Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, способы, типы правового регулирования

Признаки общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования

- выражают индивидуальные интересы членов общества и общественные интересы;

- реализуют взаимные интересы участников;

- строятся на основе согласия выполнять определенные правила;

- требуют соблюдения правил, обязательность которых подкрепленадостаточно действенной силой.

 

Предмет правового регулирования

отношения по обмену ценностями (матеральными и нематериальными) отношения по властному управлению обществом   отношения по обеспе­чению правопорядка  

 

Разнообразие общественных отношений, их характер и задачи регулирования порождают своеобразие методов и способов пра­вового регулирования.

Методыэто способы регулирования общественных отношений, их сочетание.

Существуют два основных метода правового регулирования:

метод централизованного регулирования (метод суборди­нации), при котором регулирование "сверху донизу" осущест­вляется на властно-императивных началах;

— метод децентрализованного регулирования (метод коор­динации), при котором на его ход и процесс оказывает влия­ние активность участников регулируемых отношений путем до­говоров, односторонних правомерных юридических действий.

 

Методы правового регулирования

субординация координация

 

Методы имеют существенное значение для построения ре­гулирования и особенностей правовой материи, они являются одним из важнейших критериев деления права на отрасли.

В наиболее чистом виде основные методы выражаются в административном праве (метод субординации) и в граждан­ском праве (метод координации). В других отраслях существуют различные варианты сочетания элементов обоих методов.

Способы правового регулированияэто пути регулирова­ния, раскрывающие особенности методов в отдельных облас­тях общественных отношений и выражающиеся в особеннос­тях юридических норм.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

запрещение— возложение обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода (запрещающие нормы);

дозволение— предоставление права на "собственные" активные действия (управомочивающие нормы);

обязывание— возложение обязанности к активному по­ведению — что-то сделать, передать, уплатить и т.д. (обязы­вающие нормы).

Правовое регулирование складывается из различных комби­наций этих трех способов, при этом в централизованном ре­гулировании преобладают запрещение и обязывание, а в децент­рализованном — дозволение.

Очевидно, что указанные способы регулирования связаны и с различными видами правоотношений: на основе обязываю­щих и управомочивающих норм возникают правоотношения активного типа; на ос­нове запрещающих - правоотношения пассивного типа.



Кроме того, все три способа правового регулирования пред­определены функциями права.

 

 

Функции права Регулятивно - статическая Регулятивно-динамическая
Способы регулирования Запрет     дозволение     обязывание
       

 

Помимо основных выделяют дополнительные способы пра­вового воздействия, такие как применение мер принуждения (возложение юридической ответственности за совершение правонарушения) и предупредительное (превентивное) воздейст­вие норм, предусматривающих возможность правового принуж­дения.

Тип правового регулированияобщая направленность этого регулирования, зависящая от того, что лежит в его основе — дозволение или запрет.

Тип правового регулирования характеризует наиболее существенные сочетания способов регулирования При этом необ­ходимо различать: общий запрет и конкретные запреты (вы­ражены в конкретных запрещающих юридических нормах), а также общие дозволения и конкретные дозволения. (выражены в конкретных управомочивающих нормах).

 

Тип правового регулирования

Общедозволительный тип Разрешительный тип

 

В зависимости от сочетания названных запретов и дозво­лений различаются дваосновных типа правового регулирования.

Общедозволительный тип,в основе которого лежит общее дозволение и который строится по принципу «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе», т.е. лица вправе совер­шать любые действия, не попадающие в разряд запрещенных. Такой тип регулирования характерен для гражданско-правовых отношений.

Разрешительный тип,в основе которого лежит общий за­прет и который строится по принципу «запрещено все, кро­ме прямо разрешенного», т.е. лица вправе совершать только действия, разрешенные в нормах права. Этот тип регулирования присущ, например, отраслям, связанным с государственным управлением (административное право).

