Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если реальная система имеет несколько целей разной значимости и уровня, то их следует упорядочить, построив дерево целей — ДЦ

Схемы управления с обратной информационной связью являются более гибкими, адаптивными, особенно для технических, производственных и экономических систем. Именно по такой схеме целесообразно строить управление предприятий и организаций автомобильного транспорта.

Управление реальными системами носит мно­гошаговый, итеративный характер, при котором к поставленной цели приходят не за один, а за несколько шагов, последовательно корректируя действия с учетом достигну­тых результатов.

Достаточным набором для построения ра­зумного управления является: информация о состоянии системы, ее цели, имеющиеся ресурсы, располагаемое системой время достижения этих целей и необходимые для этого действия.

Минимально необходимыми, но недостаточ­ными условиями управления являются: на­личие информации о состоянии системы, определение цели (или целей), и понимание способов или действий для достижения этих целей.

Управление - это процесс преобразования информации о состоянии системы в определенные целенаправленные дейст­вия, переводящие управляемую систему из исходного в задан­ное состояние.

Например: исходное состояние автотранспортного предприятия - наличие в результате падения спроса на перевозки избыточных производственных помещений, которые можно использовать для сервиса индивидуальных автомобилей. Заданное состояние систе­мы (цель) - организация на базе АТП постов, участков, мастерских автосервиса индивидуальных автомобилей, позволяющих более эффективно использовать производственные помещения, увели­чить доходы, сократить расходы. Действия: анализ потребностей в услугах, привлечение инвестиций, реконструкция АТП, реклама и т.д.

В результате происходит весьма распространенная в рыноч­ных условиях диверсификация производства. В данном случае со­четание традиционной перевозочной и производственной (ТО, ре­монт, хранение собственных автомобилей) деятельности савтосер­висом индивидуальных автомобилей.

Правильно проведенная диверсификация производства спо­собствует росту доходов и прибыли, увеличивает конкурентоспо­собность предприятия.

Вернемся к определению понятия управления и выделим в нем
ключевые слова:

1 - информация о состоянии системы - И;

2 - цели или цель системы - Ц;

3 - действия, предпринимаемые в системе для изменения ее состояния и достижения цели - Д.

Без этих составляющих вообще не может быть самой постанов­ки задачи управления.

Эти условия, как уже указывалось, являются минимально необ­ходимыми, но недостаточными, так как любое реальное управле­ние требует ресурсов, а само управление, т.е. изменение состояния системы, происходит во времени, иногда весьма значи­тельном.

Учет фактора времени как формы последовательности смены явлений необходим. Во-первых, для планирования соответствующих действий, которые должны иметь календарное начало, промежу­точные этапы и финиш; во-вторых, для нормирования трудозатрат; в-третьих, для координации действий с другими элементами систе­мы или взаимодействия с внешними системами (клиентурой, по­ставщиками); в-четвертых, как экономическая категория, позволяю­щая учитывать через дисконтирование разновременные потоки де­нег.

Итак, более полное правило управления можно сформулировать следующим образом.

Естественно, что этот набор должен располагаться и исполь­зоваться в определенной последовательности, образующей типо­вые этапы или технологию управления, применяемые с минималь­ной привязкой для различных отраслей, предприятий и задач.

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Основными или типовыми этапами управления являются:

1. Определение цели, стоящей перед управляемой системой или подсистемой (отраслью, АТП, цехом, участком, брига­дой).

От правильного определения цели и частных задач во многом зависят и выбираемые средства. Причем цель подсистемы должна увязываться с целью системы более высокого ранга. Например, цели каждого цеха или участка АТП должны быть определены так, чтобы обеспечить техническую исправность заданного перевозоч­ным процессом количества автомобилей.

Следовательно, постановка цели и ее реализация должны рас­сматриваться в рамках программно-целевого подхода.

Подчёркивая важность определения цели, Л.Д.Питер в знаме­нитой работе «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось» указывал: «Чтобы компетентно работать в группе способных людей, нужны, всего на всего, общие ориентиры и четко определён­ные цели».

2. Получение информации о состоянии системы и о внешних факторах, действующих на систему.

