Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кинетическая гипотеза

Лекция 16.09.11

Выдвинули учёные ещё в 17-м веке, в частности Руссо. Её периодически обновляют. В частности в 20-м веке её развивали Вундт и отечественный лингвист академик Марр. В предыдущие времена учёные отмечали участие жестов и в становлении и в развитии языка, то в 20-м веке Марр и Вундт отводили жестам ведущую роль в становлении человеческого языка. Марр пологал, что существовала особая стадия — стадия дологического мышления, которой соответствовала так называемая линейная речь (примитивный жестовый способ общения). Роль этого жестого языка увеличивалась особой значимостью в становлении человеческого мышления в целом. Жестовый (ручной) язык развивался, изменялся качественно и количественно. Только когда человек осознал преимущество звуковой речи жестовый язык поменялся на звуковой. Доказательства гипотезы: 1) во всех языках мира существуют жестовые знаки, которые могут использоваться как указательные, эмоционально-экспрессивные; 2) некоторые приматы в искусственных условиях могут понимать и осваивать определённые жесты такого языка. У множества народов существует достаточно развитая жестовая система. В одних случаях он может использоваться как ритуальный язык (например во многих языках африки при посвещении в мужчины), существует язык жестов - средство межплеменного общения. У некоторых кавказских народов невестка какое-то время общается со своей свекровью только жестами, раньше этот период мог достигать 12 лет.

Но при этом Марр не отвечал на вопрос как происходил переход к звуковому языку. В этом уязвимость данной гипотезы, потому что когда используется жестовый язык развивается зрение, а слуховые зоны отстают в развитии. То есть нет оснований для развития речевого аппарата.

Учёные предполагают, что эти две системы общения (жестовая и звуковая) развивались параллельно, но на определённом этапе развития звуковой язык стал доминировать, потому что элементы языка способны к бесконечному варьированию.

В последнее время появились новые гипотезы происхождения языка. Например, теория красного мрамора Кея, теория невидимой руки Келлера, Нерлих, Людтке, теория Педоморфоза.

Теория красного мрамора Кея

Кей утверждал, что изначально был некий первичный язык. В нём существовали первичные морфемы, которые обслуживали систему этого языка. Кей не объясняет как они возникли или когда. В процессе эволюции эти морфемы распространяются и на языки производные от этого первичного языка. Первичный язык напомнил ему сумку с кусками разноцветного мрамора, преобладали красные куски. Кто-то захватывал эти куски мрамора и разбрасывал их. Соответственно во вторичных языках будет больше красных кусков. Лейбниц высказывал нечто подобная, идея не нова.

Теорию невидимой руки Келлера

Наиболее популярная теория 80-х, начала 90-х годов. Суть теории: языковые изменения не имеют цели, они не зависят от намерения людей. То есть все языковые изменения — это результат стихийных, индивидуальных поведенческих актов. То есть данная теория акцентирует возможность случайного изменения языка, языковых явлений.

Теория педоморфоза (Бичакджанян)

Уподобил язык саморазвивающимся система, но при этом он не отрицал и влияния и социальных и естесственно исторических факторов на язык. Кроме того Бичакджанян пытался установить аналогию между эволюцией языка и между эволюцией биологических признаков человека (совершенствование Уже имеющихся признаков). Идея Фон Гумбольдта: языки — сложившиеся системы, которые полностью отвечали задачам общения, но он не отменяет факт, что языки продолжают совершенствоваться.

Языкознание изначально зараждалось, как частное языкознание. Люди интересовались своим собственным, родным языком. Потом, когда знания о конкретных языках были накоплены на протяжении веков, то за этим множеством люди увидели сходство. И сходство и функциональное, и в структурах. Тогда возникает общее языкознание. И первой попыткой обобщить данные частных языкознаний и установить общие черты, присущие разным языкам, была предпринята французскими учёными Арно и Лансло (они были даже больше практиками, занимались преподаванием языков в учебном заведении недалеко от Парижа). В 16-18 веках во многих странах Европы начинается интенсивная деятельность в области теории языка. В это время формируются национальные языки и литературные языки на национальной основе. Нужно было сформулировать само понятие литературный язык на народной основе. Вопросы связанные с образованием понятия нормы языка, конкретные вопросы, связанные с созданием национальных грамматик, разработка графологических норм языка (как адекватно передать средствами письменного языка устный текст), разнообразные нормы. Вопросы этимологии. Очень много делали различные национальные академии, которые тогда овзникают. Первой появляется в 1587 г. итальянская академия Де ла Круска, 1635 г. французская академия, 1783г. Российская академия наук. Учёными этих академий создавались труды, которые регулировали и письменную и устную языковую практику. В работе по созданию норм литературного языка принимали участие такие личности, как Данте, Ронсар, Дефо, Фонвизин, Державин и т.д.

В это время (в конце 18-го века) наука о языке развивалась в двух направлениях. Первое возникло несколько раньше, ещё в 17-м веке, универсализм. Создаются универсальные грамматики, которые ориентированы на изучение плана содержания языка. Второе направление (конец 18, начало 19 века) — сравнительно историческое изучение языков. В поле зрении учёных оказывается не только план содержания, но и план выражения (изучался план содержания в связи с планом выражения).

В 17-18 вв. одной из основных идей и в науке о языке и в философии был вопрос о создании так называемого рационального языка: как средствами науки (искусственным путём) создать всеобщий, рациональный язык. Три концепции были базой при решении этой проблемы. Они были эволюцией трёх различных направлений. Были представлены работами английских, французских и немецкий учёных (английский эмпиризм Бэкон и Лок, французский рационализм Декарт, Лейбниц — немецкая научно-философская концепция). Их идеи будут развиваться и в 19-м и в 20-м веке.

