Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. 5 Девиантное поведение и социальный контроль




Тема № 4. Семья как малая группа и социальный институт

 

1. Понятие семьи, её функции и структуры.

2. Исторические изменения семьи как социального института.

3. Пол и неравенство.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

 

1. Институт семьи - один из основных первостепенных социальных институтов, именно семья признается всеми исследователями основным носителем социальных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Семейная жизнь чаще всего рассматривается с позиции этноцентризма.

Почему человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы удовлетворению человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

Социальный институт это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Институт семьи включает в себя:

1. Совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2. Общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

3. Система связей и социальных норм, переплетение ролей и статусов (мужа, жены, ребёнка, подростка, тёщи, свекрови, братьев, сестёр с помощью которых осуществляется семейная жизнь).

Институт семьи - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на определенной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Существуют и нормы поведения в отдельных социальных ролях: родителей, детей и т.п.

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь наличие триединого отношения супружествародительствародства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти её членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших ещё семьями (напр. семьи молодожёнов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестёр).

Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Функции семьи. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?

1. Функция сексуального регулирования. Семья — это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.

Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи — служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья — это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля.

Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.

Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Формы семейной жизни достаточно разнообразны, в то время как функции семьи в большинстве обществ мало отличаются друг от друга. Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем мужа, жену и их детей. Такая форма семейных отношений называется супружеской или нуклеарной. Основа нуклеарной семьи - двое людей, связанные отношениями брака. Кроме нуклеарной семьи существует другая форма семейных отношений, которая называется родственной семьей. Она основана не только на брачных, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы (клан родственников с детьми). Значения этих двух форм семейных отношений для общества неодинаково. Важнейшие социальные функции выполняет нуклеарная семья. В большинстве родственных семей мужчина (женатый) или женщина (замужняя) в первую очередь остаются привязанными к родительской семье и наполовину входят в семью жены (мужа). Это имеет важные социальные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей в которой он родился, а не с той с которой связан узами брака.

В таких семьях (родственных) ответственность и забота распределяется между достаточно большого количества членов семьи. Ребенок связан не только с родителями, но и с дядями, тетями и др. У ребенка появляется большая возможность для общения и социализации к большому числу социальных ролей. Такая семья надежно защищает своих членов от жизненных невзгод.

В реальной жизни родственная семья не всегда возможна. Это связано с тем, что места рождения и вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Для современного общество характерно ослабление многих родственных связей, и соответственно преобладание нуклеарной формы семейных отношений.

Формы брака. Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое (или более!) людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей.

Брак по сговору (будущие супруги практически не встречаются)

Романтическое приключение, которое переходит в любовь (или не переходит!)

Стоя на позициях этноцентризма, мы часто жалеем молодых людей в других обществах, а они жалеют нас. Но ни те ни другие не чувствуют себя нуждающимися в жалости.

Экзогамия — ограничение выбора партнера в браке из своей узкой группы (кровосмешение)

Эндогамия - брак возможен лишь в пределах своей группы. Клановая, деревенская или племенная эндогамия часто встречается в примитивных обществах. Существует также расовая и сословная эндогамия. В чистом виде эндогамия характерна для закрытых обществ.

Моногамия и полигамия. Для европейцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной, (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, существует и сейчас, например на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда одна женщина имеет нескольких мужей. Одним из таких примеров служат некоторые общества южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния или многоженство. Представление европейцев о полигинии весьма этноцентрично. Трудно сказать в каком обществе женщина имеет более высокий статус — в обществе с моногамной или полигамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамия, браки обычно являются моногамными. Только преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена зачастую оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена и они, как правило не желают для себя другой доли.

Насколько поливариантны формы семейных отношений см. таблицу «Структура семьи в разных обществах».