При разработке мероприятий, направленных, например, на повышение коэффициента технической готовности, подобной инфор­мацией будут сведения об эксплуатационной надежности автомо­билей; данные о наиболее характерных отказах, вызывающих про­стои автомобилей в рабочее время; сведения о причинах просто­ев и т.д. Внешними факторами в данном случае будут: условия эксплуатации, организация материально-технического обеспече­ния и др.

При сборе, получении и обработке информации, то есть всего того, что может дополнить наши знания, убеждения ипредположе­ния о системе ивнешних факторах, различают следующие понятия:

Сообщение - упорядоченный набор символов (русский алфа­вит, цифры и тому подобное), служащих для выражения информа­ции (текст телеграммы, письма, абзац, штрих-код и др.)

Документ - материальный носитель сообщения в виде письма, справки, ведомости, наряда и т.д.

Сигналы - физические факты, явления, процессы, служащие для передачи и накопления сообщений.

Шум - помехи, затрудняющие получение сигнала.

3. Обработка информации, оценка ее точности, представительности, достоверности.

Следует отметить, что объективность, достоверность и доступ­ность информации о состоянии системы (предприятия, компании, банка) имеет значение не только для ее внутреннего управления, но и как средство повышения конкурентоспособности на рынке на ос­нове реализации принципа (или кодекса) корпоративного управле ния, главными из которых при принятии решений являются: чест­ность, прозрачность, ответственность и подотчетность. Эти принци­пы, вслед за США, приняты в 1998 г. организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Европе и предъявляют жест­кие требования, прежде всего, к отчетности в системе: прозрач­ность, доступность, регулярность информации о текущем финансо­вом положении (ежеквартально), ведение бухгалтерского учета по международным стандартам.

Соблюдение кодекса корпоративного управления повышает рейтинг (в том числе и международный) системы, ее конкурентоспо­собность, стоимость ценных бумаг, обеспечивает более благопри­ятные условия инвестирования.

4. Анализ информации, сбор при необходимости дополнительной информации, ее экспертиза.

5. Принятие управляющих решений, определяющих действия, в соответствии с целями системы, полученной и обработанной информации.

В зависимости от масштаба, глубины, ресурсоёмкости и по­следствий для системы, эти действия могут носить тактический или стратегический характер, быть стандартными или специально раз­работанными. Например, на транспортной системе США применя­ются следующие стандартные методы (стратегии) достижения успе­ха или целей (management strategy) и их комбинации:

• отслеживание изменения удельного дохода на единицу произведённой и реализованной продукции или услуг(yield strategy);

• оперативный контроль всех статей расходов и их минимизация (cost control strategy);

• обеспечение максимальной производительности и за этот счет прибыльности (productive strategy);

• заинтересованности персонала в конечных результатах системы и участия в прибылях (low interest strategy).

6. Придание решению четкой, желательно нормативной формы.

Формы, обеспечивающей индивидуальную ответственность исполнителей, поэтапной количественный и качественный контроль.

Предметность и четкость решения является своего рода простей­шим тестом его обоснованности и логичности. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», - утверждал немецкий философ А. Шопенгауер.

7. Доведение решения до исполнителей.

На этом этапе важной является форма передачи решения, обеспечивающая понимание сути принимаемого решения и ис­ключающая двоякое его толкование (смысла, ответственности, сроков выполнения и др.). Известно следующее высказывание по этому вопросу: Люди нередко понимают цель иначе, чем человек, ее указующий. Если ясность вашего объяснения исключает ненуж­ные толкования, все равно кто-то поймет вас неправильно (эф­фект общения Чизхолма).

В связи с этим стоит напомнить формулу А.В. Суворова: "Каж­дый солдат должен понимать свой маневр".

Наиболее целесообразной формой решения является закон, правило, норматив, обеспечивающие эффективное управление.

Под нормативом понимается количественное или качественное упорядочение и регламентация процесса принятия, а в ряде случа­ев - и исполнения решения. В ТЭ к нормативу относятся как кон­кретная норма, в соответствии с которой планируются или выпол­няются какие-либо работы, например, периодичность или трудо­емкость выполнения операций ТО, расход запасных частей, так и указания о порядке принятия и выполнения конкретных решений и действий, излагаемых в стандартах, положениях, руководствах, технологиях, приказах и других документах.

8. Реализация управляющего действия.

