Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специализация и кооперирование производства




Диверсификация производства

Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, предприятия, фирмы.

Таким образом, диверсифицированное предприятие использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

Например, Лебединский ГОК на основе диверсификации производства стал кроме железорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях рынка актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

· большей выживаемости любого хозяйствующего субъекта в условиях рынка;

· более полному использованию ресурсов предприятия;

· наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами.

Специализация -процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

В промышленности различают следующие формы специализации:

1) предметная. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);

2) подетальная. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Пример - подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;

3) стадийная или технологическая. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

4) специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

1. коэффициент охвата производства. Характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;

2. коэффициент специализации. Характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

3. коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем объеме выпуска продукции отрасли, предприятия, цеха;

4. широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Специализация тесно связана с кооперированием производства.

Кооперирование - длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

Различают три формы кооперирования:

1) предметное или агрегатное. Заключается в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, редукторы и т.п.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

2) подетальное. Ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки и т.п.);

3) технологическое или стадийное. Выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи - ткацким фабрикам).

Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся предприятий различают следующие виды связей по кооперированию:

- внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

- межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических районах;

- внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли;

- межотраслевые, когда кооперируются предприятия разных отраслей.

С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.