 

 

Структура семьи в разных обществах

(по шести параметрам)

 

  Форма семьи Биологические связи, брак и правовые нормы: 1. Нуклеарная семья состоит из взрослых (родителей) и детей. 2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.
  Форма брака 1. Моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной. 2. Полигамия – между одним мужчиной и несколькими женщинами. 3. Полиандрия – между одной женщиной и несколькими мужчинами. 4. Групповой брак – между несколькими семьями.
Тип властных структур 1. Патриархальный – власть мужчин над другими членами семьи (Таиланд, Япония, Германия). 2. Матриархальный – власть женщин. 3. Эгалитарный – власть распределяется между мужем и женой.
  Предпочитаемый партнёр 1. Экзогамия – правила, регулирующие браки вне определённых групп. 2. Эндогамия – предписывает заключение брака внутри одной группы (Индия – кастовая система).
Право выбора местожительства 1. Неолокальное местожительство отдельно от родителей (в США). 2. Патриолокальное – невеста уходит в дом мужа. 3. Матриолокальное – муж живёт в доме жены.
Родословная и Наследование имущества (три типа) Родословные бывают двух типов: - по мужской линии; - по женской линии. Наследование имущества – двухстороннее (общепринято по 40 %).

 

2. В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога X. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство - общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон. Аристотель предполагал, что природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства».

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И.Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак - это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях. У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина — с несколькими мужчинами.

Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел труд американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На огромном фактическом материале Морган проанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий. Книга Моргана «Древнее общество», которую законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс с использованием труда Моргана доказал глубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производства самого человека, развития, с одной стороны, труда, а с другой - семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, ее противоречивый и вместе с тем прогрессивный характер. Энгельс уделяет особое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака к моногамии (см. таблицу).

 

 

Эволюция семейно-брачных отношений

 

  1. Кровнородственные (орда)       В сексуальные отношения вступали кровные родственники: родители и дети, братья и сёстры     «Промискуитет» - беспорядочная половая связь    
  2. Племя, род, групповая семья Мужчины одной группы являлись общими супругами для женщин другой группы   Табу на связь между родителями и детьми. Половая связь братьев и сестёр продолжается, но вскоре возникает табу на связь между братом и сестрой.
3. Паналуальная семья (от гавайского «паналуа» – интимный друг) - матриархат Ядром семьи и рода являлась женщина. Мужья были общими, отец ребёнка оставался неизвестен. Внутри определённого семейного круга мужья и жёны были общими, но из него исключались братья жён и сёстры мужей.  
    4. Парная семья Существует ещё коллективное хозяйство, в доме господствует женщина, она пользуется свободой наравне с мужчиной. Женщина выделяет одного главного мужа и наоборот. Происходит разделение труда. Появление скотоводства, ремёсел, возникает частная собственность.  
    5. Патриархальная семья. Материнское право отменяется, наследование идёт по отцовской линии. Отцовская неограниченная власть – деспотизм. С развитием частной собственности мужчина стал занимать главную роль. Идёт закабаление женщины, она превращается в рабу, в простое орудие деторождения.  
6. Моногамная семья (единобрачие) (Рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй). Женщина не имеет права на выбор мужа. Появляется право гостей на невесту, которое вскоре трансформируется в «право первой ночи» для вождя, шамана, жреца и т.д. Внутри моногамной семьи развивается противоречие: супруга компенсирует своё унижение тем, что заводит себе любовника. Мужчина – глава семьи должен иметь уверенность в происхождении своих детей. Женщина раб, товар, её можно купить, подарить, предложить гостю как лакомый кусочек. Происходит порабощение одного пола другим.  

 

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп». Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными общественными ячейками. Они характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которых индивид включается лишь как носитель определенной функции.

В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и X. Локка «Семья - от института к содружеству». В ней представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно — в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.

Уже на этой стадии, которую X. Кристенсен назвал периодом «появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубокого серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже - в СССР и странах восточной Европы.

Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал в себя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чисто теоретическим истолкованием и операционным применением в процессе исследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно — изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развития более широких общественных структур. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.

 

3. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

Социологи говорят не о двух, а о трех основных ролях, которые приходится выполнять женщине: супружеской, родительской, профессиональной. А психологи. добавляют, что в результате у нее может возникать чувство неудовлетворенности одной их них. Работа вне дома, как оказалось компенсирует стресс, она помогает женщине легче преодолеть напряжение в супружеских отношениях. Но выяснилось и другое, чрезмерное увлечение женщины профессиональной ролью, увеличивает напряженность в семейных отношениях. Хотя в профессиональном отношении большинство женщин не уступают мужчинам, общество традиционно закрепило за ними роль супруги и матери, поэтому их зарплата даже в развитых странах, как минимум на 30% ниже, чем у мужчин.