Например, строительство или реконструкция производственной базы; освоение новых видов услуг; введение новой системы мо­рального и материального поощрения ремонтных рабочих; направление автомобиля в ремонт или списание и т.д.

Способность к действию является важнейшей характеристикой системы или специалиста, и характеризует их компетентность. По словам Л.Д. Питера, компетентность определяется как состояние, позволяющее действовать, а с точки зрения реальных жизненных ситуаций её следует определять как овладение способностями и умением выполнять определённые функции.

9. Получение отклика (реакции) системы на управляющие действия в виде новой порции информации об изменении со­стояния системы.

При полном достижении системой назначенных целей в задан­ное время управление является оптимальным.

Если состояние системы ухудшилось, то управление нера­ционально.

Если произошло улучшение состояния системы, но цели пол­ностью не достигнуты, то управление является рациональным и наступает 10-й этап, в процессе которого анализируются причины, по которым цели не были достигнуты, при необходимости цели корректируются.

Это наиболее характерный вариант достижения целей.

Если итеративный подход реализуется, то говорят, что система является обучаемой.

Одна из типичных ошибок управления на разных уровнях - это попытка достичь цели за один ход, что для больших систем явля­ется просто нереальным по следующим причинам:

1) мы не располагаем, как правило, всей информацией о со­стоянии системы и действующих на нее факторов;

2) реализация решения происходит во времени, иногда значи­тельном, при этом ряд факторов, действующих в системе и на систему, изменяются;

3) большие системы инерционны и для изменения их состояния требуется значительное время и ресурсы;

4) главный действующий фактор управления - человек - консервативен, и требуется адаптация к новым целям и методам их достижения.

Примерами медленного изменения состояния систем является чрезвычайно длительное освоение специалистами персональных компьютеров, трудная и продолжительная приспособляемость большинства людей к рыночным условиям. Падение производст­ва, затем стабилизация и начало подъёма народного хозяйства России в рыночных условиях продолжались более девяти лет.

Значительный разрыв между моментами принятия иреализа­ции решения, дефицит информации налагает определённые требо­вания на прогнозируемые показатели системы.

Фиксация крайних (пессимистических и оптимистических) вариантов возможного развития системы очень важна, так как

а) руководители большой системы могут подготовиться к пессимистической ситуации;

б) на случай возникновения этих ситуаций необходимо иметь планы действия, помня об известном правиле: «Надейся на лучшее – готовься к худшему».

 

 

3. Методы управления

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

1. Управляющие и управляемые элементы системы

Говоря о процессе и этапах управления, определении целей, принятии решений, мы как бы подразумеваем, что в любой системе имеются управляющие и управляемые элементы, которые группи­руются:

• в подсистему управления - ПУ;

• в управляемый объект - УО.

Простейшая схема их взаимодействия приведена на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия подсистемы управления и управляемого объекта системы

В свою очередь, подсистема управления в общем случае мо­жет включать:

• ПР - программу управления - алгоритм (алгоритмы) управления, системой.

• ОУ- орган управления - принимает решение по управлению с учётом программы управления вырабатывает управляющий сигнал (решение) - Хт0.

• ИО - исполнительный орган - воспринимает управляющий сигнал от органа управления ОУ и преобразует его в управ­ляющее воздействие Хт.

• ИС - информационную систему, которая собирает данные о состоянии системы на выходе Y(t), анализирует их и передаёт эту информацию в орган управления.

Рассмотрим два важных свойства больших систем: жесткость и реактивность.

ЖЁСТКИЕ И ГИБКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В зависимости от взаимодействия процессов выработки и реа­лизации программы управления различают жесткое управление и гибкое управление с обратной информационной связью.

При жестком управлении программа управления системой строится из следующих предположений и условий:

• практически полная определенность будущих воздействий среды и состояния системы;

• несущественность влияния непредвиденных возмущений или защита объекта управления от них.

Рис. 3. Схема жесткой системы управления.

Последовательность процесса управления при жёсткой систе­ме.

1) Орган управления (ОУ) на основании имеющейся программы (ПР) принимает решение, которое в виде сигнала Хт0 передаётся в исполнительный орган (ИО).

2) Исполнительный орган преобразует этот сигнал в управляющее воздействие Хт;- символ преобразования сигнала.

3) Управляющее воздействие Хт, по сути дела, является входом для управляемого объекта УО.

