Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция государственной ценовой политики

Государственная ценовая политика как составляющая часть экономической политики государства имеет особое значение в процессе трансформации российской экономики.

Разработка концепции государственной ценовой политики предусматривает определение целей государственной ценовой политики. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики.

· В настоящее время такими целями являются:

o контроль уровня инфляции;

o ограничение деятельности предприятий - монополистов;

o содействие формированию конкурентной рыночной среды;

o создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.

Государственное воздействие на цены зависит от состояния экономики: усиливается в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях высокой и/или неравномерной инфляции, в процессе глубокой структурной перестройки экономики и ослабевает при нормализации этих обстоятельств.

(Основные направления государственной ценовой политики в России были определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу.)

Стратегическим направлением государственной ценовой политики остается дальнейшее последовательное проведение либерализации цен, но в той мере, которая соответствует преобразованию самой рыночной системы. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных монополий, что является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Государственная ценовая политика реализуется федеральными органами государственной и органами власти субъектов федерации, следовательно, можно говорить о федеральном и региональном аспектах государственной ценовой политики и ценообразования. В связи с этим выделяется общее и особенное в ценовой политике.

Общее: федеральные органы власти обеспечивают единство ценового пространства на всей территории России, которое реализуется в единой политике цен, единых методологических принципах ценообразования, координации деятельности органов ценообразования субъектов РФ.

Особенное: проведение ценовой политики субъектами федерации с учетом специфики регионов, но в рамках единой федеральной ценовой политики.

Концепция государственной ценовой политики должна предусматривать следующие аспекты:

1. Макроэкономический и микроэкономический аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики, то есть разграничение инструментов и механизмов проведения ценовой политики.

2. Федеральный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, то есть разграничение полномочий и функций этих субъектов.

3. Прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъектов ценообразования и уровни цен.

Конкретизация этих основных положений государственной ценовой политики означает следующее.

Первое. Государственное регулирование цен на макроуровне реализуется через методы и инструменты бюджетной, денежно-кредитной политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, через регулирование валютного курса. Это в основном косвенное воздействие на цены.

На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия: регулирование предельных уровней цены, предельных уровней рентабельности, предельных надбавок. При этом в основном используются методы прямого регулирования цен.

Второе. Что касается федерального уровня государственного регулирования цен, то к компетенции этих органов относятся определение тенденций и прогнозирование динамики цен и индексов-дефляторов, темпов инфляции, индексов потребительских цен, проведение анализа ценовой ситуации и процессов ценообразования в РФ, регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Третье. Органы исполнительной власти субъектов федерации регулируют цены на отдельные социально значимые товары (услуги), а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями, в частности на электро- и теплоэнергию, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональной энергетической комиссией), на газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги.

Следует отметить, что между указанными уровнями и субъектами государственного регулирования цен существуют противоречия, которые негативно сказываются на ценовой ситуации как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, если органы исполнительной власти субъектов федерации регулируют цены на отдельные товары и вводят систему нормативного распределения, а также запреты на вывоз товаров (что имело и имеет место в кризисных ситуациях), то тем самым нарушают единое торговое и ценовое пространство на всей территории РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Четвёртое. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

· В связи с этим выделяются:

o прямые или непосредственные методы государственного регулирования цен;

o косвенные методы.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов и т.п.

Таким образом, можно классифицировать прямые методы государственного регулирования цен:

1. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены - один из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов.

2. Замораживание цен. Используется как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций.

3. Установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней границы цены. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установление предельного уровня рентабельности. В России этот метод получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом размер норматива рентабельности дифференцирован по отраслям и группам продукции. Необходимо отметить, что этот метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.

5. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом необходимо представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

6. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Другими методами являются косвенные методы государственного регулирования цен. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.

Косвенное регулирование цен осуществляется через систему запретов. Согласно Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и другим нормативным документам существует система запретов, регламентирующая деятельность хозяйствующих субъектов в ценовой сфере.

Во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование - это запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара 35 процентов, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействительными соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем.

В-третьих, запрет на недобросовестную рекламу, в частности в тех случаях, когда цена не соответствует качеству товара, его потребительским свойствам.

В-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию, который не допускает установления разных уровней цен на один и тот же товар схожим по роду деятельности покупателям.

В-пятых, запрет на демпинг - продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения.

Кроме системы запретов, косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов.

· На уровне субъектов Федерации могут использоваться следующие методы:

o снижение тарифов на энергоресурсы для некоторых предприятий;

o льготная арендная плата за помещение;

o предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности;

o предоставление отсрочек платежей по контрактам.

Одной из важнейших составляющих государственной политики цен является контроль за соблюдением порядка применения цен.

К органам контроля за ценами относятся: Министерство экономики РФ (Федеральный уровень); органы власти субъектов Федерации, осуществляющие контроль за ценами в пределах своей компетенции; органы местного самоуправления. Кроме названных контроль осуществляют: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственной торговой инспекции.

· К полномочиям контролирующих органов относятся:

o проверка соблюдения порядка применения цен и тарифов всех субъектов хозяйственной деятельности на территории, находящейся в ведении этих органов;

o принятие решений о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере;

o выдача предписаний, обязательных для исполнения об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;

o привлечение к административной ответственности в виде предупреждений или штрафов руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен на местном уровне распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, находящихся в муниципальной собственности.

В целом сфера контролируемого государством ценообразования в разных странах составляет от 10 до 30 % общего объема выпускаемой продукции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антимонопольное регулирование цен | Формирование рынков. Конкуренция и монополия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.