Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики состояния внешней среды

Понятие внешней среды и классификация ее факторов

Для эффективного выполнения управленческих функций не­обходимо понимать действие внешних сил и принимать меры к нейтрализации отрицательного воздействия внешней среды на организацию.

Если, например, вы опоздали на занятия из-за того, что не ус­пели на пригородный автобус (поезд), то можно сказать, что вы могли учесть, но не учли силы внешнего окружения. Хорошо зная расписание и подойдя на остановку до отправления автобуса в рейс, вы бы не допустили этого нарушения. Конечно, не всегда можно предусмотреть действие сил внешнего окружения. Так, отправившийся в рейс по расписанию автобус может попасть в «пробку» на дороге или в дорожно-транспортное происшествие. В этом случае объективно неизбежно ваше опоздание на занятия. Так и в бизнесе.

Необходимость учитывать факторы внешней среды особенно остро стала проявляться для российских предприятий только в последнее время. Это связано с проводимой в стране реформой, быстрыми изменениями в экономических условиях деятельности предприятий. До этого отечественные предприятия учитывали только один существенный для них фактор - вышестоящую ор­ганизацию. В рыночной экономике руководителям приходится учитывать изменения внешней среды, так как организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поста­вок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

Давая определение внешней среды, не нужно пытаться объ­ять необъятное и учитывать абсолютно все факторы внешней среды. Руководитель должен ограничить учет внешнего окруже­ния только аспектами, решающим образом влияющими на успех организации.

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы — прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия непосредствен­но влияют на функционирование предприятия и испытывают на себе влияние его операций. К данной группе относят поставщи­ков трудовых, финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов, потребителей, органы государственной власти и управления, местную администрацию, конкурентов, контакт­ные аудитории средств массовой информации и пр.

К среде косвенного воздействия относят состояние экономики, природные, социально-политические, нормативно-правовые и прочие подобные факторы.

Реакция предприятия на факторы прямого и косвенного воздействия различна. В случае изменения в факто­рах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: оно может перестроить внутреннюю среду и начать как политику активного приспособления, так и политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено мак­симально приспосабливать свои внутренние переменные — цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.

Неотъемлемыми характеристиками развитости внешней среды являются ее вязкость, взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность.

Под «вязкостью» понимается количественная мера усилий необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы материальных, финансовых и информационно-технологических ресурсов. Чем больше вязкость, тем труднее сконцентрировать ресурсы в нужное время в определенном месте, чтобы адекватно реагировать на происхо­дящие изменения, и тем труднее осуществлять стратегическое управление.

Все факторы внешней среды взаимосвязаны. Степень взаи­мосвязанности факторов — это уровень силы, с которой измене­ние одного фактора воздействует на другие факторы. Особенно сильна взаимосвязанность ценовых факторов. Изменение цен на поставляемые ресурсы приводит к росту цен на продукцию, сни­жению спроса и объема сбыта. Изменение поставщиков, качест­ва поставляемых ресурсов также влияет на результаты работы фирмы, технологию переработки, применяемые трудовые ресур­сы. Факт взаимосвязанности факторов среды особенно значим для мирового рынка, постепенно превращающегося в единый рынок. Фирмы, производящие продукцию и услуги для внутрен­него потребления, оказываются под влиянием зарубежных парт­неров.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень ва­риативности каждого фактора. Количество факторов, на изменения которых организация обязана реагировать, зависит от сложности производства: числа используемых исходных ком­понентов, применяемых технологий, уровня квалификации кадров ассортимента и качества выпускаемой продукции и услуг и др. уровень вариантности или изменения факторов определяется ростом и развитием самого производства и окружающей среды.

Подвижность среды — это скорость, с которой происходят из­менения в окружении организации. Многие исследователи ука­зывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Вместе с тем изменение внешней среды вокруг одних организаций является более мед­ленным (производство мебели, тары, пищевых продуктов), дру­гие же имеют особо подвижную среду (производство компьюте­ров, телекоммуникации, химическая промышленность). Кроме этого подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации (служба маркетинга, отделы исследований и разработок) и ниже для других (производствен­ные цехи, вспомогательное производство и т. п.).

Неопределенность внешней среды зависит от количества ин­формации, которой располагает организация по конкретному фактору, а также от ее точности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя среда организации | Анализ и оценка состояния внешней среды организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.