4) Вход Хт обеспечивает получение на выходе заданного програм­мой показателя функционирования системы Ут

Таким образом, вход для жёсткой системы управления опреде­ляется сигналом, исходящим от программы управления самой сис­темы.

Недостатки жёсткой системы - её выходные параметры слабо
зависят от изменяющихся внешних условий.

Преимущества: простота инадёжность функционирования.

Примером жесткого управления является работа автоматиче­ского светофора в режиме, не учитывающем фактическое состоя­ние транспортного потока на перекрестке.

В результате вероятность прохождения светофоров даже на
магистралях без остановки автомобилей составляет 0,51 (51 %), а
вероятность остановки автомобиля именно из-за светофора 0,76
(76 %).;

Второй пример - содержание штата исполнителей и состава, предлагаемых клиентам работ (услуг) на СТО без учета сезона испроса.

При управлении с обратной информационной связью про­грамма корректируется в зависимости от информации о фактическом состоянии управляемого объекта или обратной связи ИС (рис.4).

Рис. 4. Схема управления с обратной связью

Последовательность процесса управления с обратной информационной связью (управление по отклонениям)

1) Фактическое состояние управляемого объекта характеризуется
отклонением полученного выхода Y(t) от заданного для системы норматива Y0(t): ∆Y=Y(t)-Y0(t).

2) Это отклонение ∆Y фиксируется информационной системой ИС ипередаётся органу управления ОУ, который корректирует программу управления или выбирает из банка программ необходи­мую.

3) Орган управления передаёт управляющий сигнал Хт0 откорректированной программы на исполнительный орган ИО.

4) Исполнительный орган (ИО) по сигналу (решению) органа управления вырабатывает управляющее воздействие ±∆Х, кото­рое поступает на вход системы, изменяя его; X ±∆Х. Это воздей­ствие ИО на УО обозначается символом.

Таким образом, на вход системы поступают:

• данные о внешнем воздействии X(t);

• корректирующее воздействие ±∆Х, зависящее от отклонения
показателя выхода системы от норматива ∆Y=Y(t)-Y0.

Преимущества системы с обратной связью:

• гибкость - учёт изменения внешних условий;

• стабильность работы системы на выходе при изменяющемся входе.

Недостатки:

• усложнение структуры, появление дополнительных звеньев;
• более сложная программа.

Примеры системы управления с обратной информационной связью:

• автоматическая антиблокировочная система регулирования торможения ABS (фиксируемое отклонение выхода - началопроскальзывания колеса при торможении);

• действия водителя по поддержанию определенных параметров движения автомобиля на маршруте с учётом дорожной обстановки;

• современные компьютерные системы управления рабочими процессами двигателя с учётом нагрузки, скорости и состава отработавших газов;

• регулирование объёмов производства и цены на основе баланса спроса и предложения, например, услуги на сервис и ТО.

РЕАКТИВНЫЙ И ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.

В зависимости от реакции системы, т.е. ее органов управле­ния на изменение внешних воздействий, наблюдаются два крайних метода управления: реактивный и программно-целевой.

При реактивном методе планирование осуществляется перед самым началом или в процессе действия, решения принимаются без анализа возможных альтернатив и часто меняются, являясь ре­акцией на текущие события.

Типичным для этого стиля управления является высказывание Наполеона Бонопарта, которые он, однако, адресовал своим про­тивникам: «Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим». Реактив­ный метод характерен для систем, руководители которых игнори­руют информацию обратной связи, состояние самой системы, а также изменения внешних факторов.

Сущность программно-целевого метода (ПЦМ) заключается в четком определении цели системы и интеграции всех видов дея­тельности подсистем в виде программы для достижения поставлен­ной цели. Отсюда может быть сформулировано следующее пра­вило управления.

Программой является только то, что увязы­вает цели с ресурсами, т.е. определяет необхо­димое количество и виды ресурсов для их преоб­разования в конечный (целевой) результат (продукт) в течение назначенного промежутка вре­мени.

Если такого сочетания нет, то это может быть перечнем дей­ствий, планом каких-то мероприятий, наконец, сценарием развития, но не программой. Применяемые на практике методы управления, как правило, занимают промежуточное место, тяготея к реактивному или программно-целевому методу.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ДЕРЕВО СИСТЕМ

ПОНЯТИЕ О ДЕРЕВЕ ЦЕЛЕЙ

1. При формулировании цели конкретной системы (отрасли, объединения, предприятия) возникают несколько достаточно слож­ных задач.

