КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реклама
Реклама — любая оплачиваемая конкретным заказчиком форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг. Рекламодателями выступают не только коммерческие предприятия, но и музеи, благотворительные и правительственные организации, которые обращаются к целевым группам с намерением проинформировать их о чем-либо. Реклама является эффективным способом распространения информации независимо от преследуемой цели (укрепить предпочтение к марке «Coca-Cola» или информировать о вреде сильнодействующих наркотиков). Способы организации рекламной деятельности различны. В небольших фирмах за рекламу отвечает один из сотрудников отдела продаж или отдела маркетинга, поддерживающий контакты с рекламным агентством. В крупных компаниях, как правило, создаются собственные рекламные отделы, менеджеры которых подчиняются вице-президенту по маркетингу. Функции рекламного отдела включают формирование рекламного бюджета, разработку рекламной стратегии, подготовку и утверждение рекламных обращений и кампаний, организацию демонстрации товаров для дилеров, осуществление прямой почтовой рассылки и других видов рекламы. Большинство организаций для создания концепций рекламных кампаний и выбора средств распространения информации, а также для приобретения рекламного пространства или времени обращаются к услугам внешних рекламных агентств. Глобальные компании, сотрудничая с большим количеством рекламных агентств, расположенных в разных странах и обслуживающих разные подразделения, не смогли создать себе четкий имидж из-за нескоординированной рекламы. Некоторые крупные компании, такие как IBM и Hewlett-Packard, теперь используют лишь несколько (или даже одно) рекламных агентств, которые могут обеспечить рекламу в мировом масштабе, связи с общественностью, стимулирование и web-консалтинг. Результат — интегрированные и более эффективные маркетинговые коммуникации и значительное снижение совокупных расходов на коммуникации.
Постановка целей и задач рекламы Цели рекламы должны определяться исходя из ранее принятых руководством решений относительно целевого рынка, позиционирования товара на рынке и маркетинг-микса. Рекламная цель (или задача) — это конкретное задание, предусматривающее достижение определенного уровня охвата конкретной аудитории за определенный период времени. Рекламные цели классифицируются в соответствии с тем, к чему стремится организация — информированию целевой аудитории, убеждению потребителей, напоминанию о товарах и услугах или подкреплению позиций торговой марки. Они соответствуют различным стадиям «иерархической модели эффектов»: ♦ Информативная реклама нацелена на формирование осведомленности о новых товарах или новых свойствах существующих изделий. Так, когда Subaru впервые представила свои автомобили в США, соответствующая реклама просто повторяла название Subaru. ♦ Убеждающая реклама нацелена на создание расположения, предпочтения, убеждения и стимулирует приобретение товара или услуги. Например, Chivas Regal стремится убедить потребителей, что именно ее продукция, а не другие марки шотландского виски, обладает истинно шотландским вкусом и более престижна. ♦ Напоминающая реклама нацелена на стимуляцию повторного приобретения товаров и услуг. Дорогостоящая четырехцветная реклама «Coca-Cola» в разных журналах напоминает потребителям о приобретении этого напитка. ♦ Подкрепляющая реклама нацелена на убеждение имеющихся потребителей в правильности сделанного выбора. Например, в рекламе автомобилей часто изображают довольных владельцев новых моделей, использующих возможности своих новых машин.
