КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Экологическая безопасность
Формы и функции экологического контроля.
Функцией экологического контроля является проверка выполнения требований экологическтго законодательства и соблюдения нормативов (в соответствии с ФЗ №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»). Она осуществляется органими государственного, производственного, муниципального и общественного контроля. Ниболее действенным является государственный экологический контроль, осуществляемый федеральными органами исполнителной власти субъектов РФ. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия природоиспользователя на своих объектах с целью обеспечения выполнения требований природоохранного законодательства, а также самопроверки рациональности природопользования (его содержание зависит от специфики деятельности предприятия). Муниципальный экологический контроль (новый) проводится органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и другими некоммерческими объединениями в соответствии с их уставом, а также гражданами. Его задачей является проверка выполнения требований природоохранного законодательства как юридическими, так и всеми должностными лицами и гражданами. Результаты мониторинга и контроля используются для принятия экологически значимых хозфйственных и других решений. Цель: Ознакомиться с факторами, источниками экологической опасности и системой мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
10.1. Факторы, источники и последствия экологической опасности. 10.2. Слагаемые и показатели экологической безопасности.
10.3. Экологические риски. 10.4. Моделирование выхода из кризисных ситуаций. 10.5. Экологическая обстановка РФ на рубеже 20 и 21 веков. 10.6. Экологическая доктрина РФ. 10.7. Обеспечение экологической безопасности России. 10.8. Международное сотрудничество в сфере экологической безопасности.
10 .1. Факторы, источники и последствия экологической опасности.
Термин «экологическая опасность» означает такую ситуацию в природе, когда возможно возникновение нежелательных событий, явлений и процессов, воздействие которых может привести ухудшению состояния окружающей среды и состояния здоровья человека. Опасность может возникать под воздействием причин, как природного характера, так и антропогенных, обусловленных экономическими, социальными и психологическими факторами. Характерной особенностью последних десятилетий является то, что усиление антропогенного воздействия происходит в режиме ускорения. Об этом свидетельствуют следующие показатели: - сокращение площади естественных экосистем, которые происходят со скоростью 1% в год (50га в минуту) и сейчас привысило 60 % площади суши. Наиболее опасно уничтожение лесов (ежегодно их площадь сокращается на 200 тыс кв км) и опустынивание (ежегодно площадь увеличивается на 600 тыс кв км). - деградация сельскохозяйственных земель (из-за эрозии, засоления, химического загрязнения, перевыпаса, захламления ТБО и других причин), которая происходит на фоне увеличения потребления первичной продукции (достигает 10%); - ежегодное исчезновение десятков тысяч видов (до 150,0 тыс.) растений и животных, что существенно снижает порог устойчивости биосферы; - глобальное потепление – по некоторым расчетам на 3°С к концу 21 века; - истощение озонового слоя (на 1-2% в год); - химизация биосферы, чему способствует увеличение масштабов производства, техногенные аварии и катастрофы (ущерб от которых ежегодно увеличивается на 5-10%);
- увеличение интенсивности вредных физических воздействий (шум, эми, и т.д.) В совокупности все это приводит к небывалым ранее темпам интенсификации и глобализации негативных последствий антропогенного пресса на природную среду. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые порой, хотя и приводили к гибели некотоых цивилизации, но не могли остановить прогресс человечества в целом, то современная экологическая ситуация чревата глобальной катастрофой, поскольку современный человек разрушает механизмы функционирования биосферы в планетарном масштабе.
10 .2. Слагаемые и показатели экологической безопасности.
Термин «экологическаябезопасность» означает сохранение природной среды в процессе использования природных ресурсов. Она обеспечивается комплексом различных мероприятий, затрагивающих все компоненты глобальной системы «человек-природа». Все они являются объектами и субъектами безопасности и испытавают определенное взаимодействие. Глобальным объектом, обеспечивающим безопасность остальных (других) является биосфера. Однако на современном этапе развития человеческого общества главным объектом и субъектом безопасности провозглашен человек. Основным критерием его безопасности признается способность определять социальные и природные явления, которые могут нанести ему ущерб. Состояние защищенности интересов личности, общества и природы от различных угроз обозначают как эклогическую безопасность. Экологическая безопасность, следовательно, представляет совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками. Субъектами экологической безопасности является личность, общество и биосфера, а объектами - права и потребности личности, природные ресурсы и природная среда, как основа общественного развития. Состояние и качество окружающей среды оценивают по степени их близости к границе устойчивости экосистем, т.е. устоичивость определяется рядом показателей характеризующихся способностью самовостанивления природных систем:
- естественное состояние - когда наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие; - равновесие состояния – скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушения; - кризисное состояние - антропогенное нарушение превышает скорость восстановительных процессов, но еще сохраняется естественный характер экосистем; - состояние коллапса - необратимая утеря продуктов настии. Применительно к личности состояние ее безопасности определяется продолжительностью жизни. Для европеоида этот норматив составляет в 89+- 5 лет. Концепция экологической безопасности сейчас разработана во всех промышленно развитых странах и в РФ. Стержнем ее является теория экологического риска.