Таким образом, у большинства женщин неудовлетворенность жизнью наступает, когда они не справляются с супружескими и родительскими ролями, а у мужчин с профессиональными.

 

4. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Тенденции развития современной семьи. Переход от патриархальной формы моногамии к партнерской семье. Переход от индивидуально-семейной формы производства к общественно индивидуальной. Развод становится структурным элементом брачно-семейных отношений. Возрастает автономия поколений. Рост числа молодежный семей. Замена отношений, основанных на патриархальных ценностях, отношениями на демократических ценностях. Моногамия утрачивает пожизненный характер, заменяется правом и возможностью повторного брака. Семья перестает быть сферой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Растет количество неполных семей. Происходит феминизация семейного воспитания.

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

 

 

1. Девиантное поведение и его

2. Концепции девиантного поведения

3. Социальный контроль и способы его реализации

4. Кризис современного общества и проблемы девиантного поведения.

 

1. Мы называем нормальным такое поведение индивидов, которое соответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы. Однако не всякое социальное поведение нормально. В любом обществе всегда находятся индивиды, ведущие себя «не по правилам», пренебрегающие нормами, не оправдывающие ролевых ожиданий.

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. У каждого общества свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества. Например, в рамках индийской кастовой системы для брахманов считались нормой религиозные медитации и интеллектуальные занятия, а также свобода от бытовых дел, рассматривавшихся как что-то недостойное для представителей высшей касты и нечистое с религиозной точки зрения. Однако для низших каст нормой была как раз простая работа, а интеллектуальные интересы рассматривались как девиация. В сословном обществе для женщины из простонародья нормой была постоянная работа по хозяйству и наличие трудовых навыков, а для дамы из высших слоев признаком хорошего воспитания и, следовательно, социальной нормой считалась бытовая неприспособленность и изнеженность. Крестьянину полагалось покорно сносить грубость и пренебрежение со стороны сеньора, а рыцарю — немедленно вызывать обидчика на поединок. Современное общество одобряет стремление женщины к самореализации и материальной самостоятельности, а традиционное считает нормой ее подчиненное положение в семье и отсутствие у нее социальной инициативы.

Из приведенных примеров видно, что общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой — как девиацию. И все же существуют такие виды поведения, которые воспринимаются как девиация в подавляющем большинстве человеческих обществ и даже во всех без исключения. Убийство, садизм, воровство, кровосмешение и сексуальное насилие повсюду считаются девиациями. Варьируется только степень социального осуждения таких деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации. Отечественные исследователи Я.И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят к категории девиантного поведения пьянство и алкоголизм, наркоманию, преступность, самоубийство, проституцию, гомосексуализм. Иногда в эту же категорию включают пристрастие к азартным играм и психические расстройства.

Кто же судья? Кто от лица всего общества определяет, какое поведение считать девиантным и карать с помощью санкций или общественного осуждения, а какое рассматривать как норму? Социальная оценка того или иного поведения как девиантного во многом определяйся тем, какая социальная группа или класс занимает господствующее положение в обществе. Девиантным считается такое поведение, которое в чем-то угрожает позиции господствующих классов и групп и подрывает установленный порядок. Так, деятельность революционеров рассматривается в рамках существующего режима правления как девиация, они являются преступниками и подвергаются преследованиям. Но вот революция победила, и вчерашние преступники становятся национальными героями, их именами называют улицы, писатели трудятся над их биографиями.

В исторически стабильных обществах, особенно традиционных, выделение девиантных форм поведения осуществляется на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятой морали. Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и обладают высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции.

