Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы биосферы

Глобальные проблемы биосферы

Живые организмы способны накапли­вать многие элементы и сложные вещества, повышая их концентрацию в тысячи раз.

Если вмешательство человека в биосферу незначи­тельно, то сохраняется природное равновесие экосистем. Однако усиливающееся влияние человека на природу (вырубка лесов, которые выделяют кислород и испаряют много воды, сжигание большого количества топлива, со­держащего углерод, уменьшение испарения с поверхности океана из-за пленки нефти, которая покрывает все боль­шие площади океана, и т. д.) приводит к нарушению равновесия и глобальному ухудшению состояния био­сферы.

Первая проблема — угроза парникового эффекта, о кото­ром мы уже говорили.

Вторая проблема — разрушение озонового слоя, распо­ложенного на высоте 15—50 км от земной поверхности и защищающего живые организмы от губительного дейст­вия коротковолновых ультрафиолетовых лучей (УФЛ). Уменьшение озонового слоя на 1% влечет за собой уве­личение ультрафиолетового излучения (УФИ) на 1,5%. Полное исчезновение озонового слоя означало бы ги­бель живых организмов на Земле. Даже его утончение приводит к росту раковых заболеваний, гибели многих организмов, к изменению генетического кода и, как следствие, к увеличению числа мутаций. Кроме этого, утончение озонового слоя приведет к увеличению нагрева Земли, усилению ветров, наступлению пустынь. Озо­новый слой разрушается в результате попадания в него летучих хлор- и фторорганических соединений, которые распадаются под действием солнечного света.

Третья важнейшая проблема биосферы – это аридизация (или опустынивание) суши.

Опустынивание — это процесс крайней деградации зе­мель, ведущий к тому, что они становятся похожими на пустыню. Происходит это в результате снижения уровня грунтовых вод и эрозии (разрушения) почвы.

Вообще опустынивание — это взаимодействие засухи и хозяйственной деятельности человека. Многие государст­ва Древнего мира, Малой Азии, Месопотамии, а также Рим, Греция потеряли свое могущество, а иные (Хорезм, страны Сирии, Северной Африки) и совсем исчезли в результате хищнического отношения к почве. Истоще­ние почв превращает страну в пустыню. Так, земли в районе Оклахомы превратились в «пыльную чашу». Дру­гой пример: описание вида, открывающегося с Вели­кой китайской стены: «Вся долина, бывшая некогда пре­красными фермерскими угодьями, превратилась в пустыню из песка и гравия, то влажную, то сухую, но всегда бес­плодную. Ее единственный урожай сейчас — это пыль, подхватываемая сильными зимними ветрами».

1. Перевыпас — увеличение поголовья скота, бесконт­рольный выпас которого приводит к вытаптыванию пастбищ.



2. Упрощение экосистем — выжигание кустарников для лучшего роста травы, уничтожение травы животными, не оставляющими ее перегнивать в почве.

3. Сельское хозяйство — интенсивное земледелие, не ос­тавляющее поля под пар, вынос химических элементов с урожаем.

4. Заготовка древесины — непланомерная вырубка лесов.

5. Засоление — в результате орошения происходит испа­рение воды, а соль остается.

6. Перерасход грунтовых вод — грунтовые воды расходу­ются быстрее, чем возобновляются.

Четвертая проблема – истощение природных ресур­сов. В древние времена человек добывал 19 элементов Периодической системы Д.М. Менделеева, к началу XVIII века — 25, в XIX веке — до 50, а в настоящее вре­мя в производство вовлечено около 100 элементов. Ко­личество ежегодно добываемых полезных ископаемых превышает 100 млрд. т, и темпы добычи растут. По раз­ным оценкам, невозобновимые природные ресурсы ис­тощатся через 50—100 лет.

Проблема исчерпаемости природных ресурсов при­обретает все большую актуальность. Это связано с осознанием их ограниченности и со все более увеличи­вающимся потреблением. Особый интерес представля­ет скорость использования различных видов топлива (каменный уголь, нефть, газ), поскольку с их исполь­зованием связаны проблемы загрязнения атмосферы и соответственно парниковый эффект, кислотные дожди и другие явления.

Тема: « Экологические принципы рационального использования природных ресурсов»

План:

1. Классификация природных ресурсов.

2. Кадастры природных ресурсов.

3. Красная книга.

4. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

5. Понятие о качестве окружающей природной среды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Глобальные проблемы биосферы

Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1541; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.167.220.36
Генерация страницы за: 0.087 сек.