Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы комплексной оценки

Комплексная оценка представляет собой характеристику хозяйственной деятельности, полученную в результате комплексного исследования, т.е. одновременного и согласованного изучения совместимости показателей, которые отражают все аспекты хозяйственной деятельности и содержат обобщающие выводы о результатах деятельности предприятия на основе выявления количественных и качественных отличий от базы сравнения.

При анализе используют следующие методы комплексной оценки:

1. Метод сумм.

2. Метод баллов.

3. Метод расстояний.

Если показатели однонаправлены, т.е., выполняется условие тезиса «чем больше, тем лучше» или «чем меньше, тем лучше», то используется метод сумм, при котором значения анализируемых показателей по каждому предприятию суммируются. Наилучшим будет то предприятие, у которого сумма значений будет наибольшей или наименьшей в зависимости от содержания показателей.

Таблица

Разработочная таблица для проведения комплексной оценки методом сумм

 

Показатели Предприятия
     
Выполнение плана по выпуску продукции 99,2 105,1 100,6
Выполнение плана по прибыли 99,8 85,6 97,3
Показатель комплексной оценки 199,0 190,7 197,9
Место в рейтинге      

Если не все показатели однонаправлены, то применяется метод баллов или метод расстояний. Метод баллов основан на суммировании не самих значений, а баллов, которые им присваиваются. Наибольший (наименьший) балл присваивается наилучшему значению показателя. Т.о. предприятие, у которого будет наибольшая (наименьшая) сумма баллов считается лучшим.

Таблица

Разработочная таблица для комплексной оценки методом баллов

Показатели Предприятия
     
Выполнение плана по выпуску продукции 99,2(3) 105,1(1) 100,6(2)
Выполнение плана по прибыли 99,8(1) 85,6(3) 97,3(2)
Темп роста себестоимости 87,3(1) 101,3(3) 90,3(2)
Показатель комплексной оценки      
Место в рейтинге      

 

Метод расстояний основан на том, что предприятию-эталону присваивается наилучшие значения показателей из имеющихся во всей совокупности. Каждое анализируемое предприятие рассматривается как точка в n-мерном эвклидовом пространстве, координаты которой соответствуют величине сравниваемых показателей. Тогда расстояние от точки любого из анализируемых предприятий до точки-эталона будет характеризовать место предприятия в данной совокупности и может приниматься за величину показателя комплексной оценки, которая рассчитывается по формуле:

Процесс расчета целесообразно проводить в следующей последовательности:

Шаг 1. Составляется ряд таблиц, содержащих факторы, характеризующие оцениваемые предприятия.

Таблица

Разработочная таблица для комплексной оценки методом расстояний

Показатели Предприятия
      эталон
Выполнение плана по выпуску продукции 99,2 105,1 100,6 105,1
Выполнение плана по прибыли 99,8 85,6 97,3 99,8
Темп роста себестоимости 87,3 101,3 90,3 87,3
Расстояние до эталона 0,003 0,046 0,004 -
Место в рейтинге        

 

Первое место будет присвоено предприятию, имеющему наименьшее расстояние до эталона.

 

Шаг 2. Расчет отношений фактических данных по каждому показателю каждого предприятия к соответствующему эталонному значению.

Таблица

Отношение фактических значений к эталонному ()

Показатели Предприятия
      эталон
Выполнение плана по выпуску продукции 99,2/105,1=0,944 105,1/105,1=1 100,6/105,1=0,957 105,1
Выполнение плана по прибыли 99,8/99,8=1 85,6/99,8=0,858 97,3/99,8=0,975 99,8
Темп роста себестоимости 87,3/87,3=1 101,3/87,3=1,160 90,3/87,3=1,034 87,3

 

Шаг 3. Расчет разницы

Таблица

Расчет разницы

Показатели Предприятия
      эталон
Выполнение плана по выпуску продукции (1-0,944)=0,003 (1-1)=0 (1-0,957)=0,002  
Выполнение плана по прибыли (1-1)=0 (1-0,858)=0,020 (1-0,975)=0,001  
Темп роста себестоимости (1-1)=0 (1-1,160)=0,026 (1-1,034)=0,001  
Расстояние до эталона 0,003 0,046 0,004 -

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Простейшие приемы экономико-математического анализа | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.