Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные знаки

Информационным знакам свойственна краткость, быст­рая узнаваемость, выразительность и наглядность.

Различают следующие виды ИЗ: товарные, наименования места происхождения, соответствия, качества, компонентные, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупре­дительные, экологические, штриховой код.

Товарные знаки — торговые марки или их части, обеспе­ченные правовой защитой. Торговая марка — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и отличия их от товаров и услуг конку­рентов.

К знакам наименования мест происхождения товара от­носят: знаки страны происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического названия географическо­го объекта.

Знаки соответствия и качества. В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные.

Знаки качества в отличие от знаков соответствия могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации, например, знаки качества, присваи­ваются национальными организациями по защите прав по­требителей, в Германии применяются знаки качества земель.

Компонентные и размерные знаки. Компонентные знаки, предназначенные для информации о применяемых добавках или компонентах, свойственных (или несвойствен­ных) товару. К наиболее часто встречающимся на импорт­ных товарах относятся Е-компонентные знаки, которые ис­пользуются как альтернатива обозначения химического на­звания пищевых добавок. Их классификация содержится в Международной цифровой системе кодификации пищевых добавок — INS (International Numbering System).

На упаковке импортных товаров можно встретить компо­нентные знаки в виде аббревиатур РР, PET, PVC. Они харак­теризуют материал, из которого изготовлена упаковка — по­липропилен, полиэтилен, поливинилхлорид.

Размерные знаки — знаки количественной характерис­тики товара в конкретных физических величинах. В основ­ном применяются единицы измерения по Международной системе единиц физических величин (СИ), однако использу­ются и национальные единицы (фут, дюйм, унция и др.).

Эксплуатационные и манипуляционные знаки. Эксплуа­тационные — знаки, предназначенные для информирова­ния потребителя о правилах эксплуатации, ухода, монтажа и наладки товаров. Разновидность эксплуатационных — зна­ки управления, которые можно встретить на сложнотехнических товарах (стиральных машинах, микроволновых пе­чах, утюгах и др.).

Манипуляционные знаки предназначены для информи­рования о способах обращения с товарами. Раньше они на­носились в основном на транспортную тару. К числу наибо­лее распространенных манипуляционных знаков относятся изображения рюмки — «Хрупкое», зонтика — «Беречь от влаги», солнца над крышей — «Беречь от нагрева» и др.

Предупредительные знаки подразделяют на два вида: предупреждающие об опасности и действиях по безопасному использованию.

Органами ООН и Международной организации труда (МОТ) разработаны классификация и маркировка опасных веществ и материалов. Каждый предупредительный знак имеет определенный символ, который включает букву и дву­значный номер-код. R используется для знаков, предупрежда­ющих об опасности; S — для знаков, предупреждающих о дей­ствиях для избежания опасности. Предупредительные знаки дополняются символическим изображением опасности. Выпуск и реализация опасных товаров без соответствующей маркировки запре­щаются.

Экологические знаки (экознаки) предназначены для обе­спечения потребителей достоверной информацией об экологичности товара или экологически безопасных способах его эксплуатации, использования или утилизации.

Экознаки подразделяются на три группы:

Первая группа включает знаки, информирующие об эко­логической чистоте товара и безопасности товара или отдель­ных его свойств для окружающей среды. Это транснацио­нальные, национальные, региональные, отраслевые знаки.

Вторая группа объединяет знаки, информирующие о способах, предотвращающих загрязнение окружающей сре­ды. К этой группе относятся: знак, призывающий не загряз­нять окружающую среду упаковкой; знаки ресайклинга, олицетворяющие замкнутый цикл «создание — применение — утилизация — воссоздание», для бумажной, стеклян­ной, полимерной упаковок и товаров, изготовленных из вторичного сырья, а также поддающихся повторному использо­ванию.

