Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Производство продукта и его издержки. Эффективность производства




Вопросы к лекции 2.

Рис. 2.1. Рыночная система хозяйствования

Табл. 2.1. Основные виды социально-экономических систем и их признаки

Лекция 2. Экономические институты и системы

Вопросы к лекции 1.

Рис. 1.3. Стадии экономического цикла

Рис. 1.2. Виды экономических ресурсов и доходов от них

Рис. 1.1. Соотношение потребностей человека и экономических ресурсов

В своей совокупности потребности практически неутолимы. Это означает, что полностью удовлетворить материальные потребности в товарах и услугах невозможно. Можно лишь удовлетворить потребности в конкретном товаре на протяжении короткого времени (получить желаемое количество колбасы, воды или хлеба), но все товары и услуги всем людям вообще получить невозможно в желаемом количестве.

 
 

Для производства экономических благ нужны экономические ресурсы или «факторы производства» – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Все ресурсы редки и они могут быть как возобновляемыми (пшеница, скот), так и не возобновляемыми (нефть, уголь). Ресурсы редки не столько потому, что их мало вообще, а потому, что их недостаточно по сравнению с потребностями. Можно условно подразделить экономические ресурсы на три большие категории – материальные, людские и информационные (Рис. 1.2).

1. Материальные ресурсы.

а) Земля – это все естественные ресурсы – иначе сырьевые ресурсы, в т.ч. лекарственные травы, лечебная грязь, минеральная вода и пр.

б) Капитал – это все средства производства, созданные людьми, используемые в производстве товаров и оказании услуг. Его можно подразделить на две категории: основной и оборотный. Основной капитал служит в течение многих производственных циклов, и используются для производства множества единиц продукции (здание больницы, операционный стол, машина «скорой помощи» и пр.). Оборотный капитал – это однократно используемые ресурсы, полностью расходуемые в течение одного производственного цикла (шовный материал, медикаменты, шприцы, электроэнергия и пр.). Несмотря на то, что капитал существует в натурально-вещественной форме, он часто выражается в стоимостной (денежной) форме т.к. имеет свою стоимость. В этом случае мы имеем дело с финансовыми ресурсами.

2. Людские ресурсы.

а) Труд – обозначение всех умственных и физических способностей людей, которые заняты в производстве товаров и услуг. Работу врача, экономиста, водителя, профессора объединяет общее понятие – труд.

б) Предпринимательская способность – особый вид труда. Предприниматель является движущей силой производства. Он сводит в единый процесс производства все имеющиеся ресурсы; принимает решения в процессе ведения бизнеса и стремится ввести в него новые продукты, производственные технологии и формы организации труда; рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами (как своими, так и привлеченными).

3. Информационные ресурсы – все сведения об окружающей среде, находящиеся в сознании, а также зафиксированные на определенных носителях (документы, ЭВМ и пр.) и необходимые для решения ряда задач, играющие большую роль в современной экономике.

Совокупность всех потребностей людей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов (земли, машин, рабочей силы и управленческих способностей). Нельзя одеть всех людей на Земле в норковые шубы и увешать всех людей бриллиантами в тысячу каратов. Абсолютное материальное изобилие невозможно.

Все экономические ресурсы кому-либо принадлежат (обществу или отдельным его членам), а их владельцы могут представлять экономические ресурсы другим членам общества в обмен на денежный доход – плату за ресурсы (Рис. 1.2).

Доход, получаемый от предоставления материальных ресурсов (земли и капитала) во временное пользование называется рентным доходом. Рента – это доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Доход человека, предоставляющего свою рабочую силу для производства товаров и услуг, именуется заработной платой.

Доход предпринимателя – прибыль, определяемая как разница между общей выручкой и совокупными издержками. Прибыль – это плата за новаторство и талант в управлении, за риск и неопределенность результатов предпринимательской деятельности.

Доход, получаемый от предоставления информационных ресурсов сложно отнести в какую-либо категорию из вышеперечисленных видов. Но владение информацией может, как принести прибыль, так и увеличить доходы, получаемые от других видов ресурсов.

Экономику можно охарактеризовать, как исследование поведения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.


Экономический продукт (Рис. 1.3) движется по стадиям общественного производства (цикла), проходя ступени производства, распределения, обмена и потребления.

 

Производство – процесс создания благ, необходимых для удовлетворения потребностей. Здесь происходит соединение экономических ресурсов и их переработка в готовый продукт.

На стадии распределения определяется доля каждого участника в произведенном процессе и встает вопрос не что делить, а как делить. Делить можно по-разному: поровну, по потребностям, по вложенному в производство капиталу, по вложенному труду, по результатам труда и т.п. Возникает вопрос: «На что нужно ориентироваться при распределении»?

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен, обеспечивающий непрерывную связь производства и потребления. Для возможности обмена необходима сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Каждое общество решает множество проблем, обусловленных его экономическим и политическим развитием, и главным здесь является рациональное использование ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества и его членов. Поэтому в экономике любой страны существуют экономические цели, подлежащие достижению. Все их можно свести к трем основным: что производить? для кого производить? как производить? (Рис. 1.4).

Что производить? В XVIII в. доктор Р. Лаэннек изобрел стетоскоп – приспособление для аускультации, революционное для медицины того времени. В связи с этим возникает вопрос, нужно ли сегодня производить стетоскоп для всех врачей, в первоначальном виде, им предложенным, или лучше выпускать стетофонендоскоп, как более удобный?

 
 

Рис. 1.4. Основные вопросы экономики

Для кого производить? Стетоскоп Р. Лаэннека в настоящее время применяется, в основном, в акушерской практике. Поэтому, скорее всего этот прибор будут приобретать акушеры-гинекологи, и его не будут выпускать в большом количестве для всех врачей.

Как производить? Иными словами, какую технику и технологию нужно использовать? Вытачивать ли стетоскоп из дерева? Из цельного куска дерева или склеивая подготовленные части? Отливать ли его из пластмассы или металла? Из какой пластмассы или металла?

В дополнение к основным целям выделяют и ряд частных экономических целей.

1. Экономический рост – производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, т.е. повышение уровня жизни.

2. Полная занятость – желающие работать, должны иметь возможность трудиться.