Наиболее опасные для общества формы поведения обычно определяются уже не просто как девиантные, но как делинквентные и криминальные (преступные). Как утверждают В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, отклоняющееся (девиантное) поведение — это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: собственно девиантное, или девиантное в узком смысле, делинквентное и криминальное. Под девиантным поведением в таком узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, то есть не нарушают Уголовного кодекса. Делинквентное поведение — это противоправные поступки, не являющиеся в собственном смысле преступлениями, наказуемые в административном порядке. Наконец, криминальное, или преступное поведение - это поступки, которые можно квалифицировать как преступления.

Наконец, историческое, интеллектуальное и моральное развитие общества способствует изменению представлений о социальной норме и девиации. Например, мужской и женский гомосексуализм традиционно безоговорочно осуждался как девиантное поведение, но в последние десятилетия рассматривается западным обществом как вариант нормы или, в крайнем случае, как заболевание, которое требует не наказания, а лечения. В некоторых странах даже узаконены браки между лицами одного пола. Наркомания и алкоголизм также теперь чаще рассматриваются как болезнь. По мере развития общество становится более толерантным и понимающим, более внимательным к индивиду. Санкции, направленные на подавление девиантного поведения, сами по себе становятся менее жесткими. Вспомним кровавые публичные казни средневековья. В современных европейских обществах смертная казнь как вид наказания либо отменена, либо превращена в незаметную для масс техническую процедуру, максимально безболезненную для осужденного.

Классификация форм девиантного поведения

Социальные следствия девиантного поведения на первый взгляд должны казаться абсолютно негативными. Однако борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Разнообразие предполагает, что главным при оценке человеческих поступков служит культурный релятивизм, а не абсолютные этические нормы или идеологические требования.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени поведения гениев и злодеев, очень ленивых и сверх трудолюбивых, нищих и богачей. Причина: резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая всегда ценилась прежде всего.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются, (см. схему №]2). На одной стороне находится группа, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики. На другой стороне находится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, очень здоровые и красивые люди.

В нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп приходится по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% составляют середняки - люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.

Почему девиантное поведение не может быть ликвидировано?

Во-первых, часть общества (большая) воспроизводит прежние формы социальной жизни.

Во-вторых, чтобы общество развивалось, должны существовать люди, думающие и действующие не так, как все. Должны быть социальные «мутации» и «социальные мутанты». Эти мутации, как и биологические, по большей части отрицательные для общества, но среди них присутствует небольшое число положительных мутаций, приносящих обществу пользу. За счет этих положительных в социальном смысле мутаций происходит прогресс общества.

Таким образом, девиации неизбежны. И общество, относясь к ним внимательно, имеет возможность извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

Во-первых, выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствует укреплению социального конформизма - готовности подчиняться нормам - большинства остального населения. Социолог Э. Сагарин отмечает: «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей... Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или господствующая группа может укрепить представления о том, что хорошо и правильно, и тем самым создать общество индивидов, более лояльное по отношению к принятой идеологии и нормам поведения».

Во-вторых, осуждение девиации позволяет обществу контрастнее увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, согласно К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведение, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо. Когда-то виновных в преступлениях подвергали публичному наказанию. В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процессы и приговоры.

В-третьих, подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа, укрепляет собственную сплоченность и единство. Облегчается групповая идентификация. Так, поиски «врагов народа» служили хорошим средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

В-четвертых, возникновение и тем более широкое распространение в обществе девиаций сигнализирует о том, что социальная система функционирует неправильно. Рост преступности, свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни большинства населения, слишком неравномерно происходит распределение материальных благ. Наличие большого числа девиаций говорит о назревшей необходимости социальных изменений.

2. Существует множество объяснений девиации. Рассмотрим основные теории. I. Биологический подход: предрасположенность к девиации генетически обусловлена. Родоначальником данной точки зрения считается Чезаре Ломброзо, опубликовавший в Италии в 1876 г. ставшую классической работу «Преступный человек». Будучи тюремным врачом в Турине, он обследовал значительное число заключенных, используя антропологические методы измерения и описания их внешности. Наблюдения привели его к выводу о том, что типичный преступник может быть распознан по определенным физическим признакам: скошенный лоб, чрезмерная волосистость или облысение, чрезмерная или притупленная чувствительность к боли и др.