При выборе цели рекламы следует исходить из анализа текущей ситуации на рынке. Например, если товарный класс достаточно освоен, производитель является лидером рынка, но уровень продаж данной торговой марки невысок, цель рекламной кампании может заключаться в стимулировании потребления товара. Производитель, не входящий в число лидеров рынка, но обладающий сильной маркой, выпуская новую продукцию, относящуюся к новому товарному классу, скорее всего, изберет в качестве цели рекламной кампании убеждение рынка в превосходстве своих товаров. Решения относительно рекламного бюджета При подготовке рекламного бюджета необходимо учитывать следующие пять факторов: 1. Этап жизненного цикла товара. Как правило, реклама новой продукции требует большого рекламного бюджета, так как ее цель заключается в формировании осведомленности потребителей и побуждении потребителей попробовать новый товар. Известные торговые марки обычно поддерживаются рекламой с меньшим бюджетом, исчисляемым как процент от продаж. 2. Доля рынка и потребительская база. Торговые марки, обладающие высокой долей рынка, обычно требуют меньших расходов на рекламу (рассчитываемых как процент от продаж и направляемых на сохранение рыночной доли). Для расширения доли рынка путем увеличения продаж необходимы высокие затраты на рекламу. 3. Конкуренция и создаваемые ею препятствия. На рынке с высоким уровнем конкуренции и рекламных затрат реклама торговой марки должна быть более весомой и «громкой». Наличие рекламы торговых марок, которые не являются непосредственными конкурентами фирмы-производителя, требует увеличения се расходов на рекламную кампанию. 4. Частота рекламы. Количество повторений, необходимое для доведения рекламного обращения до потребителей, оказывает немалое влияние на размер бюджета. 5. Возможности замены товара субститутами. Марки товаров широкого потребления (например сигарет, пива, безалкогольных напитков) требуют рекламы, формирующей их индивидуальный запоминающийся образ. Реклама также имеет большое значение в тех случаях, когда продукция данной марки предлагает уникальные выгоды или обладает необычными качествами.
Выбор рекламного обращения Рекламодатели проходят четыре этапа в развитии креативной стратегии: разработка идей рекламного обращения, их оценка и выбор, исполнение и учет критериев социальной ответственности. Генерация обращения. Специалисты по рекламе предлагают различные теории создания эффективного обращения. Россер Ривз из Ted Bates Advertising Agency отдает предпочтение прямому увязыванию торговой марки с единой выгодой, как в рекламной кампании «Rolaids». Лео Бернет и его агентство предпочитают создавать персонаж, который выражает преимущества товара: Вид Зеленого Великана внушает мысль, что овощи этой торговой марки замораживаются свежими, упаковываются под вакуумом и консервируются в масляном соусе. Это агентство также является создателем человечка из теста Пиллсберри, ковбоя Мальборо и нескольких других мифических личностей. Агентство Doyle, Dane & Bernbach предпочитает разрабатывать повествование, связанное с решением проблем, в каждом эпизоде присутствует проблема и ее решение: рекламный ролик FedEx может изображать обеспокоенного своевременной доставкой посылки человека, обращающегося к системе слежения FedEx, чтобы убедиться, что посылка придет вовремя. Некоторые специалисты для наработки идей рекламных обращений применяют дедуктивную схему. Джон Мэлони предложил свою схему разработки рекламных обращений. В соответствии с ней потребители ожидают получить от товара одну из четырех выгод: рациональную, сенсорную, социальную или самоудовлетворение. Покупатели визуализируют эти выгоды в соответствии с процессом и результатами использования продукта, а также по его свойствам в процессе применения. Таким образом, четыре типа выгод, умноженных на три вида их визуализации, дают 12 видов рекламных обращений. Например, обращение «Сделает одежду чище» — обещание рациональной выгоды в результате использования изделия. Фраза «Подлинное удовольствие от великолепного легкого пива» является обещанием сенсорного вознаграждения в процессе потребления товара.
