Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая экспертиза (ЭЭ)




 

В числе функций в сфере управления охраны ОС. Существует акая функция как проведение гос экологическая экспертиза (ЭЭ). Она появилась достаточно давно. С своём развитии ЭЭ претерпела множество изменений.

Институт ЭЭ является одним из эффективных инструментов охраны ОС. Её можно рассматривать как форму предупредительного контроля.

Этот институт настолько важный что регламентации деятельности в данной области посвящён ФЗ – ФЗ «об ЭЭ». Это закон 1995 года, который с тех пор неоднократно изменялся.

На сегодняшний из сферы деятельности этого института исключены ряд объектов.

Необходимо учитывать что при планировании хоз деятельности первоначально проводится оценка воздействия на ОС. Оценка воздействия (ОВОС) в соответствии с законом «Об охраны ОС» осуществляется в отношении планируемой хоз и иной деятельности которая может оказать прямое и ли косвенное воздействие на ОС, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз и иной деятельности. Порядок проведения и требования устанавливаются органами.

НА стадии принятия решения планирования той или иной деятельности необходимо провести оценку воздействия этой деятельности на ОС, необходимо просмотреть варианты осуществления этой деятельности, в том числе и вариант отказа от осуществления этой деятельности. И затем уже принять решения о планировании или отказа от планировании хоз деятельности.

Оценка воздействия намечаемой хоз деятельности на ОС, проводится в соответствии с положением утверждённым Гос Ком экологии в 2000г:

1. При применении оценки заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения.. расчётов, оценок в соответствии с законодательством РФ.

2. Уполномоченные гос органы предоставляют имеющуюся у них информацию о состоянии ОС на определённой территории и воздействию аналогичной деятельности на ОС для проведения оценки.

 

Результатами оценки воздействия являются:

1. Инф о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой хоз деятельности. Альтернативах её реализации.

2. Оценки экологических и связанных и ними социально-экономических последствий воздействия и их значимости возможности минимизации этих воздействий.

3. Выявление и учёт общественных предпочтениё при принятии заказчиком решения касающейся намечаемой деятельности.

4. Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности в том числе и о месте, технологии и других вариантах или отказа от неё по результатам оценки воздействия.

 

Что касается оценки воздействия на ОС. Она проводится в отношении всех объектов подверженных гос ЭЭ.

Необходимо иметь ввиду что осуществляется ЭЭ специальным субъектом на основе технического задания. Материалы по оценки воздействия на ОС утверждаются заказчиком, передаются для использования при подготовки документации и в её составе предоставляются на гос ЭЭ, а также на общественную ЭЭ, если она проводится.

Обязанностью заказчика является обеспечение доступа общественности к окончательному варианту материалов в течении всего срока с момента его утверждения до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

 

ФЗ «о ЭЭ» регулирует отношения в области ЭЭ. Направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную ОС по средствам предупреждения негативных воздействий хоз и иной деятельности на ОС.

В соответствии со ст. 1 ФЗ ЭЭ – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 

Необходимо отметить что экологические требования отличаются в зависимости от вида хоз деятельности. Каждый вид хоз деятельности должны осуществляться в соответствии с установленными для него требованиями. На стадии проектирования хоз деятельности должна осуществиться проверка: все ли требования учтены.

В рамках ЭЭ проверяется только документация о планируемой деятельности.

 

Функции ЭЭ:

1. Предупредительный контроль – если при планировании проектировании хоз деятельности не учтены требования экологического законодательства, то такой объект не строится

2. Инструмент обеспечения выполнения экологических требований

3. ЭЭ выступает средством учёт общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

 

ЭЭ основывается на принципах указанных в законе:

1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности –

2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы – отражает превентивный характер ЭЭ. Речь идёт о том что соответствие или несоответствие требованиям это тот параметр в соответствии с которым принимается решение. ЭЭ позволяет до момента реализации объекта убрать все противоречия и достигнуть соответствия экологическим требованиям

3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (воздействий) – этот принцип требует учёта всех типов негативных последствий реализации объекта в их взаимосвязи.

4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы – помимо учёта при проектировании всех требований, которые необходимы для нормального функционирования объекта. Мы должны учесть все факторы риска и возможные негативные последствия.

5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу – наличие такого принципа влечёт за собой включение в нормы ЭЭ положения которые обеспечивали бы соблюдения этого принципа. Каким образом обеспечить чтобы при ЭЭ использовалась достоверная инф? этого можно достичь при работе специалистов определённо направленности.

6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы – никто не вправе вмешиваться в работу эксперта и эксперт имеет права на своё мнение.

7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения –

9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

В РФ осуществляет 2 вида ЭЭ:

1. Государственная ЭЭ – проводится специально уполномоченным гос органом в области ЭЭ. Гос ЭЭ может проводится на 2 уровнях:

a. Федеральном

b. Региональном

Соответственно и уполномоченные органы определяют на этих 2 уровнях в зависимости от объектов ЭЭ.

Что касается проведения ЭЭ она проводится в отношении объектов относящихся законам к объектам гос ЭЭ. В законе они разделены на:

a. Объекты федерального уровня – ст. 11 ФЗ «О ЭЭ»:

· 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

· 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов – не на стадии строительства этих объектов, а на стадии планирования вообще размещения таких объектов.

· 3) проекты соглашений о разделе продукции;

· 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

· 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

· 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

· 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

· 7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

· (пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)

·

· Положение подпункта 7.2 статьи 11 не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ (часть 6 статьи 49 названного закона)

·

· 7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;

· (пп. 7.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

· 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

· доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

b. Объекты регионального уровня

· 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

· 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

· (пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

· 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

· 4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

· (пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)

· 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

· доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

2. Общественная ЭЭ -

Общественная ЭЭ может проводиться. Но это не непременное условие.

Зависит от: Изъявит ли какая-то общественная организация желание на проведение ЭЭ. Подаст заявление. И в последствии эта экспертиза будет проведена.

Общественная ЭЭ проводится:

a. или до государственной ЭЭ – заключения должно, быть до гос ЭЭ. Для того чтобы учти мнение общественности – чтобы донести до тех кто осуществляет гос ЭЭ. Поэтому проведение общественной ЭЭ после гос ЭЭ смысла не имеет.

b. или одновременно с гос ЭЭ

Общественная ЭЭ проводится и организуется граждан и общественных организаций, органами МСУ, общественным организациями зарегистрированными в установленном порядке, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана ОС в том числе организация и проведения общественной ЭЭ.
Общественная ЭЭ может проводиться в отношении объектов гос ЭЭ. За исключением тех. Сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

а. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

б. знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

в. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

 

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Если в течении 7 дней не последовало отказа, то оно считается принятым. Основания отказа установлены в законе:

a. общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

b. нарушен порядок проведения ЭЭ

c. заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

d. копия документа, подтверждающего государственную регистрацию общественной организации (объединения), не была представлена;

e. устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона «О ЭЭ»;

f. требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

Общественные организации проводящие общественную ЭЭ обязаны известить населения о начале и результатах ЭЭ. Заключение общественной ЭЭ приобретает юр силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области ЭЭ, или органом гос власти субъекта РФ.

Заключение направляет гос органу в сфере ЭЭ, заказчику документации, органам принимающим решение о реализации объекта и заинтересованным лицам.

Вопросы которые возникают:

a. Вопрос связанные с регистрацией заявления

b. Вопрос связанный с утверждением этого заключения гос органом в сфере ЭЭ (если оно отрицательное)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.