Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории происхождения государства




 

  Название, авторы Сущность Положительные и отрицательные черты
  Теологическая, божественная Фома Аквинский, Августин Блаженный Маритен, Лебюфф, Златоуст, Дабен, Месснер Государство - продукт божественной воли, государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).   Утверждение в обществе порядка, согласия, духовности.   Но недооценивает влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. Народ не участвует во власти. Недоказуема, ибо построена в основном на вере.
  Патриархальная Аристотель, Платон, Конфуций, Фильмер, Михайловский Мердок, Покровский Люди - существа коллективные, стремятся к взаимному общению, так возникает семья. Затем семья развивается и разрастается. Это приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети. Утверждение в обществе порядка, согласия, духовности.   Идеализация отношений правящих и подданных Народ не участвует во власти. Функции семьи и государства несколько различны.
  Органическая Спенсер, Вормс, Прейс Государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека и гибель государства и общества, необходимо добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия. Под государственной властью понимается господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. Нельзя отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.   Но нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.  
  Теория общественного договора Договорная Гроций, Спиноза, Руссо, Радищев, Гоббс, Локк, Пестель, Гольбах Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение. Государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Прямое участие народа во власти, разрыв с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Основные положения этой теории отражены в ряде конституций современных государств, в том числе США и России. В конституциях провозглашены условия между проживающими на территории народами, способствующие достижению целей договора - справедливость, свобода, безопасность, оборона, всеобщее благосостояние.   В то же время теория абстрактна, т.к. нет письменного подтверждения такого договора. Коркунов, Шершеневич, Денисов полагали, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни.
  Теория насилия Дюринг, Гумплович, Каутский Причина происхождения государственности - в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.   Военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (древнегерманского, древнерусского). Но военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим. Слабые тоже могут захватить сильных (варвары - Рим)
  Марксистская, материалистическая, экономическая Маркс, Энгельс, Плеханов Ленин Первопричинами возникновения государства являются социально-экономические. Разделение труда, рост его производительности, избыточный продукт, частная собственность, классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит, прежде всего, интересам имущих. Таким образом, государство возникло там и тогда, где и когда общество разделилось на классы. Государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: - афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества; - римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, и на развалинах возникает государство; - германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным. Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса. Отличительные признаки государства: - организация публичной власти; - организация всеобщего властвования на определенной территории; - организация принудительного насилия; - организация, существующая за счет налогов; - суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты). Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин) Право - это возведенная в закон воля господствующего класса (В.И. Ленин) Впервые в основу положена экономика.   Недооценка этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов.  
  Психологическая Петражицкий, Тард, Фрейд, Коркунов, Мейтленд-Джонс Появление государственности связано с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Народ в целом - пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Государство - это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Психологические закономерности влияют на все социальные институты. Например, харизма лидера (греч. charisma - божественный дар, божественная милость).   Но психологические свойства личности должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, т.к. психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.  
  Патримониальная Галлер Государство, как и земля, является частной собственностью правителя. Происхождение государства объясняется земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей. В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.   Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.   Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. Преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.
  Ирригационная Виттфогель Государственность возникла вследствие необходимости строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.   Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. Бесспорный факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы ускоряли этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм. Ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Недооценка социально-экономических, военно-политических, психологических и иных факторов.  

 