Оценка и выбор обращения. Хорошее рекламное обращение обычно строится на основе одного, главного, утверждения. Дик Тведт предложил оценивать обращения по принципам желательности, исключительности и правдоподобности. The March of Dimes. Организация The March of Dimes провела исследование обращений для рекламной кампании по привлечению средств на предупреждение врожденных дефектов у младенцев. В результате «мозгового штурма» было предложено несколько вариантов. Группу молодых родителей попросили оценить способность вызвать интерес, оригинальность и правдоподобность каждого объявления по 100-балльной шкале. Например, объявление «Каждый день рождается 700 младенцев с врожденными дефектами» было оценено в 70, 62 и 80 баллов соответственно, тогда как объявление «Ваш следующий ребенок может иметь врожденные дефекты» — 58, 51 и 70 баллов. Первый текст превзошел второй по всем показателям. Чтобы определить, какое обращение лучше всего воздействует на целевую аудиторию, рекламодателю следует провести маркетинговое исследование. После того как эффективное обращение найдено, принято готовить креативную сводку, обычно занимающую одну-две страницы. Такая сводка является уточнением обоснования позиционирования товара и включает: ключевое обращение; описание целевой аудитории; описание целей коммуникаций (сделать, узнать, поверить); описание обещаемых выгод; перечисление оснований для обещания выгод; указание предполагаемого средства распространения информации. Все члены группы, работающей над рекламной кампанией, должны достигнуть соглашения относительно креативной сводки, прежде чем приступить к использованию средств на создание дорогостоящего рекламного обращения. Создание рекламного обращения. Уровень воздействия рекламного обращения зависит не только от самого текста — зачастую то, как он преподнесен, имеет даже большее значение. Некоторые рекламные обращения направлены на рациональное, другие — на эмоциональное позиционирование. Американская реклама обычно подчеркивает очевидные особенности или выгоды товара и направлена на рациональное воздействие: «Сделает одежду чище», «Быстрее приносит облегчение». Японская реклама не так прямолинейна и направлена на эмоциональное восприятие: в рекламе модели «Nissan Infiniti» сам автомобиль вообще отсутствует, а изображение живой природы призвано вызвать у потребителей эмоциональные ассоциации и инициировать их отклик. Хорошая реклама может иметь решающее значение при продвижении однородных товаров, например, стиральных порошков, сигарет, кофе и водки, что подтверждает успех водки «Absolut». «Absolut». Водку обычно считают товаром широкого потребления, однако диапазон марочных предпочтений и уровней лояльности покупателей на этом рынке просто ошеломляет. В большинстве случаев лояльность и предпочтения определяются образом марки. Когда в 1979 г. шведская марка водки «Absolut» вышла на американский рынок, объем продаж составил всего 7 тыс. коробок, а уже в 1991 г. — 2 млн коробок. «Absolut» стала самой покупаемой водкой иностранного производства в США, которой принадлежит 65% рынка, в основном благодаря маркетинговой стратегии компании. На рынке США целевыми потребителями водки являются состоятельные люди с утонченным вкусом и высокой мобильностью. Водка продается в характерной прозрачной бутылке необычной формы, которая занимает центральное место в каждой рекламе. Известные художники — и среди них Уорхол, Харинг Шарф — создали сопровождаемые каламбурами рекламные обращения, в которых всегда остроумно обыгрывается образ бутылки. К 1999 г. продажи водки «Absolut» по всему миру составили более $1 млрд. При подготовке рекламной кампании обычно разрабатывается стратегия обращения, описывающая цель, содержание, аргументацию и тон рекламы. Ниже приведена стратегия обращения для бисквитов «1869 Brand Biscuits» компании Pillsbury. Pillsbury. Цель рекламного обращения — убедить покупателей бисквитов в том, что они получили возможность приобрести бисквиты длительного хранения «1869 Brand Biscuits» от Pillsbury, не менее вкусные, чем домашняя выпечка. Содержание заключается в выделении таких свойств продукта, как внешний вид, состав и вкус, соответствующие бисквитам домашней выпечки. Аргументация обещания «такой же, как домашний» должна быть двойной: 1) в приготовлении «1869 Brand Biscuits» используется тот же сорт муки, что и для домашних бисквитов, который никогда раньше не использовался в промышленном производстве бисквитов длительного хранения; 2) использована