10 .3 Экологические риски.
Понятие «риск» означает такую количественную меру опасности (с учетом ее последствий), которая предполагает, что в любой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, следует стремиться к достижению такого уровня опасности, который можно рассматривать как приемлемый, т.е. когда его величина настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде различных благ человек или общество готовы пойти на риск. Риск обычно рассматривается как: - вероятность нарушения равновесия в биосфере, в стабильности природной среды, к которой адаптирован человек. - вероятность негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность людей. Он определяется количественно как произведение вероятности негативного воздействия источника опасности на человека или окружающую среду на предполагаемую величину ущерба. R= py. Оценка риска сейчас является единственным инструментом, на основе которой строится управление риском. Управление риском - это аналих рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, направленного на минимизацию риска. Все многообразие рисковых ситуаций сводится к двум основным типам: - когда человек рискует добровольно; - когда человек рискует вынуждено.
Большая часть негативного воздействия окружающей среды связана с ее загрязнением, последствия которого усугубляются нашими вредными привычками. В связи с этим оценка риска проводится в следующей последовательности: - первичная идентификация опасности; - описание источника опасности и связанного с ним ущерба; - оценка риска при нормальной работе; - оценка вероятности аварий; - оценка возможных сценариев развития аварий; - общая статистическая оценка и вероятный анализ риска. Из всех факторов экологического риска наиболее опасным для современного человечества является снижение биологического разнообразия (уничтожение видов), ведущее к потере устойчивости биосферы и разрушению природных экосистем как уровней. Именно в этой сфере необходима тщательная оценка степени риска, минимизация негативных последствий и уровня экологической безопасности.
10 .4 Моделирование сценариев выхода из кризисных ситуации.
Важным инструментом в поисках выхода из кризисных ситуации является экологическое моделирование, которое позволяет получить предварительное объяснение и предсказание поведения экосистем в различных условиях. Сначала моделирование применялось для решения частных задач, причем до тех пор, пока человечество не стало осуществлять свою деятельность в глобальном масштабе. Глобальные модели первого поколения были созданы «Римским клубом» при разработке программ «Пределы роста» и «Человечество на перепутье» (Д.Медоуз, М.Месарович). В них во взаимосвязи рассмотривались рост населения, темпы промышленного производства, расширение зоны недостаточного питания, истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды. Результаты показали, что к 2030-2050 гг. произойдет замедление роста промышленного и сельскохозяйственного производства, чрезмерное загрязнение окружающей среды и, в конечном итоге, демографическая катастрофа. Эти модели сыграли важную роль в эволюции человеческого сознания, поскольку показали, что грозит человечеству при сохранении и развертывании негативных тенденций технико-экономического развития при отсутствии принципиальных научно-технических и социальных изменений в мире. В моделях второго поколения, в т.ч. («Будущее мировой экономики» В.Леонтьева и др.), прогнозировалось развитие мировой экономики с помощью различных управленческих воздействий при использовании современных экологических нормативов, заданных на основе общественных приоритетов. В итоге было определено, что для действенной защиты среды доля ВНП, направляемая на экологические нужды должна быть не менее 1,5-2,5% (в РФ 0,4-0,6), а для более адекватной реакции на нарушение экосистем – до 4-5% (понятно, что такие расходы могут позволить только высокоразвитые страны). Модели 3-его поколения направлены на решение конкретных отраслевых проблем. Среди них наиболее известны исследования Комиссии ООН по окружающей среде и развитию, изложенные в докладе Х.Брутланд «Наше общее будущее» (1987). Для Европы в частности показана необходимость: - энерго- и ресурсосбережения, применения малоотходных технологий снижение выбросов в окружающую среду. - разработки экологически безопасных технологий. - учет взаимодействия биоты и окружающей среды и другие меры. Такой подход уже реализуется в ряде стран Западной Европы и США (страны «золотого миллиарда населения»). Но, как показал анализ этого проекта, выполненный Н.Н. Моисеевым, эта стратегия может обеспечить благополучие лишь развитых стран, причем за счет деградации остальных, да и только в течение жизни нескольких поколений. Однако в целом это дает отсрочку человечеству около 50 лет для выработки реальной стратегии выхода из сложившегося экологического кризиса.