Основное, существенное различие указанных типов регулиро­вания состоит в соотношении общих и конкретных дозволений и запретов. Так, общему запрету обязательно соответствует кон­кретное дозволение (разрешительное регулирование), и наобо­рот: общему дозволению — конкретные запреты (общедозволи­тельное регулирование).

4. Механизм правового регулирования (МПР)это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на обще­ственные отношения.

Правовое регулирование представляет собой длящийся про­цесс, который делится на стадии. На каждой из этих стадий используются особые юридические средства — элементы меха­низма правового регулирования.

Процесс регулирования начинается с того, что для реше­ния тех или иных задач издается нормативный акт, вступают в действие юридические нормы, которые общим образом рег­ламентируют общественные отношения. Затем на основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фак­тов у лиц возникают права и обязанности, т.е. правоотноше­ния. И, наконец, достигается эффект правового регулирова­ния — права и обязанности реализуются.

Таким образом, процесс правового регулирования распадает­ся на три основные стадии:

1. Стадия изменения нор­мы и ее общего дей­ствия

2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотно­шения)

3. Стадия реализации прав и обязанностей

 

Кроме того, нередко возникает необходимость в особой, дополнительной, факультативной стадии применении права. Эта стадия заключается в издании компетентным властным орга­ном индивидуального акта, призванного облегчить процесс реа­лизации.

В соответствии с указанными стадиями правового регулиро­вания выделяют ряд основных элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования

нормативная регламентация Индивидуальная регламентация реализация З А К О Н Н О С Т Ь  
П Р А В О С О З Н А Н И Е
Норма права Нормативный правовой акт Юридический факт Акт реализации права
Правовое отношение
Акт применения права

 

Кроме указанных основных элементов МПРособое значе­ние в нем имеют правосознание,которое пронизывает все его элементы, образует «субъективную среду» для их функ­ционирования, присоединяется к их действию, а также закон­ность,являющаяся основой, стержнем МПР.

Все другие правовые явления — нормативные акты, толкование, юридическая техника, юридическая ответственность и т.д. — примыкают к основным элементам механизма правового регулирования, входят в их орбиту.

 

 

ТЕМА 3. НОРМА ПРАВА

ПЛАН:

1. Норма права как правило и масштаб поведения людей: понятие и признаки нормы права

2. Структура правовой нормы; соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

3. Критерии классификации норм права

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.357 – 373.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Григорьев В. Основы теории государства и права: альбом схем (учебно-наглядное пособие).- Алматы, 2001.- С.53-60.

2. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С.133-136.

3. Нормы права / Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.205-215.

4. Нормы права / Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.80-86.

 

1. Понятие «юридическая норма» выражает одно из основных свойств права - его нормативность и поэтому является од­ним из важнейших в юридической науке. Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы.

Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и часть, имеющие наряду с чертами сходства и свои особенности.

Право – это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий или классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества.

Норма праваобщеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом* и государством, закрепленное в официальных актах, направлен­ное на регулирование общественных отношений путем опреде­ления прав и обязанностей их участников.

Норма права выступает критерием поведения людей, мерой свободы волеизъявления. Отсюда вытекают ее существенные признаки, такие как общий характер, обязательность, системность, формальная опредeлeннocть, гарантированность государ­ством.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методы, способы, типы правового регулирования

Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
  2. II. Меры уголовно-правового характера, связанные с уголовной ответственностью.
  3. Билет. Понятие экологического права: предмет, методы, источники. Экологические правоотношения.
  4. В перечень конкретных задач государственного регулирования входит набор целевых установок.
  5. Валютная политика – это политика государства в области регулирования валютного рынка, которая характеризуется различной степенью его участия в этом рынке.
  6. Виды, методы, приемы и способы запечатлевающей фотосъемки
  7. Внешнеторговая политика.Тарифный и нетарифный методы регулирования МТТ.
  8. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы регулирования.
  9. Государственная политика регулирования доходов
  10. Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования.
  11. Государственное регулирование эколого-правового режима недропользования
  12. Гражданско-правовой метод регулирования обладает рядом специфических особенностей.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.27.162
Генерация страницы за: 0.148 сек.