традиционная американская рецептура приготовления бисквитов. Топ рекламы должен напоминать манеру подачи новостей, но смягченную теплым и задумчивым настроением, происходящим из взгляда в прошлое традиций качества американской выпечки. Важное значение имеет правильный выбор интонации рекламного обращения. Реклама Procter & Gamble отличается неизменной восторженностью — в рекламе этой компании о продукте всегда говорится в превосходной степени, а вот юмор практически не используется, чтобы не отвлекать внимание потребителя от сути обращения. А в рекламе товаров для офиса фирмы Staples, напротив, делается акцент скорее на комичность ситуации, чем на сам предмет рекламы. Для рекламы важно найти привлекающие внимание и запоминающиеся слова. Ниже (в левом столбце) приведены несколько тем рекламных обращений, которые оказывали бы значительно меньшее воздействие, будь они выражены другими словами (приведены справа):
Оценка рекламы с точки зрения критериев социальной ответственности. Рекламодатели и работающие для них агентства должны быть уверены в том, что их «креативная» реклама не преступает социальных и юридических норм. Большинство компаний придерживается честного и открытого общения с потребителями. Однако злоупотребления все же встречаются, поэтому государством разработана совокупность законов и норм, регламентирующих рекламную деятельность. В соответствии с законами США компании должны избегать ложных или вводящих в заблуждение рекламных обращений. Рекламодатели должны избегать ложных и вводящих в заблуждение рекламных обращений, например утверждений о лечебных свойствах продукции, когда она ими не обладает. Также следует избегать подмены предметов при демонстрации рекламируемых изделий, например, использования покрытого песком оргстекла для иллюстрации заявления, что бритвенное лезвие сможет побрить и наждачную бумагу. В США к выходящей за рамки закона относится реклама, которая потенциально может ввести потребителей в заблуждение, даже если никто и не окажется обманут. Так, нельзя рекламировать шестимесячные защитные свойства воска для пола, если они не свойственны обычным условиям эксплуатации, или меньшую калорийность диетического хлеба, обеспеченную только тем, что он разрезан на более тонкие куски. Проблема состоит в определении различий между обманом и «дутой рекламой» — обычным преувеличением, которому заведомо никто не поверит. В США запрещается реклама типа «исчезающая приманка», которая завлекает покупателей ложными обещаниями. Допустим, продавец рекламирует швейные машинки по цене $149. Когда потребители пытаются купить рекламируемую машинку, продавец не отказывает в ее продаже, но делает все, чтобы переключить внимание покупателя на более дорогую модель: преуменьшает ее свойства, демонстрирует неисправный образец или назначает неприемлемые сроки доставки. Для соблюдения социальной ответственности рекламодатели должны принять меры для того, чтобы не оскорбить различные этнические группы, национальные меньшинства или группы по интересам. Рассмотрим следующие примеры. ♦ Рекламу средства для уничтожения насекомых «Black Flag» пришлось изменить, как группа ветеранов выразила протест против того, что над трупами жучков и тараканов играли победный марш. ♦ Реклама одежды от Calvin Klein с участием почти невесомой модели Кейт Мосс подверглась критике со стороны организации Boycott Anorexic Marketing, борющейся против пропаганды излишней худобы. Рекламные кампании отдельных фирм акцентируют внимание на выполнении своих социальных обязательств. Ethical Funds. Покупатели акций фонда Ethical Funds уверены, что его менеджеры никогда не вложат эти средства в предприятия, которые производят оружие, табачные изделия, атомную энергию, или в компании, имеющие проблемы в отношениях со служащими, загрязняющие окружающую среду или поддерживающие реакционные политические режимы. Рекламная кампания фонда построена на показе сцеп применения детского труда и умирания от рака вследствие курения. Затем задается вопрос: «Знаете ли вы, куда идут ваши деньги?» Президент Ванкуверского отделения фонда Ethical Funds Inc. Джон Линтвейт отмечает, что политика Ethical Funds базируется на тщательных исследованиях деятельности компаний. Эти исследования позволяют избежать инвестиций в компании, не соответствующих этическим стандартам, даже при условии выгодности таких инвестиций. В течение последних 10 лет активы фонда возросли с $200 тыс. до $2 млрд. Решения относительно медиа-средств и оценки