Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономической основы




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МОДУЛЬ 11.

ЛИТЕРАТУРА

Контрольные вопросы

1. Каким образцом регулируется муниципальная служба в Российской Федерации?

2. Где установлены основные принципы муниципальной структуры? Охарактеризуйте их.

3. Понятие и признаки и задачи муниципальной службы?

4. Как Федеральный закон «Об основах муниципальной службы» устанавливает муниципальную должность и классифицирует ее?

5. Понятие и состав правового статуса муниципального служащего?

6. какие права и гарантии имеет муниципальный служащий?

7. Чем ограничен муниципальный служащий.

 

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 06. 10.2003г. №13 1- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 08 апреля 1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ».

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

5. Постановление Правительства РФ о 3 1.12.2004г. № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите».

6. Закон Приморского края от 20.0 1. 1 997г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Приморском крае».

7. Закон Приморского края от 30.04.2003г. №50-КЗ «О реестре муниципальных должностей в Приморском крае».

8. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. -М- Санкт- Петербург, 2005.

 

 

 

Тема 1. Экономическая основа местного самоуправления

 

План

 

1. Понятие экономической основы

2. Муниципальное имущество: состав и его использование

3. Муниципальный заказ

4. Муниципальные предприятия и учреждения

 

Каждое муниципальное образование для решения вопросов местного значения должно обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.

Экономические основы являются одним из главных базисных элементов местного самоуправления.

Они обеспечивают:

хозяйственную самостоятельность муниципальных органов;

служат удовлетворению потребностей населения муниципального образования;

• создают условия для нормальной жизнедеятельности муниципального образования.

В теории и практике наибольшее распространение получили два подхода к толкованию понятия «экономическая основа местного самоуправления».

Первый подход заключается в том, что экономические основы характеризуются как общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципального образования. Этот подход отражает политико-экономическое содержание, сам процесс формирования и использования материально-финансовых ресурсов.

Второй подход рассматривает экономические основы как совокупность (систему) взаимосвязанных муниципальных и иных объектов, а также финансовых ресурсов, составляющих потенциал, который может быть использован для получения доходов и удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Этот подход раскрывает состав и содержание, рассматривает экономические основы в его материально-вещественном выражении.

Эти два определения дополняют друг друга, раскрывая различные стороны одного и того же явления.

Для анализа составных элементов экономической основы местного самоуправления необходимо пользоваться комплексным (структурно-функциональным) подходом.

Экономические основы, формируясь в рыночной среде, оказывают серьезное воздействие на ход экономических реформ.

Конституция Российской Федерации, подтвердив право граждан на местное самоуправление, закрепила его материально-финансовую основу, предусмотрев, что органы местного самоуправления самостоятельно муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. В соответствии с Указом Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 года органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность.

Определение экономической основы местного самоуправления было сформулировано в Федеральном законе от 28.08.1995г. № 154- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому, «экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования» (ст.28).

В новой редакции Федерального закона от 06. 10.2003г, № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных o6paзований (ст.49)

В соответствии со ст. 212 ПС РФ имущество может находиться в собственности муниципальных образований. При этом особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться! лишь законом.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ПС РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 ПС РФ).

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им образом (ст. 209 ПС РФ).


Таким образом, мировая практика показывает, что финансовая автономия является существенной составной частью местного самоуправления.

 

11.1.2. Муниципальное имущество: состав и его использование

Федеральный закон 2003 года конкретизирует состав муниципального имущества, которое находится в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов.

Общий подход состоит в том, что:

1) в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти;

2) имущество, предназначенное для комплексного использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения разделено на две группы:

1. имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность;

2. имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления,

Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ним иные сделки.

Статья 50 №131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" вводит "целевой режим" имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Такой "целевой режим" имущества обусловлен вопросами местного значения, решение которых возложено этим ФЗ к соответствующим муниципальным образованиям, а также целями, указанными в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 50. В случае возникновения права собственности на имущество, не отвечающее "целевому режиму", имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Принятые федеральные законы, регламентирующие соответствующие отношения, и определение целевого назначения имущества может быть осуществлено с учетом действующих норм.

1. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ (с изм. от 30 июня 2003г.) устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при L разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

· земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

• земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

• земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.) устанавливает, что водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющие границы, объем и черты водного режима; а обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 1).

Муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты (ст. 34). Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

3. В соответствии со cm, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности (с изм. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.) имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы. Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имуществу от его содержания, использовать указанное по его прямому назначению (ст. 36).

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с имз. от 28 октября 2002 г.) устанавливает, что органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 11). Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

5. Согласно ст. Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле ", библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организационным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления (ст. 4).

6. Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г, № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (с изм. от 27 февраля 2003 г.) подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений

фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения

ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

7. В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре " (с изм. от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся, в частности, регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры; строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

8. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " (с изм. от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.) устанавливает, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1).

Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изм. от28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) устанавливает, что решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные (ст. 15).

Органы местного самоуправления вправе совершать сделки с муниципальным имуществом.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на устранение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ПС РФ). Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (ст. 1 54 ПС РФ). Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами (ст. 155 ПС РФ). Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры). Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех и более сторон (многосторонняя сделка) (ст. 154 ПС РФ).

10.Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. от 27 февраля 2003 г.) устанавливает, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц (ст. 1).

В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ его действие не распространяется, в частности, на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; муниципального жилищного фонда; муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании муниципальных учреждений; муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ним в хозяйственном ведении или оперативном управлении; муниципального имущества на основании судебного решения.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектами, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.