Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право

Раздел XII Основы местного самоуправления

Суды.

5.1. Основы правового регулирования статуса судов Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.2009 г. № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации судами субъектов Федерации являются конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Последние входят в систему судов общей юрисдикции. Федеральный законодатель не определяет все компоненты статуса конституционных (уставных) судов. В ст. 27 № 1-ФКЗ закрепляются полномочия конституционных (уставных) судов - буквально дается исчерпывающий их перечень. В правоприменительной практике данное полномочие закона было истолковано широко. Конституционные (уставные) суды в соответствии с конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации принимают к своему производству дела, решение которых прямо не предусмотрено ст. 27 № 1-ФКЗ. В их числе - споры о компетенции между органами государственной власти; между органами государственной власти и органами местного самоуправления и др. Конституционный суд РФ согласился с подобным подходом, изложив свою позицию в определении от 06.03.2003 г.В законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» содержатся нормы, закрепляющие общие элементы, присущие статусу федеральных судей и статусу судей конституционных (уставных) судов: низший возрастной предел, гражданство, образование и др. В законодательстве субъектов Федерации конституционные (уставные) суды рассматриваются как органы государственной власти субъектов Федерации, которые самостоятельно и независимо осуществляют от имени субъекта Федерации судебную власть на соответствующей территории в форме конституционного судопроизводства. Конституционные (уставные) суды создаются на основе законов о конституционных (уставных) судах согласно конституциям (уставам) субъектов Федерации. В состав конституционных (уставных) судов входят, как правило, председатель, заместитель, секретарь и судьи. Общий количественный состав колеблется от трех до 7 судей.

В большинстве субъектов Федерации судьи назначаются на должность законодательным органом. Предложения по кандидатам могут вносить глава республики, группа депутатов или органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ряде субъектов Федерации существует иной порядок. Так, в Республике Адыгея судьи назначаются парламентом от всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной (в лице органа судейского сообщества). Согласно закону РФ № 3132-1 судьей может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста. Этот возрастной предел не может быть снижен, но может быть увеличен.В законодательстве субъектов Федерации определяется срок полномочий судей конституционных (уставных) судов, на которые они назначаются. Он составляет от 3 до 15 лет.

Конституционное судопроизводство в субъектах Федерации делится на ряд последовательно совершаемых в установленном порядке действий: 1) внесение обращения в конституционный (уставный) суд; 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном (уставном) суде; 3) принятие обращения в конституционный (уставный) суд к рассмотрению или его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство; 6) совещание по итогам судебного разбирательства, голосование, принятие и провозглашение итогового решения; 7) опубликование и вступление в силу решения конституционного (уставного) суда; 8) исполнение решения конституционного (уставного) суда. Решения конституционного (уставного) суда являются юридически обязательными и не могут быть пересмотрены иным судом.

 

5.2. Мировые судьи

В соответствии с ФЗ от 21.07.2009 г. № 1-ФКЗ и ст. 1 ФЗ от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Федерации из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации (ст. 6 № 188-ФЗ). Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на пять лет (п. 1 ст. 7 № 188-ФЗ). По истечении первоначального срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции в соответствии со ст. 3 № 188-ФЗ. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 

1.Понятие местного управления и самоуправления.

Основы местного самоуправ­ления закрепляются в конституции и рассматриваются в науке консти­туционного права. Наряду с этим существует особая отрасль и наука

муниципального права, конкретизирующие и развивающие осново­полагающие конституционные нормы.

В теории под управлением понимается упорядочение того или иного рода деятельности, обеспечение функционирования системы и ее структур в соответствии с объективными законами развития общества. Политическое управление в широком смысле осуществляется в процес­се как нормотворческой, так и исполнительно-распорядительной деятельности органов власти в различных сферах общественной жизни.

В целом система публичного управления определяется организационно-территориальной структурой власти. В зависимости от этого выделяются государственное управление и местное самоуправление. Государственное управление осуществляется государственными органами и должностными лицами. Оно является общенациональным (центральным); региональным и местным.

Центральное государствен­ное управление осуществляется на территории всей страны общенацио­нальными государственными органами (главой государства, парламен­том, правительством, министерствами и ведомствами).

Региональное государствен­ное управление осуществляется в субъектах Федерации. Региональными субъектами государствен­ного управления являются государственные органы соответствующих субъектов Федерации, а также - региональные формирования общенациональных (центральных) государственных органов или назначаемые ими должностные лица.

Местное государственное управление обычно связано с территорией административно-территориальных единиц верхнего (районов, городов) и нижнего (волости, округа) звеньев. Его субъектами являются назначаемые государственными органами должностные лица.

Местное самоуправление — это управление, которое осуществляется населением самостоятельно на территории муници­пальных образований. Субъектами местного самоуправления является народ непосредственно и образуемые им органы. Основными инсти­тутами непосредственного народного самоуправления выступают референдум и собрания (сходы) граждан, иногда к ним относятся выборы в местные органы власти и др.

2. Органы местного самоуправления

Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядителный орган), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 34).

Учебное издание

Опорный конспект лекций

 

Составители:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высший исполнительный орган власти | Стивен Хокинг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.