Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие подходы к происхождению права

В истории развития правовой мысли существовали различные точки зрения на происхождение права. Некоторые мыслители считали, что право дано Богом (М/м лекция № 2, слайд № 37). В частности такой точки зрения придерживался теолог Фома Аквинский. Он полагал, что право - это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Хри­ста, учениях его пророков, религиозных текстах.

Патриархальная теория (М/м лекция № 2, слайд № 38) источник права видела в правилах, устанавли­ваемых патриархом, то есть старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоот­ношений друг с другом.

Согласно теории естественного права (М/м лекция № 2, слайд № 39), каждый человек наделяется оп­ределенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление че­ловека означает и появление права. Так считали Руссо. Локк, Монтескье, Ра­дищев и другие.

Сторонники исторической школы права (М/м лекция № 2, слайд № 40) полагали, что право - это продукт народного духа, сознание народа, который формируется и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, создается самим народом в процессе его исторического развития.

Классовая теория (М/м лекция № 2, слайд № 41) видела источник права в интересах господствующего класса, который насильно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господ­ствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы пра­ва и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения.

Таким образом, даже беглое знакомство с существующими доктринами, объясняющими процесс происхождения права, наталкивает исследователей на выявление аналогий с теориями происхождения государства. Учитывая, что современная наука считает государство и право неразрывно связанными между собой социальными явлениями, подобное единство взглядов на происхождение государства и права представляется вполне закономерным.

Однако, каковы бы ни были теории происхождения права, общепризнанно, что право в качестве особой системы юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм.

Как бы то ни было, социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами, то есть усложнение социальной структуры общества, привело к тому, что родовые обычаи в комплексе с иными социальными нормами самостоятельно уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые обычаи регулирования было создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства. С этой задачей могли справиться лишь принципиально иные средства социального регулирования, обладавшие совершенно иным механизмом реализации, а именно, возможностью публичного принуждения. Хотя процесс появления и становления подобных норм, получивших название правовых, растянулся на столетия и даже, применительно к отдельным цивилизациям, на тысячелетия, его периодизация укладывается в следующие рамки (М/м лекция № 2, слайд № 32).

Первоначально роль подобного регулятора взяли на себя обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций, которые освящались религией и охранялись государством (так называемое обычное право). В них еще сохранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали нормы патриархального быта сельской общины, закрепляющие неравенство членов «большой семьи», привилегии высших сословий, обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных сводов законов (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, «варварские правды»).

Первоначально, в эпоху дикости, существовало господство более силь­ного члена племени. Он действовал по своему усмотрению, повелевал более слабыми, а те ему подчинялись. В последующем слабые для своей защиты объединялись и давали отпор сильному либо мстили ему.

Такой способ использовался и в спорах между семьями и родами. При этом, считавшие себя обиженными убивали обидчиков. Этот способ приво­дил к взаимному уничтожению враждующих сторон. Он сохранился у неко­торых народов до настоящего времени в форме кровной мести.

Постепенно общество стало находить иные способы разрешения кон­фликтов. Одним из них является противоборство. Споры стали разрешаться с помощью поединков (ордалий) и с соблюдением определенных правил: равное воору­жение спорщиков, одежда, доспехи, исходные позиции и т.д.

Затем на основе религиозных догматов стали применять правила, основанные на божественном провидении и отношении Бога к виновным и невиновным людям. Чтобы определить виновность подозреваемого в совер­шении преступления, проводилось его испытание водой, огнем, ядом, други­ми способами.

Естественно, эти варварские способы не оправдывали себя. Слишком часто погибали невиновные. Поэтому от них постепенно отказались.

Правосудие осуществляли также и старейшины, другие уважаемые лю­ди, мнение которых было авторитетным. Они выслушивали спорщиков и на основе обычаев, других правил того времени, решали, кто был прав.

Данные способы разрешения споров представляли собой зачатки судо­производства судебных органов.

Этот период развития права принято именовать архаичным правом (М/м лекция № 2, слайд № 33), применительно к которому употребляются также такие названия как право племенное, народное, варварское, примитивное, вульгарное, обычное.

