Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества и недостатки рынка. Государство в рыночной экономике




Фирмы (предприятия) - это производственные экономические единицы, функционирующие с целью максимизации прибыли. Фирмы производят и инвестируют.

Государство – это экономический агент, который стремится к удовлетворению наилучшим образом коллективных (общественных) потребностей.

 
 

Рыночная деятельность экономических агентов осуществляется на рынках разного рода. По субъектам обмена различают следующие основные виды рынков: рынок потребительских товаров, рынок ресурсов и денежный рынок. Именно через эти рынки происходит сложное, взаимное переплетение процессов принятия решений экономическими агентами. Взаимодействие субъектов в рыночной экономике схематично без учета роли государства, накопления благ, то есть без денежного рынка, и международных связей можно представить следующей моделью кругооборота благ и доходов (рис. 3.1.).

 

Рисунок 3.1. Кругооборот доходов: фирмы, домашние хозяйства и рынки

Эта модель показывает, что взаимодействие домашних хозяйств и фирм на рынке ресурсов определяет количество продаваемых ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательской способности) и их цену. При этом владельцы ресурсов получают денежные доходы (заработную плату, ренту, процент, прибыль), а фирмы несут расходы в виде издержек. Взаимодействие домашних хозяйств и фирм на продуктовом рынке определяет цену и количество продаваемых товаров. Потребительские расходы на стороне фирм превращаются в выручку от продаж.

Рынки могут быть классифицированы и по другим признакам. По характеру продаж различают оптовый и розничный рынки; по типу конкуренции – рынок совершенной (свободной) конкуренции и рынок несовершенной конкуренции; в пространственном разрезе различают местные, национальные и мировой рынки; по соблюдению законности – легальный и теневой рынки.

Рынки могут существовать только для тех благ, на которые легко установить, реализовать и передать право собственности. Если имеются трудности определения прав собственности, то становится и невозможным установление цен. Упрощенное представление экономики основывается на предположении, что передача прав собственности на покупаемые товары сопровождается издержками только в виде цены. Однако в реальной жизни при рыночных операциях имеют место и другие издержки – трансакционные.

Трансакционные,или иначе, операционные издержки – это издержки, связанные с обменом и защитой прав собственности. Понятие трансакционных издержек ввел американский экономист Коуз, а их основные типы выдели Норт. На практике именно величина этих издержек играет определяющую роль при установлении границ действия рыночных отношений. Трансакционные издержки включают издержки поиска информации (нахождения торговых партнеров), издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки измерения свойств товаров, издержки защиты прав собственности, издержки, связанные с нечестным (оппортунистическим) поведением кого-либо из партнеров по сделке.

 

 

Рыночной экономике в целом присуща наиболее быстрая реакция в ответ на изменения условий экономической деятельности, которая осуществляется через минимум информации в виде цен и издержек производства. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; он обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей. При этом действия отдельных субъектов, направленные на оптимизацию лишь своего положения, одновременно служат и достижению общего блага.

В то же время с помощью рынка нельзя решить проблемы денежного обращения в стране, обеспечить охрану окружающей среды. Рынку присуще нестабильное (циклическое) развитие, он не застрахован от инфляция и монополистических тенденций. Рынок не обеспечивает самостоятельно производство товаров общественного пользования, воспроизводит существенное неравенство и др.

Ограниченность рыночного механизма, недоступность решения для него или недостаточная эффективность решения с его помощью многих социально-экономических проблем, делает необходимым вмешательство государства в экономическую жизнь. Такое вмешательство осуществляется через выполнение правительством ряда экономических функций. В современных смешанных экономиках основными экономическими функциями правительства являются следующие.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы. Выполняя эту функцию, правительство выступает, с одной стороны, силой, которая определяет правила рыночной игры, а с другой стороны, силой, которая обеспечивает их выполнение. В эту функцию входит защита прав собственности; регулирование предпринимательской деятельности; законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями и производителями, между работодателями и наемными работниками; поддержание общественного порядка; организация денежного обращения и др.

2. Защита конкуренции. Защищая и усиливая конкуренцию как эффективный регулятор поведения бизнеса, правительство создает условия для нормальной работы рыночного механизма. Эта функция реализуется через проведение антимонопольной политики, контроль за уровнем безработицы и инфляции, внесение корректировок в колебания экономического цикла.

3. Перераспределение дохода. С точки зрения рынка справедливым является любой доход, полученный в результате участия в конкуренции - и очень высокий, и низкий, обрекающий на нищету. Существование значительного неравенства в доходах является острой социальной и политической проблемой, решение которой берет на себя правительство путем перераспределения доходов. Перераспределение доходов осуществляется через прогрессивную систему налогообложения, законодательное установление минимальных ставок оплаты труда, государственное регулирование некоторых рыночных цен, трансфертные платежи. Трансфертные платежи - это выплаты, которые не предполагают оказания какой-либо экономической услуги со стороны их получателей (например, пенсии, стипендии, пособия по безработице и т.п.).

4. Перераспределение ресурсов посредством регулирования внешних эффектов и принятия решений об объеме производства общественных товаров. Выполнение этой функции, как и предыдущей, обусловлено существованием в экономике проблем, недоступных для рынка вообще.

Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности внешние (побочные) эффекты, которые представляют изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке. Внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительные внешние эффекты приводят к выгодам третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Отрицательные внешние эффекты приводят к издержкам третьих лиц.

Внешние эффекты сопровождаются переливом ресурсов, что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек или выгод производства определенных благ. При издержках перелива ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве и равновесный объем производства выше оптимального. При выгодах перелива ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства ниже оптимального. Правительство берет на себя решение проблемы непропорционального распределения ресурсов при внешних эффектах. Оно поощряет производителей выгод перелива, например, предоставляя субсидии производителям или потребителям, и наказывает производителей издержек перелива, используя меры налоговой политики и законодательных ограничений.

Рынок хорошо удовлетворяет такие потребности, на которые можно установить цену, то есть потребности в чистых частных благах. Чистое частное благо – это такое, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В то же время рынок не в состоянии удовлетворить потребности, на которые цены не выставляются, но удовлетворение которых влияет на благосостояние всего общества. Блага, от потребления которых выигрывают все, несмотря на то, кто сколько за них платит, называются общественными благами (общественными товарами). Чистые общественные блага - это блага, неконкурентные в потреблении и неисключаемые из потребления (например, национальная оборона, обеспечение общественного порядка). Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Существуют также квазиобщественные блага (квази – почти) – это те, обеспечением которых занимается правительство при условии, что они приносят существенные выгоды обществу (например, здравоохранение, образование). Производством квазиобщественных благ или иначе исключаемых общественных благ могут заниматься и частные производители, но удовлетворить полную потребность в этих благах частный сектор не в состоянии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.