3. Экономическая эффективность – получение максимальной отдачи от имеющихся ограниченных ресурсов при минимальных издержках.

4. Стабильный уровень цен – избегать как значительного повышения уровня цен (инфляция), так и их значительного понижения (дефляция).

5. Улучшение окружающей среды.

6. Экономическая свобода – свобода в выборе у производителей и потребителей.

7. Справедливое распределение доходов и пр.

Одни из этих целей взаимодополняемы, так, полная занятость (2-я цель), означает ликвидацию безработицы, как одной из основных причин низких доходов (7-я цель). Другие цели могут входить в противоречие друг с другом. Так, экономическая свобода (6-я цель) может вступить в конфликт со справедливым распределением доходов (7-я цель) и улучшением окружающей среды (5-я цель). При появлении конфликта целей, обществу нужно разработать систему приоритетов и средств в осуществлении задач, которые оно ставит перед собой.

 

При изучении экономики формулируются принципы, законы или модели реального поведения индивидов и институтов, о которых свидетельствуют наблюдаемые факты. Экономисты исследуют процессы, происходящие в обществе «при прочих равных условиях». Экономические принципы – это обобщения (среднемесячный доход гражданина РФ составляет 4 т.р., но не все люди имеют его), использующиеся в качестве прогнозных инструментов, и служащие основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы. Одни экономические принципы традиционно относятся к макроэкономике (экономике в целом или крупным ее агрегатам), другие к микроэкономике (особым экономическим единицам).

Макроэкономика исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики, определяет инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, безработица, инфляция, экономический рост, общий уровень занятости, общий уровень цен и т.д.

Микроэкономика исследует обособленные экономические единицы (отдельную отрасль, фирму, государственное учреждение, домохозяйство, а также их доходы и расходы; отдельные рынки; конкретные цены и пр.). Микроэкономика формирует принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.

Переходя от уровня фактов и принципов к уровню обоснования экономической политики, мы переходим от позитивной экономики к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с фактами и свободна от субъективных оценочных суждений. Она формулирует научные представления об экономическом поведении, т.е. изучает, то, что есть. Нормативная экономика олицетворяет оценочные суждения людей, относительно того, какой должна быть экономика, или какую политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или экономическом отношении, и она выражает субъективные представления о том, что, должно быть.

В экономических исследованиях имеется особый взгляд на предмет исследования. Люди в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Они хотят рационально потратить свой доход, чтобы получить наибольшее удовлетворение от продукта, купленного за свои деньги. Это и называется экономическим восприятием человека или восприятием с позиции принципа «издержки-выгоды». При изменении размеров последних, люди изменяют свое поведение.

В экономическом восприятии преобладает маржинализм – сопоставление предельных (дополнительных) выгод и издержек от производства дополнительных единиц продукции. Часто приходится решать вопросы: больше или меньше производить товаров, увеличивать или уменьшать количество сотрудников и т.п. Делая такой выбор рационально, нужно сравнивать предельные выгоды и издержки. Например, государство, увеличивая расходы на оборону, вынуждено сокращать другие расходы (на здравоохранение, образование и т.п.), вследствие ограниченности государственного бюджета. Если предельные издержки здравоохранения превышают его предельные выгоды, то приносятся в жертву альтернативные продукты (образование, оборона и др.), которые в пределе могут обладать большей ценностью, чем охрана здоровья.

Нужно сказать, что хотя здоровье обладает высокой ценностью для человека и общества, но оно не имеет рыночной цены, не продается и не покупается на рынке. При этом большое количество редких экономических ресурсов затрачивается на поддержание здоровья. Значит можно считать, что оно обладает стоимостью и опосредовано может относиться в экономическую категорию.

Развитие НТП привело к тому, что появились новые технологии диагностики и лечения, а продолжительность жизни людей стала больше. Значительно вырос спрос на медицинские услуги. Это привлекло к притоку в здравоохранение большого количества производственных ресурсов, эффективное использование которых обусловило появление науки экономики здравоохранения.

В XX в. изменились роль и место здравоохранения в системе общественного производства: система здравоохранения стала рассматриваться на уровне воспроизводства, а труд врача был признан производительным трудом. Хотя еще Н.Г. Чернышевский в XIX в. говорил: «Труд доктора действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот».

Нужно также отметить, что при оказании медицинских услуг создается новая стоимость (прибавочный продукт). Врач (медицинская организация) преобразуя экономические ресурсы в медицинскую услугу, как бы «наценяет» их, тем самым, создавая новую стоимость, что дает еще одно основание говорить о производительном труде в здравоохранении.

Здравоохранение в XX в. стало рассматриваться как экономически выгодная отрасль приложения инвестиций, а вложение денежных средств в программы, связанные со здоровьем людей, экономически выгодны и приносят доход, как обществу в целом, так и медицинским организациям, непосредственно оказывающим медицинские услуги.

Все вышеизложенное и предуготовило создание новой науки – «экономики здравоохранения» и вызвало необходимость ее изучения и преподавания. Экономика здравоохранения, исследует экономические процессы, протекающие в здравоохранении. Она базируется на следующих науках: экономической теории, (как фундаментальной науке), прикладных экономических науках (бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг и пр.) и специальных экономических науках, развивающихся на стыке экономики и других наук (экономическая география, экономическая статистика, хозяйственное право и пр.).

Главной целью экономики здравоохранения можно считать решение проблемы удовлетворения потребностей людей в сохранении и поддержании здоровья.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исследований экономики здравоохранения являются экономические отношения в сфере здравоохранения. Предмет исследования экономики здравоохранения – экономические законы и закономерности, а также вытекающие из них принципы, которые находят отражение в действиях хозяйственного механизма.

При этом можно выделить ряд основных задач экономики здравоохранения:

· изучение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

· определение объемов ресурсного обеспечения здравоохранения, поиск путей их наиболее рационального использования и оценка эффективности использования;

· целенаправленный поиск потребителей медицинских услуг и их привлечение с помощью методов маркетингового управления;

· изучение и оценка экономической эффективности медицинской помощи, медицинских учреждений и проводимых ими мероприятий;

· создание баланса между размерами финансирования и объемами оказываемой помощи;

· использование современных информационных технологий;

· внедрение в здравоохранение современных методов менеджмента;

· поиск, подготовка и управление кадрами здравоохранения;

· изучение межотраслевых связей здравоохранения и пр.

