Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 02.12.11




Становление дискриптивной лингвистики

Этапы:

1) 25—45е годы, ещё не противопоставили себя традиционной лингвистике

2) 45 — 60 годы, Хотккер, Смит, Трейджер, Харрис провозгласили программу вытеснения традиционной лингвистики. Потому что с их точки зрения она была ненаучной, метафизической и менталистской. Тезисы должны опираться на факты, данные нам непосредственным наблюдением. Прежних лингвистов они назвали предысторией и своего рода алхимией.

3) (опущено)

 

Дистрибуция или дистрибутивный метод совершенно исключала фактор значения. Американцы считали, что единственным матиралом исследования должна быть речь, а не язык. То есть язык сводили к речи, потому что она дана в непосредственном наблюдении. А язык — как некая абстрактная система. Сумма фонем по их представлению даёт морфему, сумма морфем даёт высказывание, сумма высказываний — весь язык в целом. Получилось, что основной единицей становится морфема, потому что это минимальная единица, обладающая значением. Идея заключается в том, что они целое трактуют как простую сумму составляющих компонентов.

3 этапа анализа:

1) расчленение целого на составляющие части;

2) план исследования каждой вычлененной части

3) схема переноса информации, полученной от изучения каждой части, на целое.

Это метод непосредственных составляющих (НС метод). В первую очередь затрагивал синтаксис. Основное их требование заключалось в чисто формальном описании языка. Блумфилд утверждал, что недостатком всех предшествующих исследований заключался в том, что при описании синтаксиса использовались философские, логические методы, а не формальные. Poor John| ran away — членится на 2 части. Каждая из этих частей может быть разложена на составлюящие — Poor|John||ran|away, a|way. Это предложение показывает, что этот метод применим не только к синтаксису, но и к морфологии. Этот метод получил своё наибольшее развитие в 40-50-е годы, потому что именно к 40-м годам у американцев обостряется интерес к синтаксису. В качестве основных методов изучения стали использоваться 2 метода: НС метод и трансформационный. НС метод позволяет представить словосочетания или предложения в виде некой матрёшки, иерархии, вложенных друг в друга частей. Причём сущность этого анализа заключается в том, что каждый раз единица предстаёт, как бинарная единица. И всякое высказывание, словосочетание, производное слово бинарны. В свою очередь они делятся на 2 составляющие и процесс заканчивается выделением морфем. Американцы подчёркивают, что каждый раз нужно производить членение таким образом, чтобы в результате получились максимально независимые отрезки, т.е. которые допускают максимальное количество дальнейших членений.

Маленькаядевочка|в беломплатье||ест|большоеяблоко.

Ис|под||низ|у — единственно возможный вариант, потому что например части «исподниз» и «у» не существуют как самостоятельные единицы.

 

Дистрибутивный анализ — это такой метод исследования языка, основанный на изучении окружения отдельных единиц в тексте. Ни лексическое, ни грамматическое значение при этом не учитывается. Изначально этот метод применялся в фонологии и морфологии, в дальнейшем он стал использоваться на всех уровнях языковой структуры. Основные принципы этого метода были разработаны Блумфилдом в 20-30-е годы, а затем позднее они дорабатываются последователями, в частности Харрисом.

1) В начале текст сегментируется на элементарные текстовые единицы фоны и морфы.

2) Идентификация — объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка. Две текстовые единицы принадлежат одной и той же единице языка, если они никогда не встречаются в одном и том же окружении. Это дополнительная дистрибуция.

Американцы установили три модели дистрибуции: дополнительная, дистрибуция свободного варьирования и контрастирующая дистрибуция (контрастная). Свободного варьирования — две тексторвые единицы представляют собой одну и ту же единицу языка, если они встречаются в одном и том же окружении, но без различения значения (например г — х). Контрастирующая — две текстовые единицы принадлежат разным единицам языка, если они встречаются в одном и том же окружении, но с различением смысла (бор — бар). При таком подходе легче всего поддавался фонологический уровень языка. Изучали просодические явления, описали фонетическую структуру языков, выделили разные типы морфем (расширили понятие). Синтаксис рассматривали как продолжение морфологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.