эффективности рекламной кампании После выбора рекламного обращения рекламодатель должен выбрать средства его распространения. На этом этапе решаются вопросы желаемого охвата аудитории, периодичности и уровня воздействия рекламы; определяются базовые медиа-средства и выбираются конкретные носители рекламы, принимаются решения о времени и географии размещения рекламы. Впоследствии результаты принятых решений необходимо оценить. Решения о степени охвата аудитории, частоте повторения и уровне воздействия рекламы Выбор медиа-средств — это поиск наиболее экономически эффективных каналов распространения рекламы, способных обеспечить необходимое число контактов нужного типа с целевой аудиторией. Что подразумевается под необходимым числом контактов? Предполагается, что рекламодатель планирует добиться определенного отклика целевой аудитории, например некоего уровня пробных покупок. Последний будет зависеть в том числе и от уровня осведомленности аудитории о марке. Допустим, что показатель пробных покупок возрастает с уменьшающейся скоростью в зависимости от изменения уровня осведомленности аудитории (рисунок 9.1. (а)). Следовательно, если рекламодатель планирует получить показатель пробных покупок, соответствующий величине Т*, ему необходимо достичь уровня осведомленности о марке, соответствующего показателю А*. Далее необходимо определить, какое число контактов Е* обеспечит требуемый уровень осведомленности, равный А*. Эффективность воздействия контактов на осведомленность аудитории зависит от охвата аудитории, частоты контактов (показов обращений) и силы их воздействия, где: ♦ охват аудитории (R) показывает число человек или семей, как минимум один раз за определенный период времени контактирующих с конкретным носителем рекламы; ♦ частота контактов (F) характеризует, сколько раз за определенный период времени индивид или семья контактировали с данным обращением; ♦ сила воздействия (I) представляет собой качество контакта через данный носитель рекламы (реклама некоего продовольственного товара в журнале «Домашний очаг» («Good Housekeeping») оказывает более сильное влияние на целевую аудиторию, чем размещенная в газете «Police Gazette»). На рис. 9.1 (б) представлена взаимосвязь между показателями осведомленности аудитории и охватом, частотой контактов и силой воздействия. Чем выше будут охват аудитории, частота и сила воздействия контакта, тем выше будет уровень осведомленности о марке. Данные величины определенным образом связаны между собой. Допустим, общий рекламный бюджет составляет $1 млн., а средняя стоимость тысячи контактов среднего качества равна $5. Это означает, что рекламодатель может рассчитывать на 200 млн. контактов ($1000000: ($5 / 1000 чел.)). Если рекламодателю необходимо обеспечить среднюю частоту контактов, равную 10, в пределах данного бюджета он может охватить 20 млн. человек (200 млн. контактов: 10). Но если планируется использовать более качественные носители рекламы со стоимостью охвата тысячи человек, равной $10, охват составит только 10 млн. человек (при неизменной частоте контактов).
Рисунок 9.1. Взаимосвязи уровней пробной покупки, осведомленности и охвата аудитории
Взаимосвязь охвата аудитории, частоты контактов и силы воздействия зафиксированы в следующих концепциях: ♦ Общее число контактов (Е) равно охвату аудитории (R), умноженному на частоту контактов (F), т.е. E= R*F. Этот показатель характеризует оценку совокупных впечатлений, или совокупный рейтинг (GRP). Если конкретный носитель рекламы охватывает 80% семей и имеет среднюю частоту контакта, равную 3, можно сказать, что его GRP составляет 240 (80*3). Если GRP другого носителя рекламы составляет 300, говорят о том, что оно более весомо, но невозможно узнать, каков в данном случае охват аудитории или частота контактов. ♦ Средневзвешенное число контактов (WE) равно охвату аудитории (R), умноженному на среднюю частоту контактов (F) и умноженному на среднюю силу воздействия (I), т. е. WE = R*F*I. Выбор основных медиа-средств Специалист по медиа-планированию должен знать возможности по охвату, частоте и воздействию на потребителей основных типов медиа-средств рекламы. Основные типы средств распространения рекламной информации вместе с их стоимостью, преимуществами и ограничениями описаны в табл. 9.1. Выбор необходимых средств распространения информации проводится с учетом следующих переменных: ♦ Предпочтения целевой аудитории. Например, радио и телевидение являются наиболее эффективными медиа-средствами для охвата