Он разработал классификацию преступных групп: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти, к

которым он относил и «политических маньяков»; 4) случайные преступники.

Ломброзо привлек к себе внимание прежде всего тезисом о существовании типаприрожденного преступника, т.е. человека, преступность которого предопределяется его анатомическими особенностями, атавистическими или

дегенеративными.

В качестве практических мер борьбы с преступностью Ломброзо предлагал своевременное обнаружение с помощью разработанных им таблиц внешних признаков всех «прирожденных преступников» до того, как они совершат преступление, и немедленное лечение тех из них, кто поддается лечению, а также пожизненное заключение или физическое уничтожение тех, кто ему не поддается.

Несмотря на ошибочность положения Ломброзо о существовании прирожденных преступников, нельзя отрицать его вклад в развитии криминологии: он явился основоположником криминалистическойидентификации, потому что на первый план выдвинул изучение самого преступника.

В 1940 г. американский врач, психолог Уильям Шелдон обратил внимание на строение тела правонарушителей. Как собаки, имеющие определенное строение тела, склонны к определенному поведению (такса - нора), так аналогично происходит и у людей. В зависимости от строения фигуры можно выделить следующие группы людей:

1) эндоморфы - умеренная полнота, мягкое крупное тело, общительны, умеют ладить с людьми, однако не могут противостоять своим желаниям;

2) мезоморфы - тяжелые, мускулистые, атлетические, склонны к беспокойству, активны, не слишком чувствительны;

3) эктоморфы - тонкие, хрупки телесно и столь же ранима и уязвима их душа, очень чувствительны.

Анализ, предпринятый Шелдоном (осмотрены 200 юношей) показал, что именно мезоморфы были склонны к девиации.

II. Психологическое объяснение преступности. Унаследовав свойственное биологическому направлению признание врожденной склонности к преступнику поведению, психологические теории решающую роль отводят особенностям психологического состояния личности.

3. Фрейд утверждал, что личность содержит три основных компоненты. «Оно» является несдерживаемой, примитивной, направленной на поиск удовольствий компонентой, с которой рождается ребенок. «Я» развивается с реальным течением жизни индивида в мире и помогает управлять и сдерживать желания «Оно», направленное на немедленное удовлетворение. «Сверх-Я» развивается путем взаимодействия с родителями и другими значительными для индивида людьми и представляет развитие сознания и моральных правил, которые разделяются большинством взрослых.

Все три сегмента личности функционируют одновременно: «Оно» диктует потребности и желания, «Супер-эго» противодействует «Оно», питая чувства нравственности и правоты, и «Я» оценивает реальность состояния между двумя полюсами. Если эти компоненты правильно сбалансированы, человек ведет нормальную жизнь. Если одна из составляющих личности становится доминирующей за счет других, человек проявляет невротические свойства характера.

Например, если пренебрегающие воспитанием ребенка родители не разовьют «Супер-эго» ребенка соответствующим образом, «Оно» может стать доминирующей силой личности. Позже подросток может потребовать немедленного удовлетворения своих желаний, ему может не хватать сострадания к другим, он может действовать импульсивно и агрессивно, или проявлять другие психотические симптомы. В результате преступное поведение может стать выходом для агрессивных и антисоциальных чувств. И биологический и психологический подходы исходят из особенностей самого человека при объяснении девиаций. Биологические теории снимают вопрос о социальной характеристике отклонений в поведении конкретных лиц, освобождают их от ответственности. Социологический подход пытается учесть социальные, политические, культурные факторы, на основании которых людей могут считать девиантами.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, к разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Американский социолог Р. Мертон попытался применить подход Дюркгейма к анализу современной социальной действительности. Для современного американского, да и целом западного общества высшей ценностью и целью индивидуальной жизни стал успех, выраженный в материальном достатке, карьере, социальном признании. Интернализация таких целей людьми, у которых в силу исходных условий их рождения и воспитания мало возможностей их достигнуть, часто ведет их к нарушению закона как единственному средству все же добиться желаемого результата. Известный американский мафиози Аль-Капоне, как бы подтверждая только что сказанное, заявлял: «Мои аферы строго следуют американским правилам, и я намерен продолжать в том же духе... Наша американская система... дает всем и каждому великий шанс, нужно только держаться за него обеими руками и выжать из него все возможное».