1) Как от общих или обобщенных целей вышестоящей системы перейти к конкретным количественно описанным целям подсистем? Например, маркетинговый анализ позволяет предположить прирост спроса на определенные перевозки на 12%. Освоения этих объё­мов, это, очевидно, генеральная цель предприятия, фирмы. За счет чего это можно сделать? - это подцели, их необходимо в рамках ПЦМ четко определить.

2) Как сопоставить или, как мы говорим, ранжировать несколько иногда противоречивых целей, которые, как правило, стоят или поставлены перед любой сложной системой? Например, уве­личение прибыльности, требующее сокращения всех видов затрат, и уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду, приводящее к увеличению ряда статей затрат.

3) Как цели соразмерить с ресурсами, а последние перераспределить между несколькими целями?

4) Как цели подсистем заставить работать на цели системы?

Для разрешения этих сложных и противоречивых задач реко­мендуется использовать прием.

2. Дерево целей (ДЦ) - это упорядоченная иерархия целей, выражающая их соподчинение и внутренние взаимосвязи. При построении ДЦ происходит декомпозиция - разложение целей по уровням, т.е. их упрощение, конкретизация, уточнение адресности.

Обычно ДЦ имеет одну вершину, называемую корнем, который характеризует генеральную цель системы Ц0, распола­гаемую на высшем уровне. Далее цель высшего уровня разлагается на цели первого уровня Ц101, Ц102…Ц10 n, которые, в свою очередь, - на цели второго уровня и т.д. Декомпозиция продолжается до так называемых элементарных целей, которые дальнейшему разложению не подлежат. Например, для персонала предприятия, фирмы - это цели, которых должен добиваться конкретный исполнитель.


 

Рис. 5. Схема дерева целей

1 - корень дерева целей (генеральная цель системы);

2 - вершины ДЦ;

3 - дуги ДЦ

Пожалуй, впервые попытку иерархического подхода к анализу сложных и запутанных систем мы находим в греческой мифологии на примере взаимоотношений многочисленных богов разных поколений, которые сначала воевали и враждовали, добиваясь главен­ства. Затем их взаимоотношения были упорядочены. В верхней части пирамиды власти расположились титаны. Наиболее извест­ные из них - Прометей, вылепивший людей из глины, давший им знание и огонь, и Кронос, пожиравший своих детей. Далее следова­ли боги-дети или олимпийцы, среди которых был Зевс. Среди две­надцати богов олимпийцев были покровитель дорог, путников и тор­говцев, бог-вестник (т.е. по сути «министр» наземного транспорта, связи и торговли) - Гермес, а также Минос, давший людям первые законы, т.е. своего рода методы управления и принятия решений. На следующем уровне располагались боги-внуки или гиганты, кото­рые пытались свергнуть олимпийцев. Следующую иерархическую ступень занимали герои - дети богов и простых женщин. Главным героем был сын Зевса' Геракл, победивший мятежных гигантов. Среди героев мы находим еще нескольких покровителей транспорт­ной системы: Ясон («морской транспорт»), Дедал (а не погибший Икар), перелетевший на крыльях из критского плена в Афины - «воздушный транспорт».

Итак, в ДЦ отношение целей низшего уровня к целям высшего - соподчинение. Одна из форм соподчинения - это определение конкретного вклада (весомости) цели нижнего уровня в достижение цели высшего. Цели же одного уровня дополняют друг друга.

Например, структурный анализ загрязнения окружающей среды от автомобильного транспорта, позволяет выявлять наиболее крупные источники, на которые необходимо, прежде всего воздействовать. Так, суммарное загрязнение от движущихся в Москве ав­томобилей распределяется следующим образом:

- легковые автомобили - 65%;

- грузовые автомобили - 23%, в том числе:

• бензиновые-18%,
•дизельные - 5%.

- автобусы -12%, в том числе:

• маршрутные - 9%,

• прочие- 3%. I

3. Цели более высокого уровня соединены с целями следующего (более низкого) уровня линиями, называемыми дугами. Дуги характеризуют отношение между целями разных уровней (рангов). Как правило, это отношение типа Цii+1, которое означает, что цель i-го ранга доминирует над целью следующего ранга i+1, включаяее в себя. Одним из видов отношений может быть значимость (вклад) подцели нижнего уровня i+1 в дос­тижение цели верхнего уровня i.