Можно дать следующую дефиницию экономики здравоохранения, базирующуюся на определении современной экономической теории: «Экономика здравоохранения - это наука, исследующая поведение хозяйствующих субъектов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, направленных на сохранение и поддержание здоровья, в условиях ограниченных ресурсов».

С помощью экономики здравоохранения должна решаться задача получения максимальной выгоды (как в плане улучшения здоровья, так и получения максимально возможной прибыли) при имеющихся ограниченных ресурсах.

Наука и исследования в любой области имеют две главные цели: объяснение и предсказание. Для этого экономика здравоохранения использует следующие основные методы:

1. Научный метод, состоящий из трех этапов:

· наблюдение (наблюдение, сбор информации по проблеме и ее анализ). Наблюдение широко применяется в здравоохранении вообще, так врач оценивает данные анамнеза, физикальные данные и результаты лабораторных исследований. А с помощью анализа (в экономической теории он носит название индуктивного метода) происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и изучение конкретных фактов (сбор, систематизация, и обобщение), в т.ч. экономический анализ, финансовый анализ и т.п.

· формулирование гипотезы, на котором устанавливается взаимосвязь между компонентами проблемы, выявляются имеющиеся альтернативы – варианты действий и их возможные последствия. Врач, выдвигая гипотезу об имеющемся у пациента заболевании, сравнивает его с данными исследований и проводит дифференциальную диагностику. Здесь широко применяется синтез – выдвижение гипотез, сопоставляемых впоследствии с фактами (в экономической теории это носит название дедуктивного метода), с целью выявления наиболее существенных закономерностей.

· верификации или подтверждения достоверности. Например, установив диагноз, врач проводит лечение. При исчезновении симптомов заболевания и нормализации анализов достоверность диагноза подтверждается. Также, если произвести какую-то экономическую акцию и результат совпадет с ожидаемым, то гипотезу следует признать правильной.

2. Моделирование – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Например, моделью больницы является ее организационная схема. В качестве модели течения заболевания можно использовать температурный лист.

3. Экспериментальный метод осуществляет поиск тех или иных методов повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи, организации труда медицинских работников и системы здравоохранения в целом (например, исследование воздействия маркетинговых коммуникаций на потребителя медицинских услуг).

4. Системной ориентации – представление объекта исследования как целостного образования, которое состоит из взаимодействующих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Поэтому здравоохранение является целостной системой, состоящей из подсистем, влияющих не нее и одной из подсистем государства.

5. Экономико-математический метод, в т.ч. статистический, помогающий вскрыть количественную взаимосвязь между явлениями.

6. Прогнозирования – научное предвидение наиболее вероятных изменений: состояния отрасли здравоохранения, потребностей в медицинских услугах и т.д.

При изучении экономики может встретиться ряд ловушек, с которыми сталкивается начинающий экономист или человек, пытающийся толковать экономические проблемы с позиций обыденного сознания. К наиболее значительным препятствиям на пути экономического познания и формирования рационального экономического мышления относятся:

· ошибочные и предвзятые представления, или заблуждения. Например, некоторые люди отрицательно относятся к прибылям бизнеса, хотя никто из них не захочет вести свой бизнес без возможности получения прибыли. Теории, которые не согласуются с фактами – плохие теории;

· нечеткая терминология и определения. Термины не должны носить чрезмерно эмоциональный характер и тем самым затуманивать проблему. Например, термин «инвестиции» для рядового гражданина может означать покупку облигаций или акций на рынке ценных бумаг. Однако, для экономиста «инвестирование» – это приобретение реальных активов (машин, зданий, оборудования), а не чисто финансовая операцию по обмену денег на красочно оформленный листок бумаги.

· логически ошибочное построение. Правильность конкретного обобщения для человека, необязательно означает его верность для целого. Увеличение заработной платы желательно для него, т.к. это повышает его покупательную способность и уровень жизни. Но если заработная плата увеличится для всех, то цены на товары поднимутся, т.е. возникнет инфляция и уровень жизни может остаться прежним или даже снизиться, т.к. повышение цен погашает эффект увеличения заработной платы.

· трудность выявления четких причинно-следственных связей «post hoc, ergo propter hoc» (после этого, следовательно, по причине этого). Некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, предшествующее другому, рассматривается как его причина. Классический пример: петух кричит перед рассветом, но это не значит, что петух вызвал восход солнца. В экономике причинно-следственные связи не всегда очевидны.

· корреляция и каузальность (взаимосвязь и причинность). Их нельзя путать. Корреляция указывает на то, что соотношение двух групп данные носит систематический и взаимозависимый характер. Например, при возрастании величины X, возрастает и величина Y. Однако это не обязательно означает, что X, служит причиной Y. Связь между ними может быть случайной, или порождаться каким либо фактором Z, не включенным в анализ. Так, в медицине, существует понятие «эффект плацебо», что означает «пустышка», когда больному в качестве лечебного средства дают таблетки, содержащие совершенно нейтральное вещество (тальк или крахмал). После этого состояние больного может улучшиться, однако это не значит, что существует причинная зависимость между приемом данного препарата и выздоровлением.

Все сегодняшние проблемы – безработицы, инфляции, бюджетные дефициты, бедность и др. – уходят своими корнями в проблему эффективного использования редких ресурсов. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «создать себе материальное благополучие» – может являться предметом изучения науки экономики.


1. Чем, по большому счету определяется необходимость производства и продажи товара?

2. В чем состоит различие экономических и неэкономических благ?

3. Чем отличаются товары индивидуального потребления от общественных товаров?

4. Приведите примеры, когда наблюдаются внешние эффекты при получении благ.

5. Что такое потребность?

6. Какую взаимосвязь подмечает экономика между потребностями общества в экономических благах и экономическими ресурсами?

7. Дайте характеристику экономическим ресурсам.

8. Перечислите виды доходов, получаемых от предоставления экономических ресурсов.

9. Дайте определение экономики.

10. Охарактеризуйте стадии общественного производства (цикла).

11. Перечислите основные экономические цели, подлежащие достижению?

12. Что такое экономические принципы? Для чего они служат?

13. Дайте понятие микро- и макроэкономике.

14. Чем определяется экономическое восприятие человека?

15. Какие основные причины обусловили появление науки экономики здравоохранения?

16. Какова основная цель экономики здравоохранения?

17. Что такое маржинализм?

18. Что можно считать главной целью экономики здравоохранения?

19. Назовите основные задачи экономики здравоохранения.

20. Перечислите основные методы используемые в экономике здравоохранения.

21. Перечислите наиболее значительные «ловушки обыденного сознания», встречающиеся при изучении экономики.


 

Жизнедеятельность людей регулируется определенными нормами, устанавливающими правила жизни общества. Поведение человека во многом определяется т.н. «социальными институтами», под которыми понимаются организации, общественная деятельность и социальные отношения. Функцией социальных институтов является регулирование тех или иных сфер социальных отношений. Одним из видов социальных институтов являются экономические институты, в которых можно выделить следующие основные категории:

· носители хозяйственных интересов – группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по профессиям и прочим интересам (наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры, домохозяйки, акционеры, государственные служащие и т.д.). У каждой группы есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности;

· выразители хозяйственных интересов – союзы, политические партии и пр;

· исполнители хозяйственных интересов – субъекты государственного регулирования экономики – исполнительные органы; комитеты, центральный национальный банк и пр.

Все экономические институты функционируют в определенных экономических системах.

Человек в отдельности способен сам производить очень немногое, поэтому получить многообразие продуктов, возможно лишь путем специализации труда и последующего обмена товарами. Если бы не было возможности обмена, то человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения лишь самых насущных и минимальных потребностей. Но, чем сильнее разделение труда, тем больше зависимость между производителями. Поэтому возникает необходимость согласования их деятельности. Такое согласование осуществляет социально - экономическая система – определенный способ организации экономической жизни. Социально-экономические системы можно условно разделить на следующие основные виды: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика (Табл. 2.1) и их сочетание.

Формация Свойства Традиционная экономика Командная экономика Рыночная экономика
Собственность на ресурсы и средства производства На основе обычаев Государственная Частная и государственная
Экономическая самостоятельность субъекта На основе обычаев НЕТ Большая
Стремление к максимизации доходов На основе обычаев НЕТ Да
Планирование экономики На основе обычаев ДА Относительное
Влияние правительства На основе обычаев Максимальное Существенное
Защита частной собственности На основе обычаев НЕТ Большая

 

Различие происходит, в основном, по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

Во многих экономически слаборазвитых странах действуют системы, основанные на обычаях или традиционные системы. Сохранение традиционных общинно-племенных принципов и малоразвитость экономических отношений обмена служат причиной примитивного способа производства, ограниченного потребления и сохранения практически первобытного состояния культуры и развития. Техника производства, обмен и распределение базируется здесь на обычаях, они же диктуют экономические роли индивидов. Обычаи и традиции, закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. Так, в Индии люди делились на касты: священников, воинов, ремесленников, слуг, париев и прочих, поэтому распределение трудовых ресурсов оставалось неизменным.

Решение основных вопросов экономики (Что производить? Как производить? Для кого производить?) осуществляется в традиционном обществе следующим образом: одни и те же изделия производятся из поколения в поколение; технология изготовления изделий практически не меняется; часть продукции отдается феодалу, королю, церкви, часть – на заказ, часть– на рынок, который жестко регулируется правилами, а цены редко меняются.

Технический прогресс и внедрение инноваций в традиционном обществе резко ограничены, т.к. они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя, поэтому четко выражен социально-экономический застой. Религиозные и культурные ценности в такой системе первичны по сравнению с экономической деятельностью, а общество отстаивает сохранение традиций.

Преимущества традиционной экономики – стабильность общества, незначительные колебания цен, возможность создания ряда товаров высокого качества.

Ее главный недостаток – неспособность к техническому прогрессу, отсутствие которого при смене условий существования (например, климата) может привести к краху экономики.

Страны с командной экономикой существовали в разные века, ими управляли диктаторы, сатрапы, цари, короли и пр. Существовали также общественные формы командной экономики в государствах инков, Древней Спарте, христианских, индийских общинах. Это был мир не свободных людей, а мир монархического, кланового, военного, религиозного или другого насилия и принуждения в интересах единоличного или группового господства.

Октябрьская революция в России привела к тому, что образовалась страна с командно-административной экономикой (СССР), где средства производства являлись собственностью общества – государства.

При разработке идей социализма, классики марксизма рассуждали так:

· общество делится на классы эксплуататоров и эксплуатируемых;

· рабочие, продавая свою рабочую силу капиталистам, создают прибавочную стоимость, присваиваемую буржуазией;

· единственный фактор производства – живой труд, который буржуазия эксплуатирует;

· главный порок капитализма в том, что для него целью производства является прибыль, а не благосостояние людей;

· рабочий класс в силу своего общественного положения естественным образом стремится к социализму, путь к которому лежит через насильственную революцию, а её цель – уничтожение капитализма и частной собственности, создание пролетарского государства, или диктатуры пролетариата с общественной или государственной собственностью вместо частной;

· эксплуатируемые сметают класс эксплуататоров, грабят награбленное и строят рай на земле.

Необходимое содержание социализма и перехода к коммунизму – уничтожение товарно-денежных отношений, рынка и денег, высокая централизация управления и планирование всех её частей и элементов. Последней экономической формацией является коммунизм.

Призыв к всеобщему благу привел к тому, что незначительная часть общества в бывшей России получила необъятную власть и «стала всем». Монополия одной партии (РСДРП, а впоследствии КПСС) по существу привела к формированию в стране эксплуататорского класса особого рода, гнёт которого оказался намного сильнее гнёта буржуазии в капиталистических странах. В процессе построения социалистического общества было создано, антидемократическое общество с монополией одной партии, абсолютной властью одного человека (Ленин, Сталин и пр.), а большинство населения, именно тех, «кто был ничем», не только оставили с «ничем», но и поставили в ещё худшее положение. Прежние мелкие собственники (крестьяне, кустари, лавочники и пр.) не только потеряли свою собственность – гарантию честного и свободного труда, но и даже те ограниченные права участия в митингах, чтении газет разных направлений и всего того, что они имели до революции. Они потеряли право на свободу вероисповедания, на свободу передвижения и т.д. Получили же они право на подневольный, принудительный и малопродуктивный труд. Получили право на образование, которое в рамках тоталитарного режима, было, в значительной мере идеологизировано. Получили право на бесплатное лечение, которое, как правило, было недостаточно хорошим.

Как только была устранена частная собственность на экономические ресурсы, ставшие общенародными, были уничтожены и рыночные механизмы. На этой основе была введена командная экономика, которую характеризуют: общественная собственность на все материальные ресурсы и средства производства, а также коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основании государственных указаний в соответствии с установленным планом. Этим планом определено, какие и сколько ресурсов выделяется конкретному предприятию, для выполнения его производственных заданий. Рабочие закрепляются за профессиями и могут быть распределены согласно плану по географическим регионам. Соотношение выпуска средств производства или потребительских товаров устанавливается централизованно. Распределение потребительских благ среди населения осуществляется через государственную торговлю, государственным ценам, а для потребления различных отраслей по каналам централизованного государственного снабжения.

Основные вопросы экономики (Что? Как? Для кого?) решаются центральным аппаратом. Все материальные ресурсы принадлежат государству. Все работники подчинены по вертикали, вплоть до высшего эшелона. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов, поэтому такая экономика называется плановой. Предприятия участвуют в процессе планирования, сообщая наверх, сколько и какой продукции они могут сделать. Наверху эти данные суммируются, корректируются и возвращаются на предприятия в виде готового плана. Плановый орган (в СССР – Госплан) рассчитывает, сколько необходимо для этого ресурсов (электроэнергии, нефти, стали и т.п.). Далее Госплан передает задание в отраслевые министерства, а те, расписывают производственные задания – сколько и какую продукцию должно произвести каждое предприятие по кварталам будущего года. Предприятия, в свою очередь, распределяют свой план по цехам, участкам, бригадам, вплоть до отдельных работников.

Вся произведенная продукция поступает в собственность государства и перераспределяется в соответствии с планом. Однако планы имеют приблизительный характер, а вкусы и желания потребителей могут меняться. Люди не желают носить однотипные костюмы, часы, ботинки, поэтому в централизованной экономике всегда бывает дефицит одних и избыток других товаров. Хотя впоследствии государство и меняет планы, но может возникнуть дефицит там, был избыток товара. Составлению идеального плана для всей страны в командной экономике мешает ряд факторов: фактор времени (пока информацию соберут и утвердят, она устареет); фактор полноты данных (невозможно собрать информацию обо всех современных и будущих предпочтениях потребителей); фактор неопределенности данных (многие сведения носят вероятностный характер, поэтому все предвидеть невозможно).

Советское нерыночное хозяйство не ориентировалось на потребителя, и было обречено с самого начала. Сбалансированность масс товаров и денег никогда не обеспечивалась, спрос превышал предложение товаров и услуг, и дефицит последних нарастал. А героический труд на производстве стал скорее исключением, чем правилом. В условиях уравниловки многие «советские люди» предпочитали халтурный труд при низкой оплате напряженному и продуктивному труду при высокой оплате. Поэтому была практически потеряна мера труда.

Преимущества командной экономики следующие: возможность сосредоточить все ресурсы общества на одной главной цели, например военном превосходстве или завоевании космоса, где СССР добилась определенных успехов. В области здравоохранения это проявилось в том, что после гражданской войны в сравнительно короткий срок были ликвидированы сыпной и возвратный тиф, резко снизилась младенческая смертность, а также заболеваемость туберкулезом, венерическими и некоторыми другими болезнями. Декларировалось всеобщее равенство. Заработная плата была относительно стабильная, хотя и небольшая.

Недостатки командной экономики состоит в том, что выбор приоритетов из всех возможных альтернатив – исключительная прерогатива государства. Здесь нет ни свободы, ни определения истинной стоимости вещей, есть лишь распределение по указанию сверху. Наблюдается дефицит потребительских товаров, технологическая отсталость всего производства, и, как правило, его низкая эффективность. Большое количество ресурсов СССР направлялось на помощь «братским» партиям. Население богатой природными ресурсами страны, систематически недопотребляли экономические блага.

Практически все социальные отрасли, в т.ч. и здравоохранение финансировалось по остаточному принципу, поэтому качество отечественного медицинского оборудования и медикаментов было низким, их не хватало для всех ЛПУ.

В процесс производства в экономике СССР вовлекалось практически все население страны – господствовал принцип: «кто не работает – тот не ест». Несмотря на это, многие потребительские товары были дефицитом и распределялись либо по очереди, либо по различным административным каналам. Практически все работающие, в т.ч. и высшие государственные чиновники не были особенно заинтересованы в конечных результатах своей работы и не прилагали большие усилия к выбору самого эффективного способа производства. В этих условиях побудить людей к работе можно было, или, внушая энтузиазм, основанный на вере в светлое будущее, или проповедуя аскетизм, или с помощью угрозы наказания.

Итогом такого положения вещей стало то, что ограниченные ресурсы достигли своего естественного предела, когда расширенное воспроизводство стало невозможным, даже в отраслях, выпускающих средства производства. Командно-административная система в СССР потерпела крах.

Практика показала, что решить главный принцип обобществленной системы «каждому по потребностям», при естественной ограниченности ресурсов с помощью командной экономики невозможно. В настоящее время командная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.

Прародителем рыночной экономики можно считать чистый капитализм эпохи свободной конкуренции (XIX в.), который характеризовался частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ей. В этой системе поведение каждого из участников мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Участники рынка не ставят цель содействия общей пользе, а преследуют свой собств енный эгоистический интерес, и свою экономическую выгоду. А. Смит говорил, что «невидимая рука» направляет индивидов к достижению той цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях, а, преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат обществу, чем тогда, когда сознательно стремятся служить ему. Каждая экономическая единица стремится получить максимальный доход, ориентируясь на единоличное принятие решений. Существует множество самостоятельно действующих производителей и потребителей. В этой системе очень мала или вообще отсутствует необходимость в планировании на уровне правительства, а также его вмешательство в экономический процесс. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и обеспечением правовой структуры.

В такой системе ярко проявляется ряд пороков капитализма, таких как эксплуатация, безработица, рыночная стихия, нищета, паразитизм буржуазии и т.п. На первоначальных ступенях развития капитализма (XVIII в. – 1-я половина ХХ в.) уровень социально-экономического развития, анархия и стихийность производства открывали перед владельцами средств производства возможность беспощадной эксплуатации рабочих в течение 12-14 часового рабочего дня (иногда и без дней отдыха) и использования труда детей. Сопровождалось все это периодическими кризисами перепроизводства, массовой безработицей, оплатой труда ниже прожиточного минимума.

Стремление повысить эффективность производства в сочетании с необходимостью социальной защиты населения привели к становлению рыночной экономики, характеризующейся господством частной собственности на экономические ресурсы, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег и государственным регулированием экономики.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе выбора профессии для каждого человека, желающего и могущего трудиться, а также свободе потребительского выбора соответственного его финансовым возможностям. Стимулом предпринимательской деятельности и рыночного выборы выступает экономический интерес. Предприниматели заинтересованы в получении максимальной прибыли, при минимальных издержках производства; владельцы экономических ресурсов – в получении высокого дохода за их использование; потребители товаров и услуг – в приобретении их за минимальную цену, причем высокого качества.


Личный интерес, а также свобода выбора и предпринимательства формируют отношения соперничества между участниками рыночного обмена. Это находит реализацию через систему рыночных цен, отражающих потребительские предпочтения, и заставляет приспосабливаться к ним предпринимателей и владельцев экономических ресурсов. Ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики. Эффективность работы ценового механизма зависит от количества участников рынка и степени их свободы в принятии управленческих решений. Все производители обмениваются между собой товарами, которые оцениваются в деньгах. При этом происходит процесс купли-продажи, где продажа – это обмен товара на деньги, а купля – обмен денег на товар (Рис 2.1). Торговля идет не только готовыми товарами, но и факторами производства (трудом, землей, капиталом).

 

Существующая проблема выбора: «Что? Как? Для кого?» решается на основе изменения цен. Ресурсы направляются в тот сектор экономики, на продукцию которого, имеется спрос и которая дает прибыль производителям. Уровень цен определяет выбор технологии производства товаров и услуг, а также стимулирует ее совершенствование, что повышает экономичность. Рыночная цена оказывает, обычно, решающее влияние на количество и распределение производимой продукции. Цена продукта является важнейшим критерием потребительского выбора, а цены на факторы производства формируют размеры доходов общества и определяют покупательную способность населения. Ценовой механизм организует и координирует рыночную экономику, а сами цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой предприниматели и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Эта система способна эффективно работать только в условиях свободной конкуренции потому, что лишь в ней ценовые сигналы правильно отражают рыночный спрос, а конкуренция заставляет участников рынка поступать в соответствии этими сигналами.

В рыночной системе предприниматель не перекладывает на плечи населения страны ответственность за выбор альтернатив, а несет ее сам. Если блага, которые он предлагает к продаже, не будут приобретаться, то предприниматель понесет убыток, а «ценой» риска за сделанный выбор явится либо прибыль, либо убыток. Еще до начала производственной деятельности предприниматель должен знать, для кого произвести товар, какими свойствами он должен обладать, когда ее нужно произвести и сколько (ответ на вопрос «что производить»). Затраты на производство товара предприниматель несет сам, поэтому он должен максимально их снизить, тем более, что все затраты лежат в цене готового товара (ответ на вопрос «как производить»). Необходимо отметить, что производитель будет выпускать товар для того, кто сможет его купить (ответ на вопрос «для кого производить»).

Говоря о положительных сторонах эффективности стимулов и принципов рыночной системы хозяйствования, необходимо упомянуть и о присущих ей недостатках, выражающихся в нестабильном развитии экономики (инфляция, безработица, спад), неравенстве в распределении доходов, ограничении возможности развития сфер, связанных с производством общественных благ и услуг. С целью минимизации таких негативных явлений осуществляется вмешательство государства в экономику, которое стремится преодолеть анархию и непредсказуемость рынка. Государство устанавливает «правила игры», желательные для большинства населения, контролирует объем денежной массы в экономике страны, запрещает или ограничивает производство одних товаров (наркотики, оружие) и стимулирует производство других. Вводятся одни налоги и отменяются другие, оказывая тем самым воздействие на структуру общественного производства. Денежные средства, полученные от взимания налогов, перераспределяются между социально незащищенными группами населения, что обеспечивает социальную справедливость. Государство старается не допустить возникновение монополий или ограничивает функционирование существующих. Степень вмешательства государства в экономику страны неодинакова в разных странах, однако оно не должно мешать основам рыночного ценообразования и свободной конкуренции.

В реальной действительности экономические системы распределяются где-то между чистым капитализмом и командной экономикой.

Частная собственность и опора на рыночную систему, также как и общественная собственность и централизованное планирование, не всегда существуют независимо друг от друга. Многие страны используют гибридную систему. Например, в гитлеровской Германии был авторитарный капитализм, где экономика была поставлена под жесткий контроль и управление, хотя собственность оставалась частной (заводы Круппа, Мессершмитта и пр.). В Югославии, с социалистической экономической системой существовала общественная собственность на ресурсы и опора на свободные рынки. В экономике Швеции более 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, однако правительство, участвует в перераспределении доходов и обеспечении экономической стабильности. В Японии координируется экономическая деятельность правительства и частного сектора.

С мешанная экономика использует сильные стороны каждой из перечисленных экономических систем. Это проявляется, в частности в государственном контроле над рядом производств, дифференцированном налогообложении предприятий, в перераспределении финансовых потоков, а также дотировании бедного населения.

Однозначного решения экономических проблем общества нет. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, обычаями и традициями, неодинаковыми ресурсами используют разные институты для решения экономических проблем. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который нередко испытывает на себе как влияние централизованных решений, так и опыта, а также традиций данной страны.

Термин «переходная экономика» неоднозначен. Его можно рассматривать в широком смысле того, что экономика всех стран так или иначе находится в состоянии непрерывного развития и переходит из одного состояния в другое. В более узком смысле – это переход из одного вида экономической системы в другую, необходимость которого вызывается объективными предпосылками.

Кризис феодализма и рабовладельческих отношений вызвал необходимость перехода от традиционной экономики к капитализму. Рубеж XIX-XX вв. обнаружил кризис уже самого капитализма, который оказался неспособным обеспечить саморегулирование развития общества. Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки» привела к необходимости государственного регулирования экономики. В связи с этим возникло три основных направления: государственное регулирование самих рыночных отношений (концепция В. Парето); государственное регулирование, как дополнение рыночного механизма (концепция Д. Кейнса); государственное управление хозяйством без использования рыночного механизма – командная экономика (концепция К. Маркса).

Вариант административно-командной плановой экономики, избранной большевиками, пришедшими к власти в России казался наиболее предпочтительным, т.к. исключал «нерациональные» рыночные отношения. С точки зрения классиков марксизма-ленинизма общественный (планомерный) характер производства предполагал, что каждому виду труда и продукта заранее предопределено место в системе общественного производства, но на деле это вылилось в директивное командование и снижение мотивации работников, что снизило эффективность производства. Общенародная собственность на средства производства, якобы превращающая народ в собственников, на деле превратила его в наемных работников, вынужденных подчиняться директивам тоталитарного режима. Неуклонный рост благосостояния народа, декларированный в программных документах, проявился в «производстве ради производства», нарастающем дефиците товаров, ограничении роста народного потребления. «Справедливое» распределение благ по труду вылилось в уравнительное распределение для большинства населения в сочетании с огромными привилегиями для правящей элиты. Декларированная государством социальная защита населения осуществлялась на примитивном уровне и проявлялась в обеспечении «бесплатного» образования, здравоохранения, предоставлении жилья, доступность которых первоначально было более-менее приемлемым, но впоследствии ухудшилась в связи с сокращением средств, направляемых на указанные цели.

Неэффективность командной экономики СССР и ряд объективных причин привели к ее распаду, а уже в конце 1991 г. Правительством России была предложена программа радикальных реформ для перехода от плановой к рыночной системе. Основными направлениями реформ стали:

а) приватизация – переход государственной собственности в частные руки;

б) поощрение конкуренции – разделение крупных государственных предприятии на несколько боле мелких и их последующая приватизация;

в) ограничение и изменение роли правительства – сведение роли государства к обеспечению законодательной базы, поддержанию конкуренции, стабилизации экономики, сокращению неравенства в распределении доходов; гарантирование социального обеспечения населения;

г) реформа цен – установление т.н. «свободных цен», отражающих эффективность производства и потребительскую полезность;

д) частная собственность на средства производства;

е) присоединение к мировой экономике;

ж) макроэкономическая стабильность – ликвидация дефицита госбюджета;

з) формирование свободных рынков;

и) общественная поддержка населения

Однако реализация поставленных целей столкнулась с рядом трудностей:

а) не продуманная политика приватизации. Процесс приватизации состоял из двух стадий. На первой стадии государство дало ваучеры 40 млн. чел. и предложило вкладывать их в приобретение предприятий. Это не принесло ожидаемых плодов, т.к. население было экономически неграмотно и не знало, что с этими ваучерами делать. Некоторые люди продавали ваучер номиналом 10 т.р. за бутылку водки. Если у работников промышленных предприятий еще была теоретическая возможность приобрести акции предприятий, на которых они работали, то у работников ряда отраслей такой возможности фактически не было. Так подлежали приватизации учреждения здравоохранения и для врача оставались туманными перспективы вложения ваучеров. К концу 1994 г. около 70% всех государственных предприятий были приватизированы. Стали развиваться «липовые» акционерные общества («АВВА», «Гермес» и пр.), которые выпускали ничем не обеспеченные акции, обменивая их на ваучеры. На них

 
 

приобретались предприятия, каковые впоследствии продавались, а полученные деньги конвертировались в доллары и переводились их владельцами за границу (Рис. 2.2).

Рис. 2.2. Процесс ваучерной «приватизации по-русски»

 

На второй стадии приватизации разрешалось приобретать предприятия за наличные деньги, которые в определенном количестве имелись у партийно-хозяйственной номенклатуры (директора заводов, государственные чиновники, работники аппарата КПСС). Последняя оценивала предприятия по мизерной цене, впоследствии их успешно скупая. Таким образом, собственниками большинства заводов стали лица, не имеющие понятия об управлении фирмой в условиях рыночной экономики. А в сочетании с изношенными основными фондами это стало одной из причин неконкурентоспособности отечественной продукции, что привело к остановке ряда промышленных предприятий или снижению объемов выпускаемой продукции. Приватизация государственных предприятий привела и к тому, что их прибыль, ранее почти полностью изымавшаяся в государственную казну, стала недостаточной для ее пополнения. Уклонения от уплаты налогов стали носить массовый характер, что ухудшило возможность социальной защиты населения.

б) за некоторым исключением Россия отказалась от государственных фиксированных цена (сохранив их, однако для здравоохранения). Цены на товары выросли в 3-4 раза, ценность рубля упала, в стране началась гиперинфляция. Этому способствовали деньги людей, лежащие на счетах в сберегательных банках в ожидании возможности приобретения дефицитных товаров. После либерализации цен избыток денег хлынул на рынок, способствуя инфляции и падению рубля.

в) нарушение хозяйственных связей, неразумная политика выдачи банковских кредитов и неумение вести дела в условиях рынка, привели к тому, что сократились объемы производства (в первую очередь оборонных предприятий) и снизился уровень жизни населения;

г) руководство страной и многих предприятиями осталось в руках прежних руководителей (партийных и хозяйственных), слабо разбиравшихся в особенностях рыночной экономики, что не способствовало эффективному управлению страной и предприятиями;

д) не оправдала себя и ставка на помощь стран Запада. Во-первых, такая помощь будет неэффективной, пока не будет осуществлен переход к полномасштабному рынку; во-вторых, большое количество разворованных денег государственными чиновниками и неэффективными собственниками предприятий отбивают охоту у капиталистических стран помогать России; в-третьих, никто не будет плодить себе конкурентов; в-четвертых, население других стран воспринимает в штыки идею помощи России, т.к. в этих странах существует безработица, бедность и т.п., поэтому политики и государственные органы вынуждены считаться с интересами избирателей; в-пятых существует серьезное опасение зарубежных стран, что Россия действительно перестала быть «врагом №1» в сочетании с ее военным потенциалом.