Мы видим из этого высказывания, каковы должны быть социальные условия, чтобы в обществе сложилась устойчивая мотивация девиантного поведения. Общество предлагает индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для множества своих членов. Так формируется дилемма «цель — средства». Мертон выделил пять типовых реакций на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии.

1.Конформность – нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения.

2.Инновация — реакция, состоящая в том, что индивиды придерживаются установленных обществом целей, но избирают иные средства их достижения.

3. Ритуализм — форма социального поведения, когда провозглашенные обществом цели полностью или наполовину обесценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми обществом средствами их достижения. Например, так было в брежневскую эпоху, когда в коммунизм уже никто не верил, но ритуалы, связанные с ним (демонстрации, партсобрания и т.д.) стали чем-то вроде привычки, на которой держалось общество.

4.Ретритизм — поведение, основанное на отвержении и целей, и средств, предложенных обществом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества — бродяги, наркоманы, опустившиеся люди.

5.Бунт — отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.

Теория аномии Мертона позволяет объяснить многие виды девиантного поведения, но не все. Например, критики утверждают, что Мертон исходит из представления о наличии в обществе единой системы ценностей, но это не так. Развитые и в особенности многонациональные общества характеризуются ценностным плюрализмом.

Среди других теорий происхождения девиаций следует выделить: теорию подражания французского социолога Г. Тарда. Согласно этой теории преступниками становятся потому, что с ранних лет попадают в преступную среду или среду людей, явно склонных к девиации. Конечно, и в этой теории есть доля истины, но она не является исчерпывающей,

Теория дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда, очень похожа на теорию Тарда. Суть ее в том, что на индивида влияет социальная среда. Чем продолжительнее его контакты с криминогенной средой, тем больше вероятность, что в его поведении возникнут девиации. Эту группу теорий называют теориями культурного переноса.

Теория конфликта. Несмотря на многочисленность вариаций теории конфликта в современной социологии, суть ее в общих чертах можно свести к следующему: девиантное поведение является продуктом конфликтной ситуации в обществе, сложившейся вокруг проблемы социального неравенства. Угнетенные социально и экономически классы вынуждаются своим трагическим положением к совершению поступков, которые рассматриваются господствующими классами как девиантные. Другая категория девиаций — алкоголизм, жестокое обращение с членами семьи, наркомания и т.д. возникают как следствие моральной распущенности и социального отчуждения, тоже вытекающих из ситуации в обществе.

Теорию ярлыков (стигматизации). Ее представители — Э. Лемерт, Г. Бекер, К. Эриксон — считают, что девиантное поведение определяется не содержанием самих поступков, а их социальной оценкой. Поэтому не всякое нарушение социальных норм расценивается обществом как девиация. Существует первичная девиация, когда человек нарушает те или иные нормы, но может не понести за это наказания. Так, за одни и те же, допустим, хулиганские действия чернокожего осудят скорее, чем белого, бедного - скорее, чем богатого. Огромные взятки и хищения, злоупотребление положением со стороны высокопоставленных людей часто остаются безнаказанными, в то время как мелкие кражи и хулиганские выходки обездоленных наказываются по всей строгости закона. В дальнейшем эти люди получают ярлык преступников или социально опасных лиц и отношение к ним со стороны общества становится соответствующим. Они подвергаются как бы упреждающей социальной дискриминации. Человека, вышедшего из тюрьмы, мало кто захочет взять на работу, он часто теряет дом, прописку, семью. Факт наказания за совершенное преступление становится его основным публичным определением. Это и есть «ярлык», который навешивает на него общество. Отношение общества и негласное поражение в правах чаще всего толкает такого человека на вторичную девиацию - поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции со стороны окружающих. Такое поведение становится для него стереотипным и соответствует оценочному стереотипу, с которым подходит к нему общество. Более того, часто наблюдающееся негативное отношение к таким людям со стороны родственников и знакомых приводит к их изоляции, которая, в свою очередь, подталкивает к общению с себе подобными. Правонарушитель становится членом группы таких же социально отверженных людей, что укрепляет его отношение к себе как к нарушителю норм. Итак, теория ярлыков настаивает на том, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.