Второй стадией развития права может быть названо сословное или корпоративное право (М/м лекция № 2, слайд № 34). Его возникновение явилось результатом постепенного развития экономики и сопутствующей ему специализации общественного труда, и как следствие этого – неумолимой дифференциации общества. Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные социальные или профессиональные функции и тем или иным образом отличавшихся от других, формировало общие интересы и общие механизмы защиты этих интересов, общие для них правила поведения.

Третьей стадией развитии права считается развитое или государственное право (М/м лекция № 2, слайд № 35), возникновение которого можно отнести к XVI – XVII вв., когда сложились сильные централизованные государства с единой властью монарха, которые и взяли на себя функцию создания и обеспечении реализации правовых установлений.

Судебный опыт старейшин, уважаемых людей уступил место специальным органам государства: правотворческим, которые создавали законы, и судеб­ным, которые на основании законов осуществляли право­судие. Были также приняты законы, регулирующие деятельность самих су­дов. В отдельных государствах эти функции осуществлялись одними и теми же органами, например Королевскими судами в Англии.

Древние средства доказывания (ордалия, поединок, присяга) вытеснялись современными формами осуществления правосудия. Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения государства порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества.

Наконец, создание мощных суверенных государств объективно потребовало правовую защиту их внешнеполитических интересов. Издревле вырабатываемые дипломатические церемониалы, нормы, касающиеся заключения межгосударственных союзов, установления таможенных правил и сборов и т.д. трансформируются в нормы международных договоров и общепризнанных принципов международного права.

 


Тема 3. Государственная власть, сущность и типы государства

(РП, Тематический план, п/н 3 (Стр.6); Содержание курса «Тема 3» (Стр. 10); Планы СЗ «Тема 3» (Стр. 33);

М/м лекция № 3;

СХиОП (Стр. 2 – 4, 15 – 17).

§ 1. Государство – как особая разновидность социальной власти.

Общество – это разновидность индивидов и социальных групп и классов и складывающихся между ними отношений. Социальные группы представляют собой разновидность индивидов, которая имеет свои собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей.

В целях упорядочения отношений в обществе, управления общественными делами, процессам, разрешения различного рода конфликтов, поддержания порядка, достижения определенных целей общества или отдельных социальных групп в обществе стихийно складываются или сознательно создаются различного рода социальные институты и отношения, прежде всего, отношения власти (М/м лекция № 3, слайд № 2).

В юридической литературе категория власти также является предметом исследования (М/м лекция № 3, слайд № 3). Существуют различные виды социальной власти (М/м лекция № 3, слайд № 4).

Государственная власть является одной из разновидностей власти социальной, обладая при этом рядом специфических признаков (М/м лекция № 3, слайд № 5).

В специальной литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть». В зависимости от отношения к данной проблеме эти категории либо отождествляются, либо государственная власть считается категорией значительно более узкой, чем власть политическая, исходя из субъектного состава управленческих отношений.

В любом обществе существуют различные виды социальных организаций. К ним относятся политические партии, различные общественные, самодеятель­ные, творческие организации, союзы, движения.

Государство является одним из социальных формирований. Однако по своей сущности оно принципиально отличается от всех других социальных организаций. Сущность его заключается в том, что государство представляет собой орга­низацию политической власти в обществе.

Как известно, сферой политической жизни являются отношения между классами, слоями населения, нациями, религиями, центром и регионами, ме­жду государствами в международных отношениях. Государство, прежде всего, решает эти политические вопросы, чего другие социальные организации де­лать не вправе.

Находясь в сфере политических отношений, государство выступает от имени всего общества и действует в его интересах. В современных демократических странах государство все более высту­пает представителем большинства населения и решает в равной степени во­просы, касающиеся основной массы населения. Оно регулирует взаимоотношения меж­ду различными социальными группами, слоями, классами не путем подавле­ния и ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на основе зако­нодательства, учитывающего общие и конкретные интересы участников по­литических отношений.

Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, госу­дарство тем самым оказывает влияние на весь ход общественной жизни стра­ны.

В этом заключается сущность государства и его основная отличитель­ная черта от всех других социальных организаций, действующих в обществе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории происхождения государства | Легитимность и легальность государственной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.