Дуги имеют следующие обозначения: rikm, где i - ранг (уровень) цели или системы, из которой выходит дуга; k - номер вершины цели i, из которой выходит дуга; m- номер нижестоящей верши­ны (i+1) ранга, в которую входит дуга. Так, дуга, связывающая цель Ц0 и Ц101,обозначается r001, а цель Ц101 и Ц201 - r1012. Если, например, генеральная цель Ц0 складывается из трех целей первого уровня, то через дуги эту связь можно записать следующим образом:

Ц0=r001 Ц101 r002 Ц102 r003 Ц103

Соответствующие обозначения имеют и вершины (цели). Цифровое обозначение цели позволяет однозначно определить место и уровень данной цели в ДЦ, а также ее связь и соподчинение с вышестоящими целями.

Например, если цель обозначена Ц401125. То это означает:

1) эта цель четвертого уровня i=4;

2) вышестоящая цель (i-1) уровня имеет обозначение Ц30112;

3) она является пятой подцелью, подчиненной цели Ц 30112;

4) набор номеров подцели, т.е. 01125, показывает цепочку связей и взаимоотношений отданной цели до генеральной;

Это позволяет определить роль или вклад целей нижнего уровня в цели высшего и, в конечном счете, - в генеральную цель Ц0, а также совершенствовать систему стимулирования подразделений и персонала.

Например, оценка вклада подразделений (подсистем) в дости­жение поставленной цели составит:

1. Цели цеха системы питания в цели ИТС

2. Карбюраторного участка в цели цеха

3. Рабочего места №1 (исполнителя) в цели карбюраторного участка

Использование цепочки связей целей разного уровня системы Таблица 4

Уровень №№ целей и дуг Формулирование цели Оценка цели
       
Высший – предприятие, фирма Ц0   r001 Снизить потребление топлива на 10% 150000 л.
  Вклад инженерно технической службы (ИТС) в потребление топлива только – 35% 0,35*150000=52500 л.
Первый – ИТС предприятия Ц101 r1011   Ц2011
 
 


r20111

 

 

Ц30111

 

 

r301111

 
 

 


Ц401111

Снизить расход топлива по вкладу ИТС на 15% 0,15*52500=7875 л.
  Вклад цеха (участка) системы питания в расход топлива, приходящийся на ИТС – 45% 0,45*7875=3544 л.
  Продолжение таблицы 4
     
Второй – цех (участок) системы питания Снизить расход топлива, приходящийся на цех системы питания на 25% 0,25*3544=886 л.
  Вклад технического состояния карбюратора в расход топлива, приходящегося на цех системы питания – 60% 0,60*886= 532 л.
Третий – карбюраторный участок Снизить расход топлива за счет повышения технического состояния карбюратора на 15% 0,15*532= 80 л.
  Вклад технического состояния системы холостого хода в расход топлива карбюратором – 25% 0,25*80=20 л.
Четвертый – рабочее место карбюраторщика №1 Улучшить техническое состояние системы холостого хода карбюратора и сократить связанные с ней расход на 50% 0,5*20=10 л.
         

 

При формировании структуры предприятия, фирмы такие цепочки позволяют четко определить:

1) подчиненность отдельных подразделений,

2) их обязанности по отношению к вышестоящим подразделе­ниям и права - по отношению к нижестоящим,

3) прослеживать траектории и время прохождения информа­ции, решений, распоряжений,

4) выявлять слабые и тупиковые звенья,

5) определять эффективность работы подразделения и испол­нителей.

Таким образом, определение взаимосвязей и весомости целей и подцелей является одной из важнейших задач любого управления, которую наиболее целесообразно решать по­строением дерева целей.

В качестве примера приведены верхние ярусы ДЦ транспортного комплекса Российской Федерации.

Представляет интерес рейтинговые характеристики европей­ских компаний, построенные по результатам опроса, проведенного газетой "Файнэншл таймс" и компанией "Прайс уотер хауз" среди 1400 директоров и президентов компаний.

Наиболее важные характеристики, которые могут трактоваться как цели первого и второго уровней, следующие:

1) Организация хозяйственной деятельности и показатели работы.

2) Эффективная корпоративная стратегия.

3) Впечатляющий рост показателей работы.

4) Продвижение торговой марки.

5) Максимальные долгосрочные доходы для акционеров.

6) Использование возможностей персонала.

7) Удовлетворение запросов потребителей.

8) Оптимальное соотношение интересов участников капитала компании.

9) Реализация программы приватизации.

10)Наилучшие сделки по слияниям и приобретениям.

11)Инновационные подходы к организации бизнеса.

12)Эффективность использования технологии.

13)Самые высокие этические стандарты.

14)Наилучшее решение экологических проблем.

 

Рис. 6. Верхние ярусы дерева целей транспортного комплекса Российской Федерации

Обозначения на рис. 6:

Ц2011 - обеспечение необходимых провозных способностей;

Ц2012 - расширение номенклатуры предоставляемых транспортных услуг клиентуре;

Ц2013 - простота и оперативность оформления услуг;

Ц2014 - расширение географии предоставления услуг;

Ц2015 - альтернативность и избыточность банка услуг транспортного комплекса;
Ц2016 - информационное обеспечение клиентуры и перевозчиков;
Ц2017 - право выбора клиентом вида транспорта и услуги;
Ц2021 - единый исполнитель транспортных услуг;

Ц2022 - единая система ценообразования за вид услуг, а не транспорта;

Ц2023 - унифицированная документация при оформлении услуг;
Ц2031-обеспечение реальной альтернативности предоставления услуг видами транспорта;
Ц2032 - доступность цен и тарифов;

Ц2033 - разнообразие форм оплаты;

Ц2034 - поддержание платежеспособности клиентуры;

Ц2035-преференции, льготные таможенные сборы на транспортные услуги и технику;

Ц2036 - федеральные и местные налоги и дотации;

Ц2041 - доставка точно в срок пассажиров и груза;
Ц2042 - выполнение расписания движения;

Ц2043 - сохранность груза;

Ц2044 - гарантия оказания помощи неисправным транспортным средствам;

Ц2045 - эффективная система страхования людей и грузов;

Ц2051 - безопасность движения;

Ц2052 - безопасность пассажиров;

Ц2053 - безопасность персонала;

Ц2054 - безопасность населения;

Ц2055- экологическая безопасность;

Ц2056 - гарантия оказания помощи участникам транспортного процесса;

Ц2061 - беспрепятственный выбор вида транспорта и услуги клиентом;

Ц2062 - альтернативность и выбор уровня обслуживания;

Ц2063 - комфортность и альтернативность размещения пассажиров;

Ц2064 - надежность транзита и пересадок;

Ц2065 - сохранность багажа;

Ц2066 - совместимость транспортирования пассажира и багажа; I

Ц2071-обеспечение транспортных требований армии и органов защиты внутренней и внешней безопасности страны;

Ц2072 - резервирование перевозочных и пропускных способностей транспортного комплекса;

Ц2073 - транспортное обслуживание действий в особых условиях;

Ц2074 - поддержание конкурентоспособности и расширение участия в международных перевозках, в том числе и транзитных;

Ц2075 - обеспечение транспортных интересов страны в регионе СНГ, ближнего зарубежья и европейско-азиатского сообщества.

ДЕРЕВО СИСТЕМ И ЕГО РОЛЬ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

После того, как установлены конкретно цели системы, необходимо определить наиболее эффективные способы достижения этих целей. При этом очевидно, и это неоднократно отмечалось, что цели, как правило, можно достичь несколькими способами или их комбинацией. Например, сократить число отказов автобусов можно: обновив парк, приобретая более надежные автобусы, улучшив обслуживание и ремонт существующего парка, подняв заинтересованность водителей и ремонтных рабочих в безотказной работе автобусов на линии и т.д.

Поэтому следует указать еще на одно важное условие управления: обязательность анализа и сравнения нескольких путей достижения поставленных целей, т.е. их состязательность и альтернативность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элемент системы - это объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий дальнейшему расчленению в рамках по­ставленной перед данной системой задачи | Систематизацию и упорядочение выявлен­ных способов достижения поставленных перед системой целей рекомендуется осуществлять построением дерева систем - ДС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.