Локк Руссо Гоббс
В догосударственном обществе люди могли быть свободны в определении характера своих действий. Природное равенство - это не возможность вседозволенности, а основание и возможность для мирного существования между собой. Взаимные права и обязанности основаны на принципах справедливости и милосердия. Базовые естественные права человека - право на жизнь, свободу и собственность. Все люди равны и независимы, ни один из них не должен наносить ущерб жизни и здоровью другого, его свободе и собственности. Человек не может передать другому то, чем он сам не владеет - власть над своей собственной жизнью. Источником возникновения права собственности является труд человека. Естественное состояние человека содержит не только положительные, но и отрицательные черты: отсутствие единого закона, регулирующего отношения между людьми; отсутствие специальных людей (судей), основным предназначением деятельности которых было бы справедливое разрешение возникающих споров; ограниченность возможностей отдельных людей, пытающихся в одиночку решать задачи общества. Для лучшей возможности защиты своей собственности (жизнь, свобода, имущество) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий. Есть два способа формирования общества - формируемые на мирной и добровольной основе и возникающие в результате силовых действий (захват власти другим политическим обществом в результате военных действий или узурпация власти и установление тирании). При мирном развитии событий государство получает право и власть на действия от имени и в интересах общества, включая при необходимости возможность применения к отдельным членам общества мер принуждения. Власть созданного политического органа не должна выходить за рамки требований справедливости и общего блага. В интересах общественного согласия при разнообразии мнений и существующих противоречий каждый член общества обязательно должен подчиняться решению (требованию) большинства. В противном случае идеи общественного договора не будут иметь смысла. Вступая в создаваемое ими политическое общество, люди могут договориться о любой форме правления. Изначально власть принадлежала только одному «авторитетному» человеку. Это давало возможность защиты от угроз, исходящих извне государства. Абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом. Государь, обладая всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной), в своих действиях будет бесконтрольно выходить за рамки общей пользы. Власть в государстве должна разделяться на: законодательную - она должна быть «верховной» по отношению к другим, но не обязательно должна действовать на постоянной основе; исполнительную - носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов и наблюдения за характером их исполнения, а также обеспечения вопросов безопасности внутри государства; федеративную - определяет характер внешних сношений от имени государства с учетом внешнеполитических интересов общества. Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество. В то же время, если власть передается конкретному человеку или группе лиц на временной основе, то такая власть может вернуться к народу по окончании срока полномочий или до его истечения (в результате злоупотребления ими).   Присущие людям изначально такие качества, как свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Она повлекла за собой возникновение социального неравенства и борьбу между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения должен быть найден с помощью соглашения о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения. Однако то, каким способом было это сделано, только усугубило неравенство в обществе. С утратой естественной свободы бедные слои населения не приобрели политического равенства и экономической независимости. Необходимо заключить справедливое соглашение (договор) между народом и правителями. Люди должны создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации. Человек теряет естественную свободу, но при этом приобретает право собственности и гражданскую свободу, ограничиваемую общей волей граждан. Такое объединение называется Республикой (это любое государство, управляемое посредством законов), или Политическим организмом. «Только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо». Интересы суверена не должны входить в противоречие с интересами индивидуумов. Деятельность суверена основывается на делегированной ему от народа власти. Общественное соглашение должно устанавливать между гражданами такое равенство, когда все они принимают на себя обязательства на одинаковых условиях. Одним из обязательных условий существования политического общества является наличие системы законодательства. Все законы делятся на политические (основные) - регулируют отношения суверена к государству; гражданские - регулируют отношения граждан между собой и с государством; уголовные законы - регулируют отношения между человеком и законом; законы, существующие в природе - нравы, обычаи, общественное мнение. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, иметь перед ней преимущество, выражающееся в характере имеющихся у них властных полномочий. Деятельность правительства должна носить подзаконный характер. Ее наличие в государстве определяется необходимостью проведения в жизнь решений, принимаемых сувереном. В государстве должен быть постоянно действующий законодательный орган. Исполнительная власть обязана регулярно созывать его для выработки общих решений в установленные сроки. Она должна выполнять роль посредника между сувереном и отдельными его членами, обеспечивая членам ассоциации гражданскую и политическую свободу. Деятельность правительства должна осуществляться в строгом соответствии с облеченной в закон волей суверена. Опасность влияния «частных интересов на общественные дела» и злоупотреблений, допускаемых «правительством при применении законов». Любое правительство в той или иной степени подвержено искусу направления своих усилий против населения (суверена). Чем больше такое давление, «тем больше портится государственное устройство». В силу различных факторов негативного характера на смену демократии может прийти аристократия, а ее может заменить монархия. Естественное состояние человека вне государства – «состояние войны всех против всех». До государства каждый имеет неограниченное право на все. Однако в силу своего разума человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Наличие одних естественных законов - это необходимое условие соблюдения мира и безопасности между людьми. Гарантом соблюдения этих и других законов может быть лишь общая власть (государство). Она должна формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага. Такая власть должна концентрироваться в руках одного человека или собрания людей. Если люди будут по отдельности выражать свою волю, то это будет только мешать общему благу и «сводить силы к нулю перед врагом». Еще одной причиной создания государства является необходимость обеспечения безопасности населения (подданных) и создание условий их более «благоприятного существования». Семья этого обеспечить не может. Представительство воли народа. «Носитель лица народа» (суверен) наделяется абсолютной и безграничной верховной властью, которая является неделимой и непередаваемой никому. Упразднение существенных прав может повлечь за собой распад государства. Не сторонник разделения власти на несколько ветвей при любой форме государства. «Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». В своих действиях суверен не связан своими законами. Он сам может их издавать. В рамках первоначально заключенного договора подданные сами несут ответственность за все действия и суждения, предпринимаемые избранным ими сувереном. Досрочное сложение им полномочий возможно только в добровольном порядке. Суверен по своему усмотрению волен определять способы, ведущие к обеспечению мира и защиты своих сограждан, является высшей судебной инстанцией. Только суверен обладает правом объявления войны и заключения мира, так как ему подчинены вооруженные силы страны. Он обладает самостоятельным правом формирования штата своих советников и помощников, а также назначением на должности военачальников. Суверен должен разумно (в правильном направлении) использовать свое право по применению наказаний и поощрений. Уголовное наказание рассматривалось не как месть за содеянное, а как исправление нарушителя и сдерживающий фактор для остальных. Наиболее опасными считались преступления, направленные на низвержение установленной общественным договором формы государственного правления и преступления против правосудия. Свои права суверен должен реализовывать при помощи издания гражданских законов. Гражданский закон – это «правила для каждого подданного, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным». Длительное применение обычая на практике по решению суверена может быть объявлено законом. Гражданские и естественные законы по своему содержанию совпадают. Требования к закону: - закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать; - закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал; - закон не может считаться законом, если неизвестен человек, его установивший или санкционирующий; - все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования закона зависит от верховной власти и может осуществляться специально назначенными судьями. Исходя из принципа пригодности к обеспечению общего блага, различает следующие три возможные формы государства - демократия, аристократия и монархия.

 

Лекция 3. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.