подростковой аудитории. ♦ Характеристики товара. Женские платья лучше представлять в полноцветных журналах, а фотоаппараты «Polaroid» — демонстрировать по телевидению. ♦ Параметры обращения. Необходимое на ответную реакцию время и содержание обращения влияют па выбор средства распространения информации. Обращение, в котором объявляется о предстоящей в ближайшие дни распродаже, следует передать по телевидению, по радио или разместить в газетах. Обращение, содержащее значительное количество технических данных, целесообразно разместить в специализированных журналах или в почтовой рассылке. ♦ Стоимость. Телевизионная реклама значительно дороже газетной. Обычно учитывается стоимость рекламного обращения на тысячу контактов. Новые медиа-средства. Представления о воздействии медиа-средств и сопряженных с их использованием затратах необходимо регулярно пересматривать. В течение длительного времени доминирующее положение в структуре медиа-средств занимало телевидение. Затем исследователи отметили уменьшение эффективности телевидения, обусловленное ростом его перегруженности рекламой (рекламодатели предлагали аудитории показ коротких рекламных роликов в большем количестве), переключению с канала на канал (тенденция усилилась благодаря появлению новых телевизионных систем, таких как TiVo и Replay TV) и уменьшением зрительской аудитории вследствие роста популярности видео и кабельного ТВ. Кроме того, цены на телевизионную рекламу растут значительно быстрее расценок на другие виды рекламы. Многие рекламодатели пришли к выводу, что использование только телевизионной рекламы менее эффективно, чем ее сочетание с печатными медиа-средствами. Таблица 9.1. Характеристики важнейших медиа-средств
Распределение бюджета. При таком изобилии медиа-возможностей прежде всего необходимо распределить рекламный бюджет между основными типами средств распространения рекламы. Например, при выпуске на рынок нового печенья компания Pillsbury распределяет затраты на рекламу следующим образом: $3 млн. — на дневную сетку телевещания, $2 млн. — на «женские» журналы, $ 1 млн. — на ежедневные газеты 20 крупных городов и $50 тыс. — на свою страницу в Интернете. Все эти планы должны составляться с учетом того, что свободного времени у людей все меньше. Ежедневно на них обрушивается реклама и информация, передаваемая традиционными СМИ, электронной и голосовой почтой, а также мгновенно передаваемые обращения (телефонные, факсимильные, посредством пейджера). Мало времени остается на обдумывание своих впечатлений и опыта, не говоря уже о хобби или других способах отвлечься. Внимание становится дефицитом, и рекламодателям понадобятся более сильнодействующие приемы, чтобы привлечь внимание людей. Примером того, насколько больше средств приходится расходовать на привлечение внимания по сравнению с затратами на производство товара, может служить фильм «Ведьма из Блэра» (The Blair Witch Project), который стоил в производстве всего $350 тыс., а на выход на рынок было затрачено $11 млн. Оценка эффективности рекламы Хорошее планирование и управление рекламной кампанией предполагают оценку эффективности. Однако фундаментальных исследований по оценке эффективности рекламы крайне мало. Согласно оценкам Дж. Форрестера «вероятно, что не более 0,2% общих затрат на рекламу используются для того чтобы понять, как должны быть израсходованы 99,8% рекламного бюджета». Большинство методов измерения эффективности рекламы применимо лишь к определенным ее видам. Рекламные агентства расходуют основную часть отпущенных средств на предварительную апробацию рекламных обращений и гораздо меньшую — на оценку их эффективности. До выхода на национальный рынок планируемая рекламная кампания должна пройти предварительное тестирование в одном или нескольких городах. Таким образом одна фирма протестировала свою рекламную кампанию, запустив ее только в городе Феникс. Кампания провалилась, и запланировавшая ее организация смогла сохранить все средства, которые были бы потеряны в случае запуска в общенациональном масштабе без предварительного тестирования. Многие рекламодатели предпринимают попытки оценить коммуникативный эффект рекламы, т. е. ее потенциальное влияние на уровень осведомленности о товаре, его знание или предпочтение. Рекламодатели хотели бы также знать характер влияния рекламы на уровень сбыта. Исследование коммуникативного эффекта. Исследование коммуникативного эффекта направлено на определение эффективности воздействия рекламы на потребителя. Такое исследование (его называют также «апробация содержания рекламы») проводится как до размещения рекламного объявления, так и после его публикации или трансляции. Существуют три основных метода предварительного исследования рекламы. Метод обратной связи с потребителем предполагает изучение реакции потребителей на предлагаемое рекламное обращение. Они отвечают на вопросы, подобные приведенным ниже: 1. Какова основная идея, которую вы вынесли после знакомства с рекламой? 