Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистической конкуренции и ценообразования олигополии

Особенности производства и ценообразования монополиста,

Монополия – это рыночная структура, при которой фирма-монополист является единственным производителем товара. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль: э ффект масштаба, исключительные права, патенты и лицензии, с обственность на важнейшие виды сырья.

Монополия имеет ряд особенностей: кривая спроса монополиста совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар и имеет «классический» падающий характер; предельный доход всегда меньше цены товара (значит, и среднего дохода), поэтому кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса (см. рис. 13).

Условие максимизации прибыли, требующее равенство предельного дохода и предельных издержек, применимо для деятельности фирмы в любой рыночной структуре. Значит, чтобы найти оптимальный режим работы фирмы-монополиста, необходимо совместить величины MR и МС.

Как видно из рисунка 13, фирма-монополист максимизирует прибыль в точке А, где пересекаются кривые предельного дохода MR и предельных издержек МС. Цена товара РА при этом определяется соответствующей точкой А1 на кривой спроса. Поскольку РА превышает значение средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль, равную по величине площади заштрихованного прямоугольника. Следовательно, условие максимизации прибыли монополиста: 1) Р > МR; 2) МС = МR; 3) АVС < Р.

Рис. 13. Равновесие монополии в краткосрочном периоде

 

Монополистическая конкуренция – вид экономической структуры рынка, на котором действуют множество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, имеющую действительные или воображаемые различия. Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие.

Особенности монополистического конкурента: кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли; имеется свобода входа и выхода из отрасли; каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов.

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Поэтому график максимизации прибыли монополистического конкурента будет совпадать с условиями максимизации прибыли монополии с той лишь разницей, что кривая спроса монополистического конкурента будет более пологой.

Олигополия – вид экономической структуры рынка, на котором доминирует несколько крупных фирм. Особенности олигополии: в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной; кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции; в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цен, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п.

Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию сократится значительно быстрее, чем это произошло бы в случае общего повышения цен (рис. 14). Графически кривая спроса фирмы-олигополиста имеет оригинальный характер "ломаной кривой".

Рис. 14. Ценообразование в условиях олигополии

 

Вот почему олигополии предпочитают вести между собой неценовую конкуренцию, стремясь избежать разрушительных потерь при "ценовой войне".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности производства и ценообразования совершенного конкурента | Спрос на факторы производства. Антимонопольное регулирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.