Идеи Бэкона

Считал, что язык, хотя и является важнейшим средством человеческого общения, но не единственных. Всё, что воспринимается органами чувств — средство общения (жесты, мимика, рисунки и т.д.) В качестве примера он приводил монеты. Сравнивал слова языка с монетами. Идея получила своё развитие много позднее, когда учёные занились изучением знаковых систем (семиотика).

Идеи Лейбница

Были плодотворны для возникновения лингвистической географии. Лейбниц был убеждён, что со временем будут созданы словари и грамматики всех языков мира и это создаст возможность сравнивать языки. Для лучшего изучения и сравнения языка предложил наносить на карты границы распространения языков. Диалектология появляется в 19-м веке благодаря его идеям.

Идеи Декарта

Учёный, философ. Картезианская философия. Предложил идею философского языка. Эти идеи очень мощное развитие получают в 20-м и в 21-м веке. В частности учёный Анна Вирбитская развивает идеи Декарта, семантические примитивы (сейчас говорит о 60 таких примитивов). Декарт высказал идею о том, что вся сложная система человеческих знаний может быть сведена к сравнительно небольшому числу элементарных единиц. Через их комбинацию можно передать всю сумму человеческих мыслей. Отсюда представлялось, что решение вопроса при создании философского языка, зависит от вычленения, нахождения неделимых единиц язык. В математической лингвистике, в теории и практике машинного перевода, автоматизированная система обработки материалов, автоматический поиск и т.д. С помощью такого философского языка можно добиваться сжатия информации.

В 1660 г. Арно (логик) и Лансло (филолог) выпускают в свет работу под названием «Всеобщая рациональная грамматика» («Грамматика Поррояль»). Поррояль — это местечко, недалеко от Парижа, которое было знаменито своими учебными заведениями. Они применяли передовые методы преподавания и т.д. Именно эта работа закладывает основы общего языкознания. Эта работа и все последующие работы, которые были написаны в русле идей «Грамматики Поррояля».

К середине 17-го века идея рационализма получили достаточно широкое распространение прежде всего во Франции, также захватила и смежные области и прежде всего логику. Через логику рационализм попал и в науку о языке. И наряду с понятием картезианская философия (от лат. варианта фамилии Декарта) появляется понятие картезианская лингвистика. Этот термин как правило и предполагает «Грамматику Поррояль». Грамматика Поррояль первой попыталась построить некую всеообъемлющую систему на основании фактов конкретных языков. Данная работа дала толчок к развитию нескольких направлений в науке о языке. Прежде всего это работы в области философии языка, работы с определнием понятия грамматического канона, развития понятия универсалии, выявлением универсальных свойств. Категории универсальной грамматики. Эта грамматика получила очень широкую известность, переводилась, переиздавалась.

Строго говоря Лансло не был учёным, он был преподавателем иностранных языков. Он обратил внимание, что грамматики дают пояснение когда какое правило нужно применять, предписывающий характер. Они не объясняют почему, как функционирует язык. Латинский, греческий, испанский и итальянский язык— Лансло работал с этими языками. Он не мог не обратить внимание на наличие аналогий в различных языках. В свете идей рационализма Лансло и задумал создать грамматику, которая была бы всеобщей и она бы облегчила изучение каждого конкретного языка. Эта грамматика должна была строиться на сравнении языков. Особенность грамматики в том, что она основывается на принципе рассуждения, как основного принципа, объясняющего языковые факты. Грамматика рациональная и универсальная. Арно и Лансло пытались объяснить что такое человеческий язык, с другой стороны эта грамматика некая популярная работа, которая описывает различные языковые факты. Практическая задача — доминирующая (облегчить изучение языков). Грамматика Поррояль стимулировала исследования в области философии языка. Выявление универсальных свойств, лингвистическая универсалогия.

Универсальность этой грамматика — преувеличениие. Малое количество языков подверглось рассмотрению - древнегреческий, латинский, древнееврейской, французский, итальянский, испанский, английский (чуть-чуть), немецкий, восточные языки упоминаются один раз. Для авторов грамматики Поррояль важно было подчеркнуть, что язык был изобретён в зависимости от принципов работы разума. Фонетико-фонологический разбор языка, графологический аспект — 1 глава. Авторы анализируют звуки разных языков, то как они функционируют в слове, как они используются для различения языковых единиц и они используют звук, знак письменности и буква. Знак письменности — значок, соответствующий звуку, буква — то, что сейчас называется фонемой. 2 часть грамматики посвящена моделированию человеческого языка. Арно и Лансло пытались установить некие естесственные основы искусства речи, которые были бы общими для всех языков. Кроме того они пытались выявить причины различий между языками. Положения универсальной грамматики не зависят от конкретного языка, от времени или пространства. Каждый конкретный язык они рассматривали, как некую модификацию универсального языка. Этот универсальный язык совпадал с логической схемой. Арно и Лансло утверждали, что человек для обозначения всего происходящего, нуждается в знаках и такими знаками являются слова. Слова подразделяются на классы в зависимости от того, что эти слова обозначают (предметы мысли (субстантивы, артикли, местоимения) или способы протекания мысли (глаголы, союзы)). Работы Хомского — развитие идеи, изложенной ниже. Язык обладает внешним и внутренним аспектами, оба они представлены обязательно в любом высказывании, предложении. Внутренняя характеристика состоит в том, как она материализует мысль. Глубинные и поверхностные структуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гипотезы происхождения человеческого языка | Лекция 30.09.11
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.