2. Какого эффекта хотят, по вашему мнению, добиться создатели этой рекламы: что вы должны узнать, во что поверить, что сделать? 3. Какова вероятность того, что рекламное обращение повлияет на выполнение вами предполагаемого действия? 4. Что в рекламном обращении оказывает сильное воздействие и что работает плохо? 5. Какие чувства вызывает у вас это рекламное обращение? 6. Что является для вас наилучшим местом для контакта с этим обращением? Где вы с наибольшей вероятностью заметите его и обратите на него внимание? Где вы можете находиться во время принятия решения относительно выполнения подразумеваемого действия? При проведении так называемого портфолио-теста потребителям предлагают прочесть или просмотреть подборку рекламных обращений, не ограничивая их во времени. Затем респондентов просят вспомнить (с помощью или без помощи интервьюера) все услышанные или увиденные объявления и их содержание. Уровень запоминаемости обращений отражает их способность выделяться среди прочих и способствовать пониманию и запоминанию содержащегося в них обращения. Во время лабораторных тестов используется аппаратура для измерения физиологических реакций потребителя на рекламное обращение: частоты пульса, кровяного давления, степени расширения зрачков, кожно-гальванического рефлекса, выделения пота; потребителей могут также попросить поворачивать определенную ручку в те моменты, когда демонстрируемый материал нравится или интересен. Эти методы исследования позволяют измерить способность рекламы привлечь внимание, но не позволяют оценить ее влияние на убеждения, отношение потребителей к товару и их намерения. Рекламодатели заинтересованы также в анализе общего коммуникативного эффекта проведенной рекламной кампании. Если фирма надеялась увеличить уровень осведомленности о марке с 20 до 50%, а добилась лишь показателя 30%, это значит, что рекламный бюджет недостаточен, качество рекламных обращений низко, либо были проигнорированы другие важные факторы. Исследование коммерческого эффекта. Как изменится объем продаж, если реклама обеспечивает рост осведомленности потребителей о марке на 20% и предпочтения марки на 10%? Оценить коммерческий эффект рекламы в целом значительно труднее, чем ее коммуникативный эффект. На уровень сбыта влияют многие факторы: характеристики товара, его цена и доступность, действия конкурентов. Возможность оценки влияния рекламы на уровень продаж зависит от степени контроля компании—поставщика этих факторов. Проще всего оценить влияние рекламы на объем продаж при проведении прямого маркетинга, наиболее сложно — при использовании рекламы, направленной на формирование имиджа фирмы или торговой марки. Information Resources, Inc. Компания Information Resources предлагает услугу под названием Beha-viorScan, предоставляя фирмам США данные об эффективности рекламы, полученные путем отслеживания покупок, ставших следствием определенной рекламы. Потребители на контрольных рынках, являющиеся членами группы Shoppers Hotline (поддерживаемой компанией Information Resources), соглашаются на процедуру регистрации времени работы их домашнего телевизора и того, на какие каналы он настраивается, а также универсальных товарных кодов, которые считываются в супермаркетах при приобретении членами группы товаров для дома. Information Resources обладает техническими возможностями передавать разные рекламные ролики в разные дома. Компания также проводит тесты в магазинах большинства сетей супермаркетов и на большинстве рынков Соединенных Штатов с целью изучения влияния мероприятий по продвижению товаров, расположения товаров в торговых залах, купонов, характеристик магазинов и упаковки. Обзор, сделанный компанией Information Resources по результатам 389 исследований, показал, что хотя реклама может иметь долгосрочное влияние на объемы продаж, эффект от мероприятий по продвижению товаров практически всегда краткосрочный.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 14643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |