Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена и ценообразование. Мы рассмотрели спрос и предложение по отдельности

Мы рассмотрели спрос и предложение по отдельности. Теперь попробуем соединить их вместе. Такое объединение происходит через особенности поведения потребителя и производителя (подробнее об этом в лекциях 4 и 5). Решающую роль в этом единении играет цена.

Цена - это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести или реализовать товар (услугу).

Среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.

При любой другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Однако такое положение не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастёт. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнёт производителей к увеличению выпуска товара.

Избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадёт с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объём продукции будет называться равновесным количеством.

В данном случае мы видим действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и по времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и т.д.

Что же будет происходить с равновесной ценой, если будут меняться известные нам неценовые факторы. Как вы помните, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения вправо-влево. В этом случае можно рассмотреть простые и сложные случаи.

 

В простых случаях меняется или спрос, или предложение, в сложных случаях спрос и предложение изменяются одновременно. К более сложным случаям относятся следующие:

1. Предложение растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком +, - или 0. Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения.

2. Предложение сокращается, спрос растет. Здесь наблюдается повышение равновесной цены тоже за счёт изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-ом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения.

3. Предложение и спрос растут. В этом случае на равновесную цену воздействуют две противоположные тенденции:

· рост предложения в направлении понижения цены;

· рост спроса в направлении повышения цены. При этом равновесное количество увеличивается.

4. Предложение и спрос сокращаются. В такой ситуации воздействие на равновесную цену неопределённо. Если объёмы сокращения предложения больше сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае если объёмы сокращения предложения меньше сокращения спроса, то равновесная цена уменьшается. Равновесное количество в любом случае сократится.

(Попробуйте построить графики спроса и предложения для сложных случаев и рассмотреть изменения равновесной цены и равновесного количества.)

Теперь необходимо выяснить, что произойдет, если произойдут нарушения в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной цены (ниже пола невозможно упасть).

 

Как мы видим из рис. 3.7, результатом применения потолка цены или низшего предела цены будет дефицит или излишек. Зачем же применяют такие способы контроля за ценами?

Потолки цен применяют обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких-либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "чёрный" рынок. Всё это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д.

Низшие пределы цен могут устанавливаться для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара, ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта, и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путём переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предложение и его факторы | Конкуренция и модели рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.