Третья группа включает знаки, информирующие об опас­ности для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например, в Финляндии были приняты в 1991 г. правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть помечены специальным знаком. К этой группе относится и знак ЕС «Опасно для окружающей среды»

Штриховой код (ШК) — это знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

В соответствии с требованиями проведения внешнеторго­вых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара яв­ляется обязательным условием его экспорта. Незакодиро­ванный товар просто невозможно реализовать, так как тор­говые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизиро­ванное товародвижение, не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

Штриховой код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информацион­ного и идентифицирующего характера, но и ряд дополни­тельных функций: автоматизированную идентификацию то­варов; автоматизированные учет и контроль товарных запа­сов; оперативное управление процессом товародвижения; повышение культуры обслуживания покупателей; информа­ционное обеспечение маркетинговых исследований.

В результате поиска путей по интенсификации товаро­движения и упрощению документооборота в конце 1960-х гг. появились первые идеи разработки универсальной системы, основанной на идентификации товаров по товарной нумера­ции. В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских госу­дарств была создана Европейская ассоциация товарной ну­мерации — EAN (European Article Numbering), которая за­крепила систему, ставшую Европейским стандартом кодиро­вания. После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус. Несмотря на на­личие большого разнообразия штриховых кодов на всех кон­тинентах, на практике при идентификации товаров коду EAN отдается предпочтение перед другими, в том числе в США, Японии и других неевропейских странах. В 1997 г. была учреждена Международная ассоциация кодирования товаров (EAN International) со штаб-квартирой в Брюсселе.

Достоинство системы EAN заключается в том, что она является универсальной и может быть применена практи­чески к любому виду товара и использована в любой точке цепи «производитель — оптовое предприятие — предприя­тие розничной торговли». Коды EAN подразделяются на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14.

Код страны присваивает Международная ассоциация EAN. В соответствии с установленными правилами штрихо­вой код могут использовать только фирмы, вступившие в члены EAN или EAN International через свои национальные ассоциации товарной нумерации.

Код предприятия присваивает национальная ассоциа­ция, код товара — производитель, который и несет ответ­ственность за правильное и однозначное кодирование своей продукции. Изготовитель может закодировать необходи­мые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентифи­кацию, не считая изменения цен, требуют перекодирова­ния ШК.

Контрольная цифра используется для проверки правиль­ности нанесения кода на данном товаре и определяется про­изводителем расчетным путем.

Подлинный IIIK определяется по следующим признакам отличия:

· размеры (минимально допустимые — 21,0x30,0 мм, мак­симально допустимые 52,5x74,6 мм);

· цветовое исполнение (штрихи — черные, синие, темно-зеленые или темно-коричневые, но не желтые и красные, так как они не считываются сканером; фон - белый, желтый, оранжевый, светло-коричневый);

· место нанесения (правый нижний угол задней стенки упаковки на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускает­ся нанесение на боковую стенку упаковки в правом нижнем углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи бу­дут параллельны дну упаковки;

· невозможность нанесения там, где уже есть другие эле­менты маркировки (текст, рисунок);

· нанесение только одного кода EAN или UPC; двух до­пускается, если изготовитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях, при этом они наносятся на противопо­ложные концы упаковки.

В 1987 г. Международная ассоциация EAN закрепила за СССР 10 трехзначных кодов (префиксов) - с 460 по 469. В 1991 г. Россия стала членом организации и преемницей префиксов бывшего СССР. В марте 1991 г. в Российской Федерации была создана Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), представляющая интересы своих членов в EAN. Ассоциация выдает регистрационные номера-коды предприятиям и зая­вителям из любой страны, ведет банк данных о зарегистри­рованных у нее ШК, разрабатывает и распространяет мето­дики по использованию кодов EAN.

Республика Беларусь приступила к разработке и внедре­нию автоматизированной информационной системы в соот­ветствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О создании автоматизированных систем безналич­ных расчетов и штриховой идентификации потребительских товаров» от 31 июля 1992 г. № 473. Этим же постановлением была определена подготовка специалистов для работы с авто­матизированными системами, порученная Министерству об­разования и Академии Управления при Совете Министров Республики Беларусь.

Республика Беларусь стала членом EAN International в августе 1998 г. За страной был закреплен префикс — 481. Вступление в члены Международной организации товарной нумерации и внедрение штрихового кодирования обеспечи­вают соответствие маркировки международным стандартам, что является важным этапом в создании условий для реали­зации продукции белорусских предприятий за рубежом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды и носители маркировки. Элементы и структура маркировки | Торговая марка, товарный знак и бренд
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.