Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Деятельность и общение




 

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность имеет сложную иерархическую структуру, включающую несколько уровней: уровень особых видов деятельности, уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций. В структуру каждой конкретной деятельности включены следующие элементы: мотив, цель, действие, операция. Все компоненты кроме цели могут быть осознанными и нет. Цель является осознанной всегда.

Основной единицей анализа деятельности является действие, под которым понимается процесс, направленный на реализацию цели. Действия человека предметны, они реализуют различные цели (социальные, личные и т.д.). Способ выполнения действия- операция. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие (одно и то же действие возможно выполнить разными способами). Операции в отличие от действий мало или совсем не осознаются (действие предполагает сознательный контроль и наличие осознаваемой цели).

Психофизиологические функции- это физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей организма, таких, как способности к ощущению (сенсорная функция), к образованию и фиксации следов прошлых воздействий (мнемическая функция), двигательная способность (моторная функция) и др. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Данные функции являются предпосылкой и средствами деятельности, представляя собой как бы ее органический фундамент.

Мотив- это то, ради чего совершается действие. Они могут осознаваться и нет: кпервой группе можно отнести убеждение, стремление, интерес и т.п., ко вторым- влечение. Мотивы также подразделяются на органические- связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания), функциональные- удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности (спорт); материальные- создание каких-либо предметов, социальные (занятие определенного положения в обществе, завоевание уважения, признания), духовные- связаны со стремлением человека к самосовершенствованию.

Формирование мотивов деятельности тесным образом связано с потребностями человека. Потребность- это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающее активность по отношению к этим условиям. Потребности классифицируются по предмету- на материальные и духовные. Они могут быть врожденными (органические, потребность в общении, познавательная потребность) и приобретенными в процессе жизнедеятельности. Одна деятельность может быть вызвана разными мотивами, и наоборот- один мотив может стимулировать возникновение нескольких видов деятельности. В структуре деятельности обычно выделяются основной и второстепенные мотивы: первый является ведущим,т определяющим, вторые- дополнительно стимулируют деятельность.

Цель- это образ желаемого результата деятельности. В качестве цели любой деятельности выступает ее продукт: реальный предмет, знания, умения, навыки, творческий результат. Цель неравнозначна мотиву, хотя они могут совпадать. Несколько мотивов могут иметь одну цель, мотив может быть один, а целей несколько. Путь от мотива до конечной цели разбивается на ряд частных целей. Достижению частной цели соответствует действие.

Деятельность будет выполняться эффективно, если человек овладел навыками, под которыми понимаются упрочившиеся способы выполнения действия. У животных навык является формой их поведения, выработанной в процессе проб и ошибок, у человека навыки лежат в основе осознанных действий. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Выработанный навык приводит к ряду изменений в процессе выполнения действий: 1. резко уменьшается время выполнения действия; 2. исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия; 3. отдельные самостоятельные движения объединяются в единое целое.

Особенностью формирования навыков является их постепенная автоматизация, т.е. выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Особенность навыка - сознательный контроль действия в целом.

Выделяют двигательные (устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п.), мыслительные (построение доказательств, концентрация внимания и т.п.), сенсорные (лежат в основе развития чувствительности), поведенческие (складываются на основе знаний о нормах поведения) навыки. Освоение новых навыков сопровождается индукцией (положительное влияние ранее выработанных навыков) и итерференцией (отрицательное влияние имеющихся навыков)

 

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффек­тивно-оценочного (эмоционального) характера. Различают три уровня общения: макроуровень — массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах; мезоуровень — общение в трудовых коллективах и подразделениях; микроуровень — межличностное общение, подразумевающее известную психологическую близость партнеров.

В общении выделяются: цель, содержание, функции, фор­мы, средства, стороны, барьеры.

Цель общения — то, ради чего у человека возникает дан­ный вид активности, это средство Удовлетворения потребностей: социальных, культурных, познавательных и ряда др.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как: материальное (обмен продуктами и предметами), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен физиологическими или психическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, интересами), деятельностное (обмен действиями, навыками). В соответствии с содержанием общения выделяются нструментальная, интегративная, трансляционная, экспрессивная, контактная, эмотивная, информативная, статусопределяющая функции, а также функция самовыражения, социализации, социального контроля и оказания влияния.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения:

· императивное — это авторитарная, директивная форма воз­действия на партнера по общению с целью достижения кон­троля над его поведением и внутренними установками, при­нуждения к определенным действиям или решениям;

· манипуляции — предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений; отличие манипуляции от императива состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Приводит к разрушению близ­ких, доверительных отношений между людьми.

· диалогическое общение представляет собой установку на со­беседника по общению; обла­дает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целост­ности.

В процессе общения выделяют три стороны: коммуникативную (предполагает обмен информацией между его участниками), интерактивную (подразумевает возможность партнеров организовать совместные действия, позволяющие осуществлять общую для них деятельность), перцептивную (обозначает восприятие партнерами по общению друг друга).

· Барьеры общения — это психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента.

· Социокультурные барьеры возникают между людьми разных социальных положений и культур.

· Культурные барьеры выражаются в затруднении коммуникаций между людьми разных культурных уровней или традиций вследствие разного воспитания, манеры поведения со знакомыми и незнакомыми людьми.

· Мировоззренческие различия также могут быть препятствием на пути взаимопонимания.

· Профессиональные барьеры выражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.

· Личностно-психологические барьеры определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и не владение собой тоже создают лишние барьеры.

· Смысловые барьеры связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

· Организационные барьеры могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

· Технические барьеры возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

· Совместимость участников общения определяется как способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Уровень координации в коллективе определяет степень психологической совместимости членов коллектива. Эту совместимость можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании.

 

Контрольные тесты:

  1. Какой компонент деятельности является всегда осознанным:

а) мотив,

б)цель,

в) действие,

г) операция

  1. Способ выполнения действия, это:

а) операция,

б) усилие,

в) навыки,

г) мотив

  1. Неосознаный мотив это:

а) убеждение,

б) влечение,

в) стремление,

г) Интерес

  1. Какая сторона общения предполагает обмен информацией:

а) интерактивная,

б) коммуникативная,

в) информативная,

г) перцептивная

  1. При каком типе общения партнер не информируется о его истинных целях:

а) авторитарном,

б) императивном,

в)манипуляции,

г) диалогическом

 

Информационно-методическое обеспечение дисциплины

 

Основная литература

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. – 512с.

Дополнительная литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика – СПб.: Питер, 2005. – 432с.

 

Рекомендованная литература

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2. Гамезо Н.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

5. Основы психологии. Практикум. / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

6. Психология для студентов вузов. / Под общ. Ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2005. – 560 с.

7. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М. – Школьная пресса, 2000. – 416 с.

9. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.

10. Хьел л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.

 

 

Практикум

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.