е) надежды на частное инвестирование сопряжено с большими трудностями. Иностранный инвестор сталкивается с рядом серьезных вопросов: с кем нужно иметь дело, с чиновниками из Москвы или с местными чиновниками; кто выдаст нужные лицензии и разрешения; не будет ли ощутимых изменений в законодательстве, где найти надежных поставщиков; каким образом доставлять товары; как вести себя с рэкетирами, предлагающими «крышу» и пр.

ж) значительно увеличилось неравенство в доходах населения. Обеднели крестьяне, пенсионеры и лица, занятые в государственном секторе экономики. Появилась «новая элита», связанная с частным предпринимательством, а также с коррупцией и нелегальной деятельность. Ухудшилось и без того не совершенные системы образования и медицинской помощи, сократилась продолжительность жизни. Если в 1988 г. продолжительность жизни мужчин составляла 65 лет, то к 1994 г. она составила 59 лет. Большое количество населения недовольны и не поддерживают реформы по ряду причин, во-первых, определенная часть населения не стремится брать на себя ответственность и риск осуществления производства, во-вторых, работа по принципу «не бей лежащего», оставшаяся с советских времен в сочетании с установкой «брать, что плохо лежит» не способствует возникновению у человека философии собственника и качественной работы.

Есть два варианта развития переходной экономики: первый – возврат к прежнему порядку системы командной экономики, второй – успешное вхождение в рынок. Это во многом будет зависеть от того, насколько эффективной будет государственная политика в области налогообложения, поддержки бизнеса и социальной защиты населения.


1. Охарактеризуйте экономические институты, выделить основные их категории.

2. Что такое социально-экономическая система, для чего она нужна? Какие существуют основные виды социально-экономических систем?

3. Охарактеризуйте командную экономику, как вид социально-экономический системы.

4. Охарактеризуйте традиционную экономику, как вид социально-экономический системы.

5. Охарактеризуйте рыночную экономику, как вид социально-экономический системы.

6. Охарактеризуйте переходную экономику, как вид социально-экономический системы.

 

 


 

Одним из основных этапов экономического цикла является производство – преобразование ресурсов в готовые продукты, т.е. создание материальных и нематериальных благ. Иногда под производственной деятельностью подразумевают создание вещных благ и не распространяют ее на нематериальные блага. Ошибочность такой точки зрения заключается в том, что здесь не учитывается тот момент, что в процессе производства происходит преобразование экономических ресурсов, имеющих свою стоимость, в готовые продукты, при этом, возникает уже новая стоимость, а носителем стоимости может являться не только овеществленный товар, но и услуга. Таким образом, экономическим продуктом, например, в здравоохранении является сама медицинская услуга – прием врача, процедуры, операция и пр.

Любой процесс производства имеет как результаты, так и затраты или издержки, являющиеся основным ограничением прибыли и влияющие на объем предложения товаров. Часто выделяют две категории издержек: издержки производства (зарплата сотрудников, непосредственно производящих продукт, стоимость сырья, материалов и пр.) и издержки обращения (затраты на транспорт, торговые помещения и пр.).

Современная экономическая теория исходит также из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Например, из такого сырья как солодка можно произвести разнообразное количество готового продукта, в т.ч.:

· экстракт корня солодки густой; · флакарбин; · грудной эликсир;
· корень солодки сухой; · ликвиритон; · глицирам и пр.

Если производственные ресурсы применены в одном месте, то они не могут быть одновременно использованы в другом. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится делать выбор, а это означает отказ от одного, в пользу другого. Т.е., когда фирма решает произвести какой-то определенный продукт, она отказывается от производства другого. Поэтому производитель обычно выпускает то, что приносит больше всего прибыли. Если же он, по каким-то причинам выберет менее выгодный для производства продукт, то к затратам на его производство продукта он должен будет добавить «недополученную прибыль». Это плата за выбор менее выгодной альтернативы использования экономического ресурса.

Таким образом, альтернативными издержками называются издержки (убытки) или упущенные возможности, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями, вызванными отказом от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.


Например, врач-стоматолог в течение рабочего дня может либо лечить 20 кариесов, либо удалить 30 зубов. Невозможно лечить и 20 кариесов и удалять 30 зубов в день – это взаимоисключающие цели (Рис. 3.1.а). Редкость экономических ресурсов, не позволяет одновременно увеличивать производство обеих продуктов. В этом случае количество удалений зубов Х, от которого приходится отказаться, чтобы вылечить дополнительную единицу кариеса Y и есть альтернативные или вмененные издержки единицы Х. Количество продуктов, от которых следует отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта называется альтернативными или вмененными издержками.

а) производственные возможности б) рост производительности труда
Рис. 3.1. Альтернативные издержки

 

Альтернативные издержки могут выступать как разница между прибылью, которую производитель мог бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов, и реально полученной прибылью. Альтернативные издержки в экономике, использующей деньги, определяются, как сумма альтернативных денежных расходов и неполученных денежных доходов.

Ресурсы могут быть взаимозаменяемы в той или иной степени. Так, можно копать котлован вручную, используя труд людей и лопаты, а можно купить экскаватор и нанять экскаваторщика. Если будет выгоднее содержать экскаватор и человека, им управляющего, то произойдет замена труда землекопов на капитал (экскаватор). Переключение ресурсов из одной сферы применения в другую обуславливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек, т.е. производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование все возрастающим количеством единиц другого продукта.

Однако не все затраты выступают как альтернативные издержки. При любом способе использования ресурсов не являются альтернативными издержки, которые несет производитель в безусловном порядке, т.е. не может от них отказаться. Эти не альтернативные издержки не участвуют в процессе экономического выбора.

Фирма покупает все, что она сама не производит (труд работников, сырье, топливо и пр.), т.е. она несет внешние или явные издержки, которые определяются как стоимость израсходованных ресурсов, оцененных в текущих ценах их приобретения. Иначе говоря – это бухгалтерские издержки.

Внутренние или скрытые издержки – это издержки использованных ресурсов не являющихся покупными. Владелец фирмы не получает арендной платы за собственное здание, в котором находится его магазин, а значит несет издержки, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Чтобы покрыть эти издержки владелец фирмы должен получать так




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.248 сек.