Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Социология образования




 

Образование – многогранная субстанция, имеющая много ипостасей и «углов» рассмотрения, в частности, образование как социальный институт. Наука, которая изучает образование как социальный институт, – называется социологией образования.

Социология образования имеет свой уровень научной абстракции, свои теоретико-методологические подходы, словом, свое теоретическое ядро и самый широкий спектр прикладных, конкретно-практических разработок. Объектом социологии образования выступает сфера образования в целом, то есть социальная среда, где развертывается функционирование образования и его подсистем, действуют определенные субъекты (обучающие, обучаемые, социальные группы) и имеют место ситуации, которые складываются в процессе обучения, воспитания и социализации. Предметом социологии образования является та сторона, существенная грань объекта, которая составляет основные аспекты анализа: потребности и интересы, мотивация и ценностные ориентации обучаемых и обучающих, их взаимоотношения, деятельность социальных институтов и неинституциональных организаций в сфере образования.

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики. Каждая из них исследует свою определенную, специфическую сторону, грань образования. Социологию образования., так же как и другие науки, интересует, что собой представляет система образования, проблема доступности в получении образования, численность обучающихся и преподавателей, финансирование и материально-техническое обеспечение, подготовка кадров для сферы образования, сравнение российской системы образования с образовательными системами других стран и др. Вместе с тем, социология образования имеет свои специфические задачи исследования:

изучение потребностей личности в образовании, социальный заказ социума, групп населения на определенную профессию и уровень квалификации, понимание и оценка его роли в жизни общества и личности;

оценка уровня и качества образования в контексте его социальной значимости;

отношение общества и личности к образованию, изучение его социальной ценности;

выявление роли образования как фактора социально-профессиональной мобильности и социального статуса;

определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов и т.д.

В социологии образования необходимо учитывать три функциональные роли, которые достигаются результатами социологических исследований. Первая – это обеспечение общества и его структур знаниями о происходящих в нем социальных процессах, о тех, которые «известны каждому» (динамика потребностей населения к получению того или иного вида, типа образования; изменения ориентаций молодежи на значимость, вид и тип образования; региональная специфика в образовании и т.д.), до тех, которые носят скрытый, латентный характер и требуют для обнаружения специальных методов (соотношение естественнонаучного, технического и гуманитарного образования, престиж и рейтинг различных учебных заведений, профессорско-преподавательского состав и др.). Вторая – разработка образовательных программ, проектов с учетом потребностей определенных социальных, профессиональных, этнических и региональных групп населения. Третья – контроль за удовлетворением потребностей населения в образовании, отслеживание тех запросов, мнений и интересов, которые выявлены в процессе социологических опросов, интервью, анкетирования.

В методологическом плане социологические исследования по проблемам образования осуществляются на основе изучения структурной организации как формы бытия социального субъекта – социальных общностей. «Выделение социальной общности, – указывает В.А. Ядов, – в качестве центрального звена в предметной области социологии наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интересов и потребностей, их нынешнего состояния и динамики, общности и различий, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо они есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реализующих свои интересы в настоящем и в исторической перспективе». В качестве социальных общностей в социологии образования выступают такие структурные единицы, как учащаяся молодежь, студенты, региональные и территориальные группы населения, профессорско-преподавательский корпус и др.

В методическом плане реализация функциональных ролей социологии образования достигается проведением комплексных социологических исследований. Требование комплексности в социологии образования проявляется в следующих элементах: 1) осмысление комплексного характера научной проблемы; 2) обозначение круга научных дисциплин, которые призваны изучать данную проблему; 3) выделение базовой дисциплины, акцентирующей «угол зрения» рассматриваемой проблемы; 4) выделение объекта и предмета исследования, их границ; 5) формулирование идей замысла, его целей и задач; 6) определение путей и методов изучения; 7) распределение задач между соответствующими специалистами; 8) организация исследования: составление программы, рабочего плана; 9) обеспечение путей интеграции частных результатов в общий и завершенный единый результат; 10) выработка научных результатов для управления системой образования.

Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования. Во-первых, насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности в подготовке специалистов для различных сфер жизни. Во-вторых, устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики). В-третьих, имеется ли асимметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров. В-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности. В-пятых, стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества. В-шестых, закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом. В-седьмых, механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.

Социологическое познание проблем образования может быть двояким. Первый подход – использование социологических методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеологии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач выше перечисленных дисциплин, и носит «вторичный», подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-то из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучение объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, «первичный», является основополагающим для социологии образования.

Интегративная роль социологии образования состоит, во-первых, в том, что, оставаясь философской наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую функцию при проведении исследований проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в рамках конкретно-практического, прикладного решения. Во-вторых, социология образования как теория среднего уровня, дающая целостное видение образовательных процессов, позволяет разрешать их не только «по вертикали», но и «по горизонтали», в рамках действующих социальных объектов. В-третьих, обеспечивая взаимодействие различных социогуманитарных наук, с позиций которых изучаются проблемы образования, социология образования и сама развивается как самостоятельная научная дисциплина, формирующая личность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.