраной лесов.

Закон «Об охране и использовании животного мира» в качестве охранных мер предусматривает: установление правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству животных, ограничений и запретов в пользовании животным миром; охрану среды обитания, размножения и путей миграции животных, предотвращение их гибели; создание заповедников, других особо охраняемых природных территорий; разведение исчезающих животных, оказание им помощи в случаях заболеваний, стихийных бедствий и т. д.

В соответствии с Законом «Об особо охраняемых природных территориях» осуществляется регулирование отношений природного заповедания в организационно-правовых формах заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы. Этим нормативным правовым актом определены цели и задачи заповедной охраны природы, понятия и виды особо охраняемых природных территорий и объектов, правовые основания природного заповедания, право собственности ив особо охраняемые природные территории и объекты, цели их использовании, управление особо охраняемыми природными территориями и объектами, порядок создания и ликвидации данных территорий и объектов; закреплены режимы заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы, государственный контроль за их охраной и использованием, международное сотрудничество в области природного заповедания.

Охрана природных ресурсов заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы соответственно сводится к сохранению в естественном состоянии исторически сложившихся типичных или уникальных ландшафтов и экосистем, их гидрологического режима, генетического фонда растений и животных, границ и юридического статуса заповедных территорий или объектов для поддержания глобального, регионального или локального природного равновесия.

 

2.Государственные органы охраны окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окр.среды – это проявление экологической функции государства; оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение природной среды.

В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции управления в сфере природопользования и охраны сложна и изменчива, но можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.

К числу первой относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют контроль в данной сфере.

К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления, которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны на подведомственных территориях.

Органы специальной компетенции – это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. По характеру выполняемых функций и задач их можно разделить на органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению и охране – Министерство природных ресурсов и экологии РФ. МПР и Э России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующими деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.

Основные функции государственного экологического управления.

Можно выделить несколько наиболее важных функции государственного экологического управления:

1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов. Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам, конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе – кадастре. Законом предусмотрено ведение следующих видов кадастров – земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастр объектов животного мира, кадастр особо охраняемых природных территорий. Единого кадастра природных ресурсов не существует.

2. Определение и проведение единой экологической политики, разработка и принятие планов и программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окр. среды.

3. Финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий. В соответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране производится за счет:

• федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

• средств предприятий, организаций и учреждений;

• кредитов банков;

• других источников

4.Установление правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране, стандартизация в сфере экологии. Органы государственного экологического управления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, содержащие правила, требования и нормы по рациональному использованию, воспроизводству и охране земель, лесов, вод, недр, животного мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной частью экологического законодательства.

Большую роль в регулировании охраны окр.среды играет стандартизация, т.е. создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т.д.

5.Распределение и перераспределение природных ресурсов, лицензирование и лимитирования природопользования и охраны.

6. Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной.

7.Разрешение споров о праве природопользования: применение ответственности за экологические правонарушения.

В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении функций государственного экологического управления наряду с административными мерами все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окр.среды.

 

3. Ответственность за нарушение экологического законодательства.

К числу важнейших средств обеспечения рационального природопользования и охраны окр.среды принадлежит юридическая ответственность за нарушение норм экологического законодательства. Она представляет собой форму государственного принуждения к соблюдению норм права и является следствием совершенного экологического правонарушения.

Согласно З-на РФ «Об охр.окр. среды» экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью населения. Состав экологического правонарушения традиционно можно представить в виде четырех его составных элементов (признаков): объект правонарушения; субъект правонарушения: Объективная сторона правонарушения; субъективная сторона правонарушения.

Объектом экологического правонарушения могут выступать любые из видов экологических общественных отношений, составляющих предмет права. В качестве объектов могут выступать, в частности, выступать отношения собственности на природные ресурсы, отношения в сфере управления охраной окр.среды и природопользования, отношения в сфере обеспечения экологически благоприятных условий населения и т п.

Субъекты экологического правонарушения определяются в зависимости от видов применяемых мер юридической ответственности. Так, юридические лица могут выступать в качестве субъектов только гражданско-правовой и административной ответственности. Граждане могут выступать субъектами всех видов юридической ответственности.

Объективная сторона экологического правонарушения может выражаться как в действии, так и бездействии юридических, должностных лиц или отдельных граждан (незаконная охота или неиспользование очистных сооружений).

Субъективная сторона экологического правонарушения представляет собой психическое отношение правонарушителя к содеянному виновному, противоправному деянию и наступившим вредным последствиям. Она может выражаться в различных формах (умысел, неосторожность, преступная небрежность и т.п.)

Экологические правонарушения классифицируются по следующим основаниям:

- по видам природных ресурсов, которым причинен ущерб, выделяют земельные, лесные и т.п. правонарушения;

- по характеру причиненного вреда - загрязнение природной среды и отдельных природных объектов, порча, повреждение, уничтожение природных объектов, истощение природных ресурсов, нерациональное использование природных ресурсов;

- по характеру применяемых санкций, т.е. в зависимости от вида наступающей ответственности – уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные правонарушения;

- по степени общественной опасности - экологические преступления и экологические проступки.

Экологическое преступление – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологический проступок – это виновное, противоправное деяние, направленное против установленного порядка использования, управления и охраны окружающей природной среды, экологического благополучия человека, причиняющее или могущее причинить вред экологическим интересам человека или общества, за которые установлена административная ответственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.