Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение личности в государстве как теоретическая проблема

Различные научные теории по-разному определяют положение лично­сти в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, отно­сятся: либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.

Термин "либерализм" означает свободный и характеризуется следую­щими чертами взаимоотношения личности с государством:

1) постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изна­чальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих посту­латов;

2) признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в ус­ловиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь воз­можность заниматься любой полезной деятельностью;

3) предполагается рациональность и добродетельность человека. Дан­ное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;

4) государство, как социальная организация, может быть создана толь­ко на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство - есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;

5) признает существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда, ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения челове­ка этих прав;

6) утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;

7) провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответ­ствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников;

8) объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ог­раничены только необходимыми для общества и человека функциями.

9) Частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешатель­ства государства

10) в идеологии общества должны быть сформулированы высшие ис­тины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бес­честии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и которые должны играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.

Анархизм, как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и доброволь­ной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая чер­та заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.

Термин «анархизм» означает «безвластие», «безначалие». Идея анархизма была высказана еще в античные времена древнегреческим философом Платоном в его труде «Республика». Отдельные фрагменты данной теории содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона, в христианском движении IX в., в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Рабле и Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции.

Впервые попытку систематизировано изложить политические и экономические формы анархизма предпринял в конце XVIII в. Английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» сформулировал понятие «общество без государства».

Как общественно-политическое движение анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в западной Европе. Из-за различных подходов к достижению поставленных целей анархизм никогда не существовал как единая идеология. В анархистском движении можно выделить четыре основных течения: индивидуализм (Макс Штирнер – индивид есть единственное благо и ценность), мутуализм (Пьер Жозеф Прудон – неэквивалентный обмен есть источник социальной несправедливости), коллективистский анархизм (Михаил Александрович Бакунин – государство в любой форме есть орудие угнетения народных масс) и анархо-коммунизм (Петр Алексеевич Кропоткин – ссылался на социально-философское учение о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах, считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудничеству).

Несмотря на теоретическую разнородность анархизма можно назвать ряд объединяющих его черт:

- в основу анархизма положена идея безгосударственного устройства общества;

- в нем отрицается полезная социальная функция государства; всякое государство есть зло;

- отрицание того, что власть государства узаконена согласием его подданных;

- не признается позитивное (писаное) право как законы, созданные государством;

- в качестве руководящего начала анархизм признает тольковолю отдельной личности;

- анархизм как политическое течение ставит своею целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан.

Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интере­сов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выра­жается в защите их интересов, решении задач, стоящих перед гражда­нами, которые не могут быть ими самостоятельно решены.

Идеи солидаризма получили широкое распространение в конце XIX - XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина Огюста Конта на общество как на единое целое. В последующем эти взгляды получили развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» и в работах Леона Дюги, профессора юридического факультета в Бордо.

Для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты:

- идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);

- резко отрицательное отношение к учению о классовой борьбе;

- скептическое отношение к субъективным правам, которые по мнеию солидаристов разобщают членов общества;

- отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав, так люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние;

- взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию;

- одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность «свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника»;

- понимание социальной солидарности как факта взаимной зависимости;

- идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению;

- акцент на положительных обязанностях государства.

В России данные идеи были подержаны такими видными правоведами как Павел Иванович Новгородцев и Максим Максимович Ковалевский.

 

Этатизм признает необходимость непосредственного властного уча­стия государства, соответствующих его органов в экономической, социаль­ной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельно­сти. При этатизме политика государственной деятельности переходит грани­цы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общест­венной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концеп­ции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.

Положение личности в современном демократическом государстве ха­рактеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в не­зависимом суде от неправомерных действий любых государственных орга­нов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать за­конность и правопорядок в обществе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания, условия юридической ответственности и ее прекращение | Правовой статус личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.