Все упомянутые типы теорий девиантного поведения внесли свой вклад в его изучение. Однако, как мы видим, ни одна из них не способна дать исчерпывающего объяснения девиации как социального явления. Так, слабым местом теории ярлыков остается неспособность объяснить причины первичной девиации, возникающей до «наклеивания ярлыка». Непонятно также, как можно не считать девиацией преступления, оставшиеся неизвестными обществу и ненаказанные — а из теории ярлыков неизбежно следует, что поступки, не признанные социально девиантными, таковыми не являются. Теория конфликта совершенно справедливо подчеркивает социальную обусловленность девиаций и существующие вокруг преступления и наказания проблемы, связанные с социальным неравенством. Однако положения этой теории часто имеют несколько риторический характер, В целом она не может служить универсальным объяснением происхождения девиантного поведения, ибо далеко не всегда можно обнаружить прямую связь девиации с низким социальным положением субъекта.

Теории культурного переноса позволяют сделать вывод, что девиация является продуктом социализации так же, как и социально одобряемое поведение. Просто обстоятельства социализации, ценности окружающей социальной среды, выбор образцов для подражания у части населения таковы, что формируют стереотипы поведения, не одобряемые большей частью общества. Тем не менее эти теории не дают приемлемого объяснения тем фактам, что преступления совершаются не только выходцами из криминогенной среды.

Если вернуться к теории аномии, то она тоже страдает недостатками. Во-первых, согласно этой теории, причина девиаций кроется в наличии разрыва между желанной целью и неприемлемыми средствами ее достижения. В таком случае девиантное поведение вырастает из внутреннего мотивационного конфликта у индивида, без какого-либо участия окружающих его людей. Во-вторых, не всякую девиацию можно объяснить разрывом между целями и средствами.

Наконец, единую теорию девиантного поведения выработать очень трудно еще и потому, что само понятие «девиации» является очень широким и охватывает множество самых разнообразных и разноуровневых социальных явлений, которые в принципе не могут иметь общих причин. Ведь девиация — это любое поведение, которое не одобряется обществом, от сексуальных извращений до коррупции государственных чиновников. Поэтому в сущности проблема девиаций стоит на самом общем уровне социальной теории и сводится к следующему вопросу: почему ни в каком обществе, как бы оно ни было организовано, не бывает такого состояния, чтобы все без исключения люди вели себя в соответствии с принятыми нормами?

Вероятнее всего, на этот вопрос невозможно ответить средствами только социологической науки, не обращаясь к изучению психофизиологической природы человека (психология), индивидуальной истории каждого субъекта девиации (психоанализ), возможностей создания такой системы ценностей и норм, которая бы не оставляла за рамками дозволенного ни одной из насущных потребностей любого человека (философия права).

3. Прогресс общества невозможен не только без инноваций и привнесении нового, но он невозможен без сохранения старого, если оно заслуживает быть сохраненным для потомков. Своим потомкам живущие поколения передает не только памятники архитектуры. Это важно, но гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента - нормы и санкции. Нормы - предписания того, как надо правильно вести себя в обществе. Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом: человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое, что делает общество сплоченным, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальные предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальный или неформальный контроль). Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником процесса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Это задача других общественных учреждений. Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору. Итак: санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля.

Основные механизмы социального контроля: 1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций; 2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей; 3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой; 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным. Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

- замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными;

- направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле;

- легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков);

- создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической;

- реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;

- либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности;

- безусловная отмена смертной казни.

В случае, если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пере­смотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;

б) соблюдать социальное равенство перед законом;

в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями;

г) стремиться к адекватности преступления и наказания. Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.

Социальный контроль реализуется в институтах социализации, которые выполняют две функции: 1) обучают человека культурным нормам и образцам поведения; 2) контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли. Отсюда следует, что вознаграждение и наказание – главные элементы социального контроля – одновременно являются эффективными приемами социализаци




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.