Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земская реформа 1864 г




Тема 2. Земская и городская реформы XIX века.

Контрольные вопросы

 

1. Какую роль играло вече в системе народовластия на Руси?

2. Почему дружина на Руси обладала широким самоуправляющимся началом?

3. Охарактеризуйте крестьянскую общину как традиционную форму самоуправления?

4. Какие формы принимал артельный характер жизни на Руси?

5. Что представляло собой казачье самоуправление?

6. Какие самые важные территориальные сообщества для устройства местного самоуправления сформировались в Российском государстве к середине 16 в.?

7. Какую роль сыграли земства в 16-17 в.в. в Российском государстве?

8. Когда и почему произошел решительный поворот от земского управления к бюрократическому приказно - воеводскому управлению?

9. Охарактеризуйте реформы местного управления Петра I?

10. В чем суть принципиальных реформ городского самоуправления Екатерины II?

 

План

 

1. Земская реформа 1864 г.

2. Реформы городского самоуправления

3. Российское земство до начала XX века

Кризис феодально - крепостнического строя, революционная ситуация в стране и постепенное превращение монархии феодальной в монархию буржуазную явились главными предпосылками и причинами, вызывающими ряд реформ сельского, городского и земского самоуправления в России.

19 февраля 1861 года Александром П был подписан ряд законодательных актов о крестьянской реформе. Манифест предусматривал в течение двухлетнего срока:

- открытие в каждой из 45 губерний, на которых распространялось действие законов 19 февраля 1861 года, губернских присутствий по делам о бывших помещичьих крестьянах;

- введение института мировых посредников, на которых возлагались разрешения споров между крестьянами и помещиками, а также проведение реформы на местах;

- образование крестьянского общественного управления — волостной и сельский сходы, волостное правление. В компетенцию крестьянского общественного управления входило избрание и назначение волостных и сельских должностных лиц, раскладка податей и повинностей, земельные переделы, общественное призрение, образование волостного суда.

Местное управление до реформ 60 - 70 - х гг. XDC века строилось на основе актов 1775 — 1785 гг. и включало в себя два звена: коронную администрацию (губернские и уездные учреждения) и органы сословного (дворянского и городского) самоуправления. В 1837 г. появилась новая административно - территориальная единица - стан.!

В 60 - 70 - x гг. ХЕХ века в губерниях, уездах и городах создаются всесословные органы местного самоуправления. Введение местного самоуправления представляло собой не столько политическую, сколько административно - хозяйственную задачу. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое основывалось на следующих принципах Положение:

• новым моментом стало признание земства всесословным органом;

• круг деятельности земства был ограничен хозяйственным вопросами',

в пределах своего хозяйствования земствам ему была предоставлена самостоятельность.

Земские учреждения формировались путем выборов. Все избиратели делились на три курии (избирательные собрания), образуемые по имущественному принципу. В первую курию входили уездные землевладельцы. Во вторую курию - городские избиратели. Третья курия была предоставлена выборные от сельских обществ — состояла преимущественно из крестьян. Однако в нее могли также баллотироваться местные дворяне и духовенство. В выборах не могли принимать участия: а) лица моложе 25 лет; б) судившиеся и не оправданные судом; в) отрешенные от должности; г) состоящие под судом и следствием; д) признанные несостоятельными; е) исключенные из духовного ведомства.

Избранное уездное земское собрание являлось распорядительным органом местного самоуправления. Его председателем был уездный предводитель дворянства. Исполнительным органом местного самоуправления являлась уездная земская управа, состоявшая из председателя и членов. Обычно ее состав исчислялся 3-6 лицами.

Председатели управ избирались соответствующими земскими собраниями, но при этом председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской - министр внутренних дел.

Привлечение к решению вопросов местного хозяйства и развитию социальной сферы более широкого круга жителей придавало местному управлению более гибкий характер, способствовало социально - экономическому развитию территорий.

Функции, которые возлагались на земства:

1) обязательные: содержание арестантских помещений и квартир для чинов полиции, устройство и ремонт дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников, содержание мировых посредников и судей. L 2) необязательные: работа по оказанию врачебной помощи населению, организация народного образования, создание ветеринарной службы, содействие сельскому хозяйству и промысловой деятельности.

Постепенно все большее значение в работе земских учреждений стали приобретать народное образование, здравоохранение и, особенно, статистика (первопричиной возникновения земской статистики послужили многочисленные споры, возникавшие из-за оценки недвижимого имущества, то есть конфликты по поводу определения величины налогооблагаемой базы). Велик вклад земских статистиков в организацию массовых обследований крестьянских хозяйств, кустарных промыслов.

Начиная с 79—х-гг. 19 в. возрастает интерес земств к народному образованию. Первоначально земства брали на себя материальную поддержку школ, открывая новые только при условии, что сельские общества брали на себя часть расходов по их содержанию, то потом открывались чисто земские. Своего рода школьная земская реформа началась с формирования педагогического персонала, подготовка которого первоначально шла через учительские курсы, а с 1969 г. земства стали открывать специальные учебные заведения -педагогические училища (но в полной мере решить кадровую проблему сельской школы земствам не удалось ни в 70 - е, ни в последующие годы).

Важным направлением деятельности земств было здравоохранение. После введения земских учреждений правительство передало им 351 лечебное заведение (все они практически располагались в губернских городах). Земство было вынуждено создать систему лечебных учреждений в сельской местности.

В 1890 г. в земскую систему было введено новое учреждение - губернского по земским делам присутствия. Главной функцией являлся контроль земских постановлений на предмет их соответствия законодательству.

Результатом введения Положения от 12 июля 1890 г. стало изменение в социальном составе земских выборных органов, что практически не сказалось на дальнейшем развитии земской деятельности. Изменения затронули две основные социальные группы:

· Дворян, удельный вес, который вырос примерно на 10 %,

· Крестьян, удельный вес, который уменьшился 10%

Экономический подъем 90 — х гг., который сопровождался резким увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу, предъявлявший в свою очередь повышенные требования к качеству социальной сферы, не мог не сопровождаться расширением не только таких традиционных видов земской деятельности как статистика, народное образование и медицина, но и появлением новых - ранее для земства совершенно не характерных, таких, как агрономическая помощь крестьянам.

В тесной связи с земской агрономией находилось и экономическое содействие крестьянам, которое осуществлялось в двух основных формах:

· в виде собственных посреднических операций;

· в виде поддержки крестьянских кооперативов, которые рассматривались как средство экономического развития территории и как средство экономического подъема крестьянских хозяйств.

Особую роль в становлении кооперативного движения в России сыграли земские кассы мелкого кредита, через которые проходили все кредитные операции земств (кассы, выдают ссуды кооперативам, а те кредитуют отдельных лиц, своих членов).

Земства все больше эволюционировали в полноценные органы местного самоуправления, которые не только обеспечивали местные «нужды и пользы», но и активно участвовали в регулировании социально - экономических процессов на подведомственных им территориях.

Земствам удалось сформировать достаточно квалифицированный корпус земских служащих, так называемый «третий элемент».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.