10 .5 Экологическая обстановка РФ на рубеже ХХ и ХХ1 веков К началу 90-х годов ХХ столетия экологические проблемы РФ в силу бессистемности, расточительства и разрушительного характера природопользования обострились настолько, что стали лимитировать народное благосостояние, привели к ухудшению состояния здоровья, сокращению продолжительности жизни и ряду других негативных последствий. Это обусловлено рядом факторов, важнейшими из которых являются: - интенсификация индустриального вмешательства в окружающую среду (в начале ХХ1 века в РФ работает более 25000 предприятий, загрязняющих окружающую среду, в том числе более 3500 из них экологически опасные); - многостороннее загрязнение всех геосфер технологическими отходами; - отсутствие четкой экологической политики государства; - нечеткость распределения прав собетственности на ресурсы между Федеральным центром и регионами. Все это привело к тому, что более 45 млн. человек подвергались воздействию более чем 20-кратного превышения ПДК различных веществ в окружающей среде. Около 70 % населения страны проживало на территории с загрязненной различными примесями атмосферой, концентрация которых в 5-14 раз превышала ПДК. В РФ в это время улавливалось и обезвреживалось лишь 70 % выбросов, в связи с чем более 100 городов страны по уровню загрязнения атмосферы оказались в критическом состоянии. Около 80 % сбрасываемых вод не подвергалось очистке. Все это привело к тому, что на 35 % территории в РФ природные экосистемы оказались практически разрушенными. У нас на одного человека приходится более 4 га деградированных земель, в то время как в Европе менее 1 га, в Китае менее 0,6 га, в Японии – 0,3 га. Сейчас около 90 % территории РФ, где проживает около 1/3 населения, можно отнести к зоне экологического неблагополучия. Более 50 % населения имеет ослабленное здоровье, и в результате средняя продолжительность жизни мужчин оказывается ниже пенсионного возраста. Каждый десятый ребенок рождается генетически неполноценным, у 45 % призывников выявлены нарушения психики. Почти 70 % населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социаль ного стресса, истощающего приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье. Отсюда вытекает необходимость изменения экологической ситуации, путем переориентации социально-экономического развития страны, пересмотра приоритетов и способов деятельности человека, что требует комплекса радикальных политических, социально-экономических, технологических и других мер.
10 .6 Экологическая доктрина РФ. На фоне социально-экономических изменений, вызванных переходом страны к рыночным отношениям и возрастанием международных требований к экологизации производства, в РФ Указом президента от 1.04.1996 года (№440) утверждена «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию». В ней под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени без ущерба основополагающим параметрам биосферы и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Концепция утверждает следующие стратегические цели РФ в области рационализации природопользования: - развитие хозяйственного комплекса государства с учетом экономических условий конкретных территорий; - достижение такого уровня состояния среды обитания, который не нарушал бы генетического здоровья населения; - сохранение генетического фонда животного и растительного мира; - восстановление и сохранение биосферного равновесия на всех уровнях организации жизни; - рациональное использование всего природного ресурсного потенциала России. Реализация этих целей предполагается: - разработкой единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды; - формированием новых, законодательно закрепленных экономических отношений в обществе, которые позволят перестроить хозяйство на базе ресурсо- и энергосбережения, внедрения более совершенных и экологически чистых технологий; - переходом на международные экологические стандарты качества технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающих включение РФ в систему международного экономического сотрудничества и обеспечения экологической безопасности; - формированием эффективной системы органов государственного управления и контроля в области экологии и природопользования; - компенсацией ущерба, нанесенного здоровью и благополучию личности; - предоставлением льгот и субсидирования предприятий, осуществляющих экологические программы, и рядом других мер, обеспечивающих создание гарантий настоящим и будущим поколениям на здоровую среду обитания. Важная роль при этом отводится разработке такой системы экологического образования, которая охватывала бы все общество. В области международного сотрудничества по обеспечению устойчивого развития предусматривается: - организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию; - обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности; - активное участие в международных научных программах, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу, в том числе по сохранению биоразнообразия, защите озонового слоя от истощения, предотвращению антропогенного изменения климата, охране лесов и лесовосстановлению, развитию и совершенствованию системы особо охраняемых территорий, обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия, решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем. Однако, как показывает практика, программу разработать легче, чем ее выполнить. Переход к рыночной экономике затянулся, и связанные с этим изменения в структуре экономики происходят медленно. В этих условиях первые 20-30 лет ХХ1 века нельзя ожидать значительных государственных вложений на решение экологических проблем в России.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |