Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медико-социологическая точка зрения на медицину и здравоохранение

В современном мире медицина (в том числе и здравоохранение) как важнейшая для человека сфера влияет на людей порой сильнее, чем политика и экономика. Система охраны здоровья воздействует не только на индивида, но и на общество в целом. Понимание роли медицины, ме­дицинской практики и здравоохранения в социальной системе, медико-социальных, экономических, политических проблем здравоохранения нашло свое место в социологии медицины.

Социология медицины изучает на макро- и микроуровнях состояние общественного здоровья и организации медицинской помощи в зависимости от социально-экономических факторов и рассматривает медицину как социальный институт, а также как подсистему социальной системы в целом, используя при этом социологические аспекты.

С целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья и работоспособ­ности, продлению жизни граждан социология медицины, используя со­циологические подходы, изучает:

- роль и место системы охраны здоровья в жизни общества;

— представления различных слоев общества о влиянии социально- экономических факторов на состояние общественного здоровья и орга­низацию медицинской помощи;

- функционирование и развитие социальных процессов, протекаю­щих в системе здравоохранения, ее институтах и в медицине как соци­альном институте.

При этом социология медицины:

— рассматривает функции медицины не только как излечение от болезней, облегчение физических страданий и помощь инвалидам, но и как социальную помощь общества всем нуждающимся;

— рассматривает вероятность заболевания и картину его лечения с учетом социальных, культурных, психологических и другие факторов;

— изучает процессы социализации в сфере охраны здоровья, иссле­дуя с социальных позиций действия пациента и врача/ индивидуальное и общественное отношение к здоровью и болезни;

- анализирует, используя социологические методы, состояние обще­ственного здоровья и организацию медицинской помощи с учетом соци­ально-экономических факторов;

— изучает механизмы социального действия и взаимодействия соци­альных институтов (групп, социальных статусов, ролей, ценностей, норм, санкций и т. д.), влияющих на сферу болезни и здоровья человека.

2 Социологическая интерпретация здоровья и болезни.

Здоровье человека, как и болезнь — социально опосредованное явле­ние, заключающее в себе гармоничное единение биологических и соци­альных качеств в условиях воздействия факторов окружающей среды.

Различают индивидуальное и общественное здоровье (фонд здоровья, потенциал здоровья, здоровье нации). Здоровье человека имеет биологи­ческую основу, т. е. естественное течение процессов жизнедеятельности организма. Здоровье индивидуума является элементарной «клеточкой» общественного здоровья, которое формируется на основе показателей здоровья половозрастных, социальных и профессиональных групп, про­живающих на определенной территории, в различных регионах.

Общественное здоровье — макроэкономическое понятие, характеризу­ющее страну, государство, общество. Оно отражает сложное социально-био- логическое состояние общности людей. Общественное здоровье столь же реальное явление, как национальное богатство, общественное потребление, образовательный уровень, качество жизни. Это не только совокупность ха­рактеристик и признаков индивидуального здоровья, но и интеграция со­циально-экономических черт, делающих его жизненно необходимой час­тью того социального организма, каким является общество.

С одной стороны, общественное здоровье отражает вероятность до­стижения каждым членом общества максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продлен­ной индивидуальной жизни. С другой стороны, показатели обществен­ного здоровья характеризуют жизнеспособность всего общества как со­циального организма, уровень его социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов и поддержания рав­новесия с природной и социальной средой.

Рассматривая здоровье (индивидуальное и общественное) как социоп- стихийное явление, следует отметить его двоякий характер. Во-первых, здоровье — это естественное, абсолютное и непреходящее благо, зани­мающее верхние ступени иерархической лестницы ценностей, значимых для всех без исключения людей. Такой взгляд на здоровье как на наивыс­шее по своему значению благо имеет тысячелетнюю традицию. Влия­ние здоровья пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Пол­нота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека, не говоря уже о самой их возможности, находятся в непосредственной зависимости от «качества» здоровья. Высокий потенциал физической и психической дееспособности служит важнейшим залогом полноцен­ной жизни человека.

Во-вторых, здоровье входит в качестве составной части в экономичес­кий фактор труда, оно представляет ресурс трудоспособности, от которо­го зависит производительность труда, а с ней и уровень удовлетворения практически всех потребностей.

Здоровьем определяется возможность приобщения к труду и исполь­зования его как источника материального благосостояния. Реализация этой важной социальной задачи требует в качестве основной предпосыл­ки сохранения и укрепления здоровья людей.

Подход к здоровью как к дискретной категории, определяемой состояни­ями «здоровый» и «больной», «практически здоровый», которые используют­ся в медицинской практике, чрезмерно упрощен, но пригоден для восприятия здоровья и нездоровья, болезненного состояния, самочувствия и ощущения на бытовом уровне. Быть здоровым означает не иметь субъективных жалоб и ощущать полноту физических и душевных сил.

Разновидностью функционального подхода к изменению состояния здоровья является определение здоровья как способности индивида осу­ществлять присущие ему биологические (видоспецифические) и соци­альные функции, в частности способности к общественно-полезной де­ятельности. В связи с таким подходом и возникло понятие «практически здоровый человек», когда возможное наличие в организме патологичес­ких изменений существенно не сказывается на самочувствии и работос­пособности человека.

Как физическое, так и психосоциальное здоровье целесообразно рас­сматривать в динамике на протяжении жизни человека. Оно во многом зависит от физиологических возрастных циклов, через Которые проходит организм. Взаимодействие со средой любого организма, особенно орга­низма человека, преимущественно активное, а не реактивное, и здоровье должно обеспечить такое взаимодействие.

Основная проблема исследований болезни в хронобиологии и хрономедицине — нарушения соответствия биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций; происходящих в определенных интервалах времени (в так называемых индивидуальных аркадах), с внешнесредовыми природными временными периодами, циклами и пр.. Болезнь приводит не только к нарушению фи­зиологических, соматических, но и психических, социальных, трудовых, моральных и других функций, нарушению всего спектра жизни, опреде­ление которого — крайне трудная задача.

По существу, деятельность в системе охраны и улучшения здоровья граждан выходит далеко за пределы собственно медицины и фармации. Для здоровья человека решающее значение имеет и экологически безо­пасная среда обитания, и условия его труда, быта и отдыха, и характер питания, и социально-психологический климат в отношениях с окружа­ющими, обществом и государством.

3 Социокультурные факторы заболеваемости

Социально-демографические факторы здоровья включают в себя пол, возраст и семейное положение.

Половые роли первично биологически детерминированы и связаны с начальным разделением труда в данной культуре. В связи с этим струк­тура заболеваемости для каждого пола своя.

В современных обществах западного типа у женщин чаще диагности­руются невротические, депрессивные и инволюционные расстройства, а у мужчин — расстройства психопатического круга, алкоголизм и алко­гольные психозы, мужчины чаще переносят инфаркт миокарда, язвенную болезнь, с ними чаще происходят несчастные случаи.

Существует устойчивая связь между психическим здоровьем и семей­ным положением, опосредованная фактором пола. Наиболее высокий уровень психического здоровья устанавливается у состоящих в браке мужчин, затем следуют никогда не состоявшие в браке женщины, за­тем — женщины, состоящие в браке. Наихудшее психическое здоровье отмечается у одиноких мужчин, разведенных и овдовевших женщин. С позиций психологии здоровья важна роль женщины в современном обществе как хранительницы традиционных медицинских знаний и на­выков. Основным источником медицинской помощи и советов на этапе, предшествующем обращению к профессионалам, как правило, выступа­ют пожилые женщины.

Возраст также является первичной биологической характеристи­кой индивида. В традиционных обществах пожилой возраст сопряжен, как правило, с более высокими социально-статусными позициями. Мно­гообразие и разнородность влияний затрудняют установление связи воз­раста и здоровья.

Корреляция с возрастом устанавливается практически в каждом ис­следовании здоровья. Наиболее часто худшее нервно-психическое здоровье обнаруживается в группе мужчин 25—35лет и женщин 45—55лет. В рос­сийской популяции здоровье ухудшается с увеличением возраста, а в амери­канской популяции в течение последних десятилетий подобной связи не ус­танавливается. В производственных выборках систематически выявляется парадоксальная связь возраста и здоровья. Она получила название «эффекта здорового рабочего»: здоровье работающих 55—60лет и старше лучше, чем работающих младших возрастных групп.

В течение жизненного цикла личность испытывает 3 основных вида влияний, находящих свои проявления в состоянии здоровья. Первый вид таких влияний когортный эффект, или исторические влияния, кото­рым подвержено все данное поколение. Воздействие когортных влияний длительное.

Эмпирически показано, что мужчины, чье раннее детство пришлось на годы «великой депрессии» в США, в течение всей жизни испытывали трудности социальной адаптации.

Второй вид влияний на здоровье — нормативные «случаи», такие как поступление на учебу; вступление в брак, рождение детей, выход на пенсию и т. п. Такие случаи могут оказывать, а могут и не оказывать патогенного воздействия на личность.

Примером здесь может служить обучение в вузе. Многочисленные ис­следования как в нашей стране, так и в странах Запада показывают бо­лее высокий уровень стресса и связанной с ним симптоматики у студентов по сравнению с работающей молодежью.

Третий вид влияний в течение жизненного цикла — ненормативные, т. е. присущие лишь отдельным подгруппам индивидов «случаи». Это фи­зическая болезнь, привлечение к уголовной ответственности, участие в боевых действиях и т. п. С ненормативными случаями чаще всего свя­зывают патологические эффекты отдельных фаз жизненного цикла.

Культурные традиции семейной жизни. Анализируя влияние семьи и брака на здоровье, следует выделять ряд проблем. Во-первых, это проблемы здоровья молодых людей, которые они вносят в семью, вступая в брак. Во-вторых, это отношение семьи к здоровью и болезни ее членов, в третьих, это собственно влияние куль­турных традиций семьи и брака на здоровье.

С точки зрения социологии медицины интересны комплексные иссле­дования, охватывающие влияние на здоровье членов семей материальной обеспеченности, уровня культуры, жилищных условий, питания, воспи­тания детей, внутрисемейных отношений, обеспеченности медицинской помощью и др. Результаты подобных исследований изменили традицион­ные представления о прямом воздействии материальных условий жизни на здоровье. Различия в обеспеченности жильем, в размере жилой площа­ди порой не оказывали прямого влияния на состоящие здоровья.

Решение женщины родить или прервать беременность зависит от ус­ловий жизни (материальной обеспеченности, жилищных условий и осо­бенно пьянства мужа и др.), но эта зависимость опосредована через от­ношения между супругами (Кузнецов В. К., 1974). Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формиру­ют состояние здоровья, Состав и состояние семей заметно сказываются и на распространенности отдельных заболеваний.

Распорядок дня членов семей — один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни.

Например, нарушение режима сна, питания, прогулок и других видов фи­зической активности уже в первые годы жизни детей резко сказывается на их здоровье. Каждый 3-й ребенок, не соблюдающий режима дня, имел неудов­летворительные показатели здоровья — частые острые и хронические заболе­вания, низкие показатели физического развития и др. (Полунина Н. В., 1974).

Распространенность отдельных заболеваний также находится в боль­шой зависимости от социальной активности, прежде всего учебы, быта, общественной работы, отношений дома, в школе и др. По данным Е. Н. Савельевой (1980), каждый 2-й ребенок, заболевший ревматизмом, обладал низкой социальной активностью.

Обобщив результаты более 8000 посемейных обследований в г. Таган­роге, Н.М. Римашевская (1987) пришла к заключению, что показатели здоровья зависят в первую очередь от характера труда, питания, отдыха, психологических и другие влияний образа жизни. Особенно убедитель­ны результаты изучения заболеваний, при которых, казалось бы, невоз­можно или трудно определить влияние социальных условий и факторов образа жизни, так как традиционно такие заболевания рассматриваются исключительно с медико-биологических позиций.

Работа. Важной составной частью здорового образа жизни трудоспо­собного населения является занятость. Безработица оказывает угнетаю­щее влияние на большинство стремящихся работать людей, деформирует сложившийся образ жизни, порождает стрессовые состояния.

Медико-социологические исследования показывают, что большинство работающих не хотели бы оставить работу, даже если бы не испытывали материальной необходимости в ней. Обследования безработных фиксируют легкие нервно-психические нарушения здоровья, которые, однако, быстро компенсируются при трудоустройстве. Выход на пенсию не дает каких- либо патологических эффектов отставки, если только на этот момент человек обладает достаточно хорошим здоровьем и уверенностью в буду­щей материальной обеспеченности. В связи с этим выход на пенсию в пери­од экономического спада переносится более болезненно, чем в период эконо­мического процветания.

Социально-психологический климат в трудовых коллективах сущес­твенно влияет на здоровье и образ жизни работающих всех категорий. Неудовлетворительная психологическая обстановка — одна из причин текучести кадров, увольнений, перемены места работы и даже места жи­тельства, что сказывается на здоровье людей.

Для занятых в тяжелых и вредных условиях малоквалифицированных работников основными стрессогенными факторами являются вредность условий труда, его тяжесть и монотонность. Эти факторы высокоспеци­фичны для отдельных видов производств, поэтому какие-то обобщения здесь делать трудно.

Однако первой группой повышенного риска считаются руководители. Источники стресса в работе руководителя: ответственность за результаты основной деятельности организации и за людей; профессиональная ка­рьера; перегрузки; взаимоотношения с другими лицами, занимающими ключевые позиции в организации; трудности в семье, вызванные особен­ностями управленческой деятельности.

Особенно стрессогенной является позиция женщины-руководителя, пос­кольку существующие в профессиональной среде стереотипы предъявляют к женщине повышенные и достаточно специфичные требования как на сту­пенях карьеры, так и при реализации управленческих функций.

Любая индустриальная организация может быть представлена как структура социально-статусных позиций, сопряженных с соответс­твующими социальными ролями. Идентифицированы 3 основные ха­рактеристики организационной роли, вызывающие нервно-психическое напряжение:

• ролевой конфликт, т. е. противоречия требований, предъявляемых к личности, выполняющей данную роль;

• ролевая неопределенность, т. е. неясность требований, которым долж­на удовлетворять деятельность личности;

• ролевая перегрузка, т. е. чрезмерность требований, превышающих воз­можности их выполнения личностью.

Влияние индустриального стресса на работающих можно предста­вить в виде 3 групп показателей: заболеваемости; абсентеизма; произво­дительности.

Заболеваемость работающих отражает не только производственный стресс, но и всю совокупность условий труда и жизни. Однако по иссле­довательским данным можно выделить симптомы и состояния, связан­ные производственным стрессом больше, чем с другими биологически­ми и социальными факторами.

Это, например, психофизиологические (вегетативные) симптомы, несчастные случаи на производстве, простудные заболевания, а также обра­щение за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения предприятий. К собственно соматической и психоневрологической заболеваемости тесно примыкают алкоголизм, нарко и токсикомании*

Абсентеизм — отсутствие на работе из-за заболеваний, прогулов, забастовок и увольнений (текучесть кадров). Нетрудно заметить, что абсентеизм возможен не только по причине заболевания, но и из-за нарушения технологической дисциплины, употребления алкоголя на рабочем месте и т. п.

Производительность может снижаться как количественно, так и ка­чественно по причине невыполнения норм выработки, простоев по вине работника, нарушения технологической дисциплины и выпуске брако­ванной продукции.

От стресса на производстве защищают опыт работы, идентифика­ция с организацией и социальная поддержка на работе. Опыт способс­твует выработке и закреплению навыков преодоления типичных стрессогенных ситуаций, складывающихся в производственном окружении, создавая «чувство мастерства и компетентности». Идентификация с це­лями, задачами и субкультурой организации повышает личностную са­мооценку. Идентификация с организацией обычно тем выше, чем выше производственный статус личности. Социальная поддержка снижает риск многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечного тракта, кожных и т. д.). Наибольшее значение для редукции произ­водственного стресса имеет инструментальная поддержка руководителя, а для разрешения личностных проблем — эмоциональная и оценочная поддержка коллег.

Психопрофилактические программы в индустриальных организациях имеют относительно недавнюю историю. До 1980-х годов прошлого столе­тия психоневрологическая и психологическая консультативная помощь ра­ботающим включала периодические медицинские осмотры, борьбу с пьянс­твом и алкоголизмом на производстве.

В странах Запада разрабатываются и узко направленные программы — клинического (ориентированная на индивида консультация в организации) и поведенческого (формирование здорового стиля жизни) содержания. Следу­ет отметить параллелизм развития этих программ с{развитием программ обогащения труда и гуманизации индустриальных отношений.

Поведенчески ориентированные программы первоначально сосредоточи­вались на профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, но затем стали включать в себя рациональное питание, физические упражнения, управление стрессом, отказ от курения и т. п. Интеграция этих программ с традици­онными лечебно-профилактическими н наркологическими мероприятиями позволила создать высокостандартизованные и применимые в любой круп­ной индустриальной организации всесторонние,программы сохранения и ук­репления здоровья работающих. В качестве примеров можно назвать про­граммы «Джонсон и Джонсон», «Здоровье ради жизни».

 

4. Стимулы самосохранительного поведения

Долгое время охрана здоровья считалась обязанностью исключитель­но систем здравоохранения и социальной защиты, в результате критерии оценки деятельности самих систем заменили критерии здоровья населе­ния. Пересмотр этой политики начался с концепции приоритетного раз­вития доступных для населения видов и формирования программ здоро­вого образа жизни.

Начиная с 1991 года, в России вводится медицинское страхование (обязательное и добровольное) как форма социальной защиты населения в области охраны здоровья, разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной меди­цинской помощи.

Реформы систем здравоохранения, как в развитых, так и в развива­ющихся странах, начинались с решения задачи управления здоровьем населения дутем дифференцированной адресной поддержки населения и перераспределения средств и кадровых ресурсов, направляемых на раз­витие здравоохранения и медицинской науки. Основная цель этих ре­форм — сохранение и укрепление здоровья нации.

Здоровье конкретного человека и общества в целом зависит от обще­го уровня культуры, образования, психологической установки, условий жизни, состояния системы здравоохранения и др. Характер и объем ока­зываемой медико-социальной помощи определяется не только возмож­ностями системы здравоохранения, необходимо учитывать мнение людей о своем здоровье и влияние на него факторов риска.

Ключом улучшения общественного здоровья являются стимулирова­ние самосохранительного поведения и здоровый образ жизни.

Самосохранительное поведение включает в себя регулярность пита­ния, занятия физкультурой и спортом, отказ от вредных привычек, соб­людение гигиенических норм, санитарную грамотность, гигиеничес­кие привычки, своевременность обращения в медицинские учреждения, в том числе в профилактических целях, строгое выполнение медицинс­ких рекомендаций, соблюдение правил техники безопасности на работе и в быту и т. д;

Ничто не в состоянии способствовать укреплению здоровья больше, чем знание людьми основных факторов, вызывающих болезни или спо­собствующих их возникновению, и принятие мер по ослаблению нега­тивного воздействия этих факторов на здоровье. Лучший способ предо­твращения заболеваний — здоровый образ жизни и поддержание условий среды обитания, уменьшающих вероятность болезней. $

Известно, что квадратный метр или рубль сами по себе на здоровье вли­ять не могут, но они воздействуют на способ их использования— и в боль­шой квартире, и с большой зарплатой можно вести нездоровый, негигиени­ческий образ жизни.

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от об­щества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесцен­ный дар. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молог дые люди, не обремененные болезнями. Непонимание значимости здоровья для полноценной жизни — признак не только низкой об­щей культуры и медицинской неграмотности^ но и социального инфан­тилизма.

Самосохранительное поведение определяется вниманием к собствен­ному здоровью и своевременной профилактикой заболеваний, созна­тельной ориентацией на здоровый образ жизни. Формирование здоро­вого образа жизни имеет 2 направления: создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств (по существу формирование потенциала общественного здоровья); пре­одоление, уменьшение факторов риска здоровью.

Хотя оба направления взаимно связаны, нередко на практике дело ог­раничивается лишь борьбой с факторами риска, что само по себе очень важно, но это преодоление явлений, лежащих на поверхности, достаточ­но хорошо известных и измеряемых. Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни, в частности, через кооперативные или комму­никативные программы здоровья. В целом такие программы ориенти­руют население на сознательное активное участие в создании условий, способствующих сохранению здоровья.

Если к этому добавить рекомендации по соблюдению гигиенического распорядка труда, отдыха, учебы, снижению уровня социального и про­фессионального стресса, повышению физической активности, то пере­численное можно определить как медицинскую программу формирова­ния здорового образа жизни.

При разработке мер по профилактике заболеваний и формированию программ здорового образа жизни необходимо учитывать особеннос­ти влияния одинаковых факторов риска при различных заболеваниях. Например, несбалансированное, нерегулярное питание, курение, упот­ребление алкоголя, продолжительность профессионального стажа, эмо­циональные нагрузки входят в число факторов развития диабета, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Многочисленные медико-социологические исследования под­тверждают, что повышение физической активности и сокращение первичных и вторичных факторов риска: курения; потребления по­варенной соли, животных жиров, алкогольных напитков и пр. улуч­шают состояние здоровья. Подобные меры экономичнее, чем лечение болезней.

Медико-социологические исследования влияния факторов риска на уровень общественного здоровья имеют принципиальное значение, так как позволяют выработать общую тактику борьбы (профилактики) с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими забо­леваниями, составляющими основу современной патологии экономичес­ки развитых стран. Они лишний раз указывают на роль факторов риска как ведущих в развитии патологии и пути снижения риска заболеваний, роль здорового образа жизни и возможности первичной профилактики. Первичная профилактика и формирование здорового образа жизни яв­ляются основными: направлениями социальной политики в области ох­раны здоровья.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление медицинской социологии как науки | Тема 3. Проблемы формирования здорового